Педагогические науки
К.п.н. Храпченкова Н.И., магистрант Мукатаева
Д.С.
КарГУ имени
Е.А. Букетова, Казахстан
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКА
Начиная с 80 годов двадцатого столетия, в мировой
образовательной системе наметились процессы, характеризующиеся стремлением
народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть индивидуальность национальной
культуры и менталитета, всплеском у миллионов людей осознания своей принадлежности
к определенному этносу. Исследователи называли его временем «взбунтовавшейся
этничности» или «нового национального возрождения».
В условиях современной
социально-экономической и культурной жизни Казахстана одним из приоритетных направлений
совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
Интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества
и возросшее этнокультурное самосознание все более акцентируют внимание на
развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание
говорить о поликультурном образовании, органически связывающее все виды культур
в едином видении.
Однако разграничивать проблемы воспитания
на этнические компоненты представляется нецелесообразным, поскольку воспитание
- процесс интегрированный, направленный на формирование всесторонне развитой,
социально значимой личности. Важно, чтобы национальное воспитание выступало не
как результат процесса обучения, а как первоочередное средство приобщения к мировой
культуре. Этнопедагогическое обоснование воспитания - сложнейший процесс, и
одним из его механизмов является внедрение в систему воспитания накопленных
народом приемов и методов воспитания достойного члена общества, передаваемых из
поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности.
Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и
общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.
В Казахстане проживают и активно
взаимодействуют казахи, русские, татары, корейцы, украинцы и другие этнические
общности. Сосуществование и развитие всех народов нашей страны требует поиска
путей достижения устойчивого баланса их интересов. Одним из эффективных средств
решения данной проблемы является образовательно-воспитательный потенциал
национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, способные
углублять контакты, объединить все народы (1). Только через национальные могут постигаться общечеловеческие ценности,
не противостоящие друг другу, а подчеркивающие своеобразие, оригинальность и
самобытность каждого народа, создающиеся усилиями всех народов. Неотъемлемой
частью мировой культуры является национальная, представляющая собой культуру рода,
семьи, в которой вырос ребенок. Задачу приобщения детей к истокам национальной и
общемировой культуры призваны решать, в первую очередь, педагоги.
Сущность воспитания в рамках национальных культур
сводится к формированию целостного восприятия национальной культуры как
источника не только содержания обучения, но и духовных, нравственных ценностей
человека, к становлению личности носителя культуры, к поликультурной социализации
и самоиндентификации со своим народом. А начинается этот процесс с усвоения
культуры своего народа, с формирования этнической идентичности.
К.Ж. Кожахметова считает, что национальное
самосознание, или этническая идентичность, как осознание принадлежности к
определенному этносу, формируется у человека в первые годы жизни (2). Именно
этот период является определяющим в становлении характера и выработке норм
поведения, во многом зависящих от социального окружения. Уже в дошкольном возрасте человек должен полюбить свой
народ, свою этническую и национальную культуру, испытать чувство национальной
гордости. Во все времена у всех народов основной
целью воспитания является сохранение, укрепление и развитие добрых народных
традиций и обычаев, передача подрастающему поколению житейского духовного,
производственного опыта.
В «Концепции
этнокультурного образования в РК» подчеркивается, что национальная идентичность
складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности
сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев (3). Основным
средством решения задачи достижения этнокультурной идентичности является
содержание обучения и воспитания в семье, дошкольных учреждениях,
национально-культурных центрах, что находит отражение в нормативных документах.
Предпринятый нами анализ программы
«Балбобек», по которой работают дошкольные учреждения РК, позволяет говорить о
ее ориентации на коренное обновление содержания воспитания и обучения дошкольников,
что обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики
Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли
системы образования в обществе (4).
Одной из особенностей программы является
введение раздела «Нравственное воспитание» с целью формирования гармонически
развитой личности на основе национальных обычаев и традиций, включение в
содержание национально-патриотических тем: «Казахстан - республика моя», «Народ
- источник искусства», «Язык - сокровище народа», расширение перечня
художественных произведений на основе идей народной педагогики (4).
В условиях сосуществования различных
народов в пределах Республики Казахстан актуальной является проблема
формирования доброжелательных межнациональных отношений, воспитания в детях
чувства интернационализма и патриотизма, нравственных проявлений высшего
порядка. В программе определены основные направления воспитательной работы по
формированию чувства дружбы, уважения к людям различных национальностей.
Средствами поликультурного воспитания
детей дошкольного возраста являются игрушки, художественная литература, народное
творчество, национальные праздники, предметы быта. Так, играя с куклами, дети узнают
национальные имена (Айгерим, Арай, Маша, Олеся и другие).
Уже в первой младшей группе проводятся
беседы по картинкам: «Наша семья», «Я помогаю бабушке», «Мой дедушка». Детей
знакомят с предметами быта казахов (сандык, бесик, кесе), дают детям понятие о
верхней национальной одежде (платье, тюбетейка, шапка, камзол, чапан, такия,
тумак).
Также детей знакомят с произведениями
художественной литературы (Е. Утетлеуова «Топ-топ», Ж. Жабаева «Колыбельная»),
с русскими народными потешками («Ладушки, ладушки», «Пекла бабка», «Еду, еду к
бабе, к деду») и др.
Детей приучают слушать музыкальные
произведения и петь спокойные и веселые песни: «Ана элдш» (колыбельная) А.
Менженовой; «Тэта бала» Г. Сопиева; «Камажай» в обработке К. Кунабаева; «Тусау
кесу» («Обрезание путы») Е. Хