Педагогические науки/ 3. Методические основы воспитательного процесса
Васильев Г.Н.
МОУ
«Псковская общеобразовательная школа-интернат», Россия
Крыпецкие православные педагогические чтения
В
муниципальном общеобразовательном учреждении «Псковская общеобразовательная
школа-интернат» появилось новое традиционное дело – проведение православных
педагогических чтений. Их цель -
попытаться глубже уяснить значение православия для возрождения Псковского края,
определить его роль и важнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения в
рамках отдельного образовательного учреждения.
В этом году уже в шестой раз, педагоги и воспитанники
школы-интерната города Пскова собрались на Крыпецкие православные
педагогические чтения. На чтения собираются педагоги и учащиеся школы,
родители, преподаватели педагогического университета все, кого волнует
назначение жизни, смысл бытия. Они стремятся вернуться к традиционной для отечественной культуры
мудрой простоте миросозерцания, неотделимой от правды и нравственности. Чтения
построены так, чтобы сердце каждого нашло сродное себе, на одной из секций. И,
конечно же, объединяющей идеей чтений является память о Елене Николаевне
Морозкиной, памяти которой и посвящены чтения. Почему чтения были посвящены
памяти Елены Николаевны Морозкиной? Об этом хорошо сказала в своем сообщении
«Е.Н. Морозкина: «Штрихи к портрету» учащаяся школы Н. Сазонова: «Псковский
поэт С. Золотцев назвал Елену Николаевну «подвижницей»: Во всем она была ею. Во
всех делах и деяниях, которыми она занималась в течение своей немалой и
многотрудной жизни». И с этим нельзя не согласиться:
Елена Николаевна – солдат Великой Отечественной войны,
«зенитчица» - рядовая в артиллерийском подразделении. И этот тягчайший труд был
осилен юной девушкой.
Елена Николаевна – истинно
русская поэтесса. И все, чем она занималась в своей жизни, становилось поэзией.
Елена Николаевна – талантливый реставратор и искусствовед. Она
не работала в тиши кабинета. Она много странствовала по Руси и стала, по ее
признанию, «настоящей скобарихой», исследуя и возрождая сокровища – жемчужины
древнерусского зодчества Псковского края.
Даже если бы только одно дело в своей жизни сделала Е.Н.
Морозкина – спасла одну из самых заповедных святынь православного благочестия
на Пскощине – Иоанно-Богословский монастырь – и тогда она была бы достойна
этого титула». Не был случайным и выбор места для проведения чтений. Более 15
лет в школе-интернате работает краеведческий кружок и ежегодно учащиеся
совершают походы и экскурсии по родному краю. И часто, во время этих походов,
нам встречались места, бывшие когда-то населенными пунктами, точное название
которых затруднялись назвать и многие молодые местные жители. А ведь уйдут из
жизни последние старики, и уже никто не сможет рассказать живущим о том, что на
нашей земле были, например, такие населенные пункты, как Гнилоха и Гришин
хутор, имевшие каждый свою неповторимую историю и своих замечательных жителей - наших земляков и предков.
Но какими - бы трудными
не были времена, наши кружковцы все же верили в то, что подобное
беспамятство никак не могло произойти с
такими святынями, как Никандрова пустынь, Крыпецкий монастырь, несмотря на то,
что было время, когда и там не оставалось не одного жителя. И раз за разом, во
время наших походов, все новые воспитанники школы-интерната приходили сюда.
Причем и в Крыпецы и в Никандрову пустынь шли по старым заброшенным путям, по
болотам. А затем, довольные преодолением встречающихся многочисленных
трудностей, долго еще вспоминали об этих походах.
