К.п.н., доцент Михалькова О.А.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

Магистрант Тютюнникова Г.Ю.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

 

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре других народов.

 

 

Ребенок «впитывает» родную культуру буквально с первых лет жизни благодаря членам семьи, и прежде всего матери. Затем он продолжает познавать ее с помощью родных и близких, дошкольного учреждения. Поэтому большинство детей примерно с четырех лет, а иногда на более раннем возрастом этапе начинают осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Правда, некоторые дети затрудняются самостоятельно определить свою национальность. Но если заданный вопрос содержит подсказку, т.е. в нем наряду с другими называется национальность, к которой относится ребенок, дошкольник замечает ее, реагирует на знакомое слово и отвечает правильно. Вместе с тем не все дети обладают национальным самосознанием. Часто они подменяют национальную принадлежность другими понятиями. На вопрос «В нашей стране живут казахи, русские, украинцы, татары, а ты кто?» могут ответить: «Я человек!».

Межнациональное образование ориентируется на универсальные права человека: оно признает равноценность всех людей и рассматривает достоинство человека как неприкосновенное. В центре межкультурного образования стоит категорический императив И. Канта, который в межкультурной плоскости может означать, что каждый человек должен общаться со своими соседями, невзирая на их происхождение и цвет кожи.

Основной путь воспитания этики межнационального общения - приобщение детей к культуре разных народов.

Детям доступен следующий примерный объем знаний о культуре (ее элементах) нескольких (четырех - пяти) народов: место жительства каждого из них; труд, по возможности с учетом его специфики; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья); язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки, подвижные игры и игрушки, музыка), искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства), общечеловеческие нравственные качества.

Возникает вопрос, с какими же народами и в какой последовательности целесообразно знакомить детей?

Во-первых, педагог должен учитывать особенности восприятия, мышления детей дошкольного возраста, их сравнительно небольшой жизненный опыт, а значит исходить из национального состава группы, ближайшего национального окружения, действуя по принципу «от близкого к далекому». Вероятнее всего, наиболее «близкой» окажется та национальность, которая представлена более многочисленно в группе. В таком случае приобретаемые детьми знания будут подкрепляться «живыми» впечатлениями, что обеспечит формирование более ярких и точных, полных и достоверных, неформальных представлений о людях и их культуре. А это в свою очередь повлияет на развитие добрых чувств, обогатит содержательную сторону детского общения. При наличии определенных условий, к примеру, присутствие в группе сверстников из стран дальнего зарубежья, выезд «детсадовского» ребенка с родителями в другую страну, изучение дошкольниками иностранного языка, личные связи воспитателя с зарубежными коллегами, детей знакомят с культурой зарубежного народа.

При этом педагоги не только перечисляют, но и обосновывают, раскрывают средства воспитания этики межнационального общения: общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; миниэтнические музеи в дошкольных учреждениях.

То есть, для осуществления воспитательной работы по формированию у детей культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, его гражданского становления, воспитание культуры межнациональных отношений, представляет собой целенаправленный процесс, включение детей в различные виды учебной и внеучебной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у них этих моральных качеств.

Таким образом, межнациональное воспитание детей дошкольного возраста, должно осуществляться в трех направлениях:

      Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

      Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения - важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

      Поведенческие   нормы   (знания,   полученные   ребенком   о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры - лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

В межнациональном общении целесообразна следующая последовательность:

         Национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;

         Ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование   доброжелательного   отношения   к   сверстникам   и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

         Сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование      эмоционально-положительного      отношения      к национальному многообразию планеты.

Взаимное обогащение культур в их диалоге не остается пустой фразой, если каждый из нас будет прилагать усилия, чтобы «единство в многообразии» стало важнейшей образовательной ценностью.

Культура - это не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способы общения.

Люди, к какой бы нации они не принадлежали, имеют единую биолого-социальную сущность, общие потребности и интересы, хотя и различные по своему конкретному содержанию.

То, что мы сейчас переживаем: процесс подъема национального самосознания, стремления к развитию национальной культуры и языка, - все это исторически необходимо. Но это лишь одна сторона социального прогресса, развития общественной жизни. Другая необходимая сторона этого процесса - осознание каждым из нас своей человеческой сущности, своих общечеловеческих задач, решение которых невозможно без объединения усилий всех людей независимо от своей национальной принадлежности.

Таким образом, межнациональное общение - это определенные взаимосвязи и взаимоотношения в процессе которых люди, принадлежащие разным национальным общностям и придерживающиеся различных взглядов обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Основная задача педагогов - сформировать у детей дошкольного возраста доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить дошкольников к культурным ценностям разных народов.

Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем.

Как отмечала Э.К. Суслова: «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Как справедливо замечают казахстанские политологи, «Интересы полиэтнического государства нельзя отожествлять с интересами одной национальности. Полиэтничность и многообразие культурных типов диктуют во имя достижения консенсуса признание равных прав и равного доступа к центрам власти для представителей всех этнических общностей».

Путь Казахстана - поиск точек соприкосновения, расширение зон согласия и доверия, формирование национальной политики с учетом этнического состава Казахстана.

Литература:

1. Н.Назарбаев. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание президента страны народу Казахстана. Алматы, 1998г. с. 28.

2.    Сущность    и    перспективы   поликультурного    образования.    М.А.Надырмагамбетова. // Этнопедагогика. 2005г. №3 с.34-37.

3.   Б.Кадырбаев. Проблемы межэтнического взаимодействия и интеграции в контексте подвижности населения. // Саясат. 2004г. №2 с. 8-10.

4.   Караулова И., Сакенова Е. Дети разных кровей.//Мой ребенок. Сентябрь 2004. с.60-63.