V «Международная научно-практическая
интернет-конференция»
«Новейшие
научные достижения – 2009»
1.
Музыка: изучение и преподавание.
Н.Ф.Тихомирова
Луганский областной колледж культуры и
искусств
Основные методы
обучения сольфеджио в музыкальных
учебных заведениях
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом,
посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики,
так и в частных методиках преподавания отдельных учебных дисциплин. И несмотря на
это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной
педагогической практике остается весьма актуальной. Так Е.И.Перовский,
Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы
обучения; М.А.Данилов, Б.П.Есипов подразделяли методы обучения на методы
приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и
проверки знаний, умений и навыков; Е.Я.Голант предлагал выделять две группы
методов – активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру
познавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Но,
несмотря на различные определения, даваемые этому понятию отдельными дидактами
и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод
обучения способом организации учебной деятельности [2, с.260].
Метод
обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на
достижение заданной цели обучения [3, с.201]. Под методами обучения
(дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей,
решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда
относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом
случае уместно говорить о методах преподавания, во втором – о методах учения. Если
же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно,
проявляются методы обучения.
Цель
данной работы состоит в том, чтобы систематизировать методы обучения сольфеджио
в музыкальных учебных заведениях.
Форма работы |
Способы воплощения |
Методические основы работы |
Значение |
Вокально-интонационные
упражнения. Типы упражнений: одноголосные; двухголосные; трехголосные; в ладу (пение гамм, ступеней, мелодических и
гармонических оборотов, секвенций, интервалов, аккордов); от
отдельно взятого звука (интервалы, аккорды и др.) |
Пение интонационных упражнений различного типа всей
группой, а
capella, с гармоническим сопровождением Применение наглядных пособий. |
Преобладание пения Высокие
требования к точности интонирования. Внимание к метроритмической организации
упражнений. |
Укрепление ощущения ладо-тональности, накопление
слуховых представлений, овладение навыками воспроизведе-ния различных
элементов музыкального языка, создание вокально-слуховой базы для успешного
сольфеджирования и чтения с листа. |
Сольфеджирова-ние. Пение – самый распространен-ный вид музицирования,
естественное средство самовыражения, одна из форм проявления музыкальности.
Разновидности сольфеджирова-ния: a capella, с гармоническим сопровождении-ем;
с названием звуков; на различные слоги; с текстом; коллективное;
индивидуальное; цепочкой; пение по нотам с собственным аккомпанемен-том. |
Подготовитель-ные упражнения: сольмизация, пение
выученных мелодий по нотам, простукивание ритмического рисунка мелодии,
пропевание отдельных оборотов. Необходимость тактирования или дирижирования.
Процесс сольфеджирова-ния: 1.ладо-тональная настройка; 2.выразительное исполнение. |
Развитие точности интонирования, умения держаться в
тональности; правильное исполнение ритмического рисунка. |
Воспитание правильных вокально-хоровых навыков:
дыхания, артикуляции, звукообразования, чистоты интонирования Развитие
музыкального слуха. Выработка навыков ансамблевого пения. |
Музыкальный
диктант Наиболее сложная форма работы на уроках сольфеджио,
воспитывающая навыки записи музыки, определяющая уровень слухового развития
учащихся. Разновидности музыкального диктанта: устный, графический,
ритмический, тембровый, с предваритель-ным разбором, проверочный. |
Подготовитель-ные упражнения: запись и
транспонирование знакомых мелодий; запись и ритмическое оформление мелодий,
подобранных на фортепиано; переписывание нотного текста с мысленным воспроизведении-ем;
интонационные и ритмические упражнения. Процесс записи музыкального диктанта: 1.настройка; 2.проигрывания; 3.проверка; 4.использование диктанта как материала для
транспонирова-ния, подбора аккомпанемента и другой творческой работы. |
Владение навыками нотного письма; ладотональное и
метроритмическое создание мелодии, ощущение линии движения мелодии, ее структуры, роли отдельных интервалов. |
Средство развития музыкальной памяти, внутреннего
слуха, форма закрепления теоретических знаний учащихся, проверки их
грамотности. |
Слуховой
анализ – навык, необходимый для
успешного обучения игре на инструменте, пения с листа, записи диктантов,
творческой работы. Типы упражнений: определение на слух отдельно взятых
интервалов, аккордов; слуховые ощущения фонической окраски созвучий, их
консонантности и диссонантности; определение на слух и осознание ступеней
лада, мелодических оборотов, интервалов, аккордов на ступенях, их
функциональной окраски, последовательности из нескольких интервалов и
аккордов и т.д., прослушивание и разбор музыкальных произведений (или
отрывков) |
Целостный
анализ – воспитание навыка целенаправленного слушания музыкальных
произведений, накопление основных музыкальных понятий на основе музыкальных
впечатлений. Слуховой анализ элементов музыкального языка – необходимость
накопления в памяти и осознания отдельных элементов музыкального языка,
определяющих выразительность музыкального произведения (интонационные и
ритмические обороты, интервалы, аккорды в мелодическом звучании). |
Процесс
осознания слышимого (от общего к частному).Умение рассказывать о
прослушанном.Испо-льзование в качестве музыкального материала произведений,
разучиваемых учащимися в инструментальных, вокальных, хоровых классах.
Использование озвученных пособий и фонозаписей.Различ-ные формы опроса
(коллективный,индии-видуальный, устный, письменный, за фортепиано и т.д.). |
Значение слухового осознанного восприятия в системе
развития различных сторон музыкального слуха, в воспитании музыкального
мышления. |
Ритмические
упражнения – важное вспомогательное
средство в воспитании чувства метроритма. |
Простукивание ритмического рисунка музыкального
отрывка; воспроизведение ритмического рисунка по нотному тексту;
проговаривание ритмического рисунка слонами с тактированием и без него. Двух-
и трехголосные ритмические упражнения, каноны и др. Необходимость проведения
упражнений в разных размерах и темпах. Разработка навыков дирижирования.
Проработка отдельных ритмических групп, оборотов. |
Опора на двигательные ощущения учащихся при изучении
ритма; воспитание чувства метра (размера, темпа, соотношения длительностей). |
Осознание единства звуковысотной и метроритмической
организации музыки. |
Творческие
упражнения Вокальная и инструментальная импровизация как форма
творческой работы. Разновидности: индивидуальная, коллективная. Сочинение. |
Допевание ответной фразы; импровизация мелодии на
данный текст или ритм; импровизация мелодических и ритмических вариантов
данной мелодии; ритмическая импровизация; сочинение мелодии определенного
жанра, характера, с использованием различных выразительных средств;
импровизация подголосков к данной или сочиненной мелодии; подбор
аккомпанемента.Нотная запись сочиненной мелодии; подбор аккомпанемента.Нотная
запись сочиненных мелодий и импровизаций. |
Осмысление творческих заданий, их разнообразие,
доступность, эмоциональная выразительность. |
Активизация учебного процесса, воспитание творческой
инициативы учащихся в процессе обучения музыке, развитие музыкального слуха,
закрепление теоретических знаний, воспитание музыкального вкуса. |
В структуре методов обучения выделяются прежде всего
объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от
личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические
положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также
постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.
Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями
учащихся, конкретными условиями.
Именно
наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет
дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся
наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического
выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше
всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а
поэтому методы обучения были и всегда останутся сферой высокого педагогического
искусства.
Литература
1.Крюкова
В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 288с.
2.Педагогика. Учебное пособие
для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [под ред.
П.И.Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество
России, 2004. – 608с.
3.Подласый
И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. – М.: Владос-пресс, 2003. – 368с.