Проходит время и буквально на наших глазах жизнь возвращается в
святые, дорогие сердцу каждого псковича места. Приятно нам было узнать и о
начале восстановления Крыпецкого монастыря и Никандровой пустыни. Хочется
верить, что может быть и наша память, наши ежегодные походы туда, хоть в малой
степени способствовали этому. Учащиеся школы, члены краеведческого кружка,
познакомились с замечательным памятником псковской средневековой архитектуры –
Крыпецким монастырем, еще при жизни Е.Н. Морозкиной, когда он находился в
руинах, но, несмотря на запустение, он все – же очаровывал всех. И когда он
стал возрождаться, кому-то из наших кружковце пришла мысль, о том, что
очередные школьные краеведческие чтения можно было бы провести в
восстановленных стенах, некогда славившейся на всю Россию, библиотеки
монастыря, в котором свято чтят память его спасительницы – Елены Николаевны и
все книги, рассказывающие об обители, начинают ее четверостишием:
И
каждый камень пел,
И
своды пели хором,
И
небо, словно перл,
Светилось
внутрь собора…
«Чтобы по-настоящему любить свое Отечество, надо как можно лучше
знать его. Особенно это касается духовных истоков нации, без коих не было бы
России великой и неизбывной. А в данном стихотворении Елена Николаевна смогла
особенно точно передать свое
впечатление от увиденного» - отмечал в своем приветственном слове на открытии
чтений иеромонах Мардарий. Во всех работах Елены Николаевны сквозила боль за
разрушающее наследие. Она ставила в укор гражданским властям разрушение
исторического центра Пскова, бедственное положение ряда памятников города:
«Беда постигла душу города – поющую Пскову… Сломана единственная во Пскове
водяная мельница… Перерезана звезда улиц, ведущих к церкви Богоявления с
Запсковья. Фоном для ее живого силуэта стали мертвые коробки современных зданий
и упирающиеся в небо трубы». Не оставляла Елену Николаевну равнодушной и судьба
Крыпецкого монастыря, некоторые памятники которого погибают или погибли уже
сейчас, после того как монастырь был передан Церкви. «Древний Псков уходит от
нас» - так назывался цикл статей Морозкиной в «Новостях Пскова»: «Увы! Тревожно
и невесело. Хочется ударить в набатный колокол: ПОМОГИТЕ!…» Мы будем
несправедливы, если не выполним главного завета замечательной подвижницы: «Надо
сберегать все, что осталось в Пскове ценного»…
На чтениях ведется разговор о необходимости возвращения к
извечным ценностям русского народа - мягкости, скромности, всепрощению,
целомудрию, терпеливому приятию жизни, духовному ее осмыслению. В основе этих
ценностей - православие. Выступающие стремятся всеобъемлюще подходить к
рассмотрению православия как бытийного, реально-практического педагогического
мировоззрения, которое должно стать краеугольным камнем отечественного
образования; расширяют круг педагогических понятий и тем, вводя в практический
обиход воспитателя школы-интерната основополагающие, сущностные православные
предметы - икону, молитву, церковно-славянский язык, колокольный звон;
обращаются к творениям отцов церкви, к наследию православных старцев как к
высшей педагогической мудрости, которая помогает человеку осуществить себя и в
земной жизни, и в жизни вечной; опираются на русскую классическую литературу,
возвращают незаслуженно забытые имена благодаря внимательному
напряженно-духовному прочтению и знакомых; и забытых страниц. Понятие Духовности рассматривается не как отвлеченное, но как
реально-практическое понятие - внимательное, глубокое, уважительное отношение к
жизни другого человека, к собственной жизни, к жизни как к внутреннему подвигу.
Чтения помогают: - осознанно стремиться к собственному духовному росту и
оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении; - глубже понять
себя, свое предназначение - в семье, роде, профессии, Отечестве; - найти путь к
своему подлинному «я»; - жить, следуя своей природе; - различать пласты
человеческой жизни - физический, душевный, духовный, помочь в этом своим
ученикам; - внутренне приобщиться к национальной духовной традиции - религии,
фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии; - осознать
серьезность и неповторимость каждого дня и всякого дела; - обрести реальную
радость бытия. На чтениях педагоги школы обмениваются личным, современным
опытом духовно-нравственного воспитания, говорят о своих достижениях и
трудностях духовно-нравственного воспитания, представляют свои разработки
уроков и классных часов на темы Священной истории, отечественной культуры;
сценарии религиозных и фольклорных праздников, рассказы о паломнических
поездках и походах к святыням Псковского края.
На чтениях выступают и представители духовенства Крыпецкого монастыря.
Их выступления и беседы - о смысле жизни, педагогике бытия, об истории и
святынях монастыря очень помогают нам в нашей работе, побуждают заново
осмыслить роль религии не только в обучении личности, но и в духовном развитии,
в просвещении новых поколений, в формировании у детей нравственных устоев,
правильного понимания своего жизненного предназначения, открывают для
воспитанников высшие ценности человеческого бытия.
И, разумеется, чтения невозможны без участия детей – учащихся
школы-интерната.
Школьным
научным обществом было решено направить тезисы вступлений учащихся на Крыпецких
чтениях на конкурс творческих работ школьников «Первооткрыватели духовных и
государственных пространств России». Материалы, собранные учащимися – членами
ШНОУ школы-интерната заняли третье место на Северо – Западном гуманитарном
конкурсе творческих работ школьников «Первооткрыватели духовных и
государственных пространств России», проводимым в прошлом году Центром
Национальной Славы России. На Всероссийском педагогическом конкурсе
«Педагогические инновации – 2008» работа педагогов школы по патриотическому
воспитанию была отмечена медалью Януша
Корчака. О школьных чтениях неоднократно рассказывали журналы:
«Духовно-нравственное образование» (приложение к журналу «Воспитание
школьников»), «Перспективы развития современной школы», «Школьный библиотекарь»
и др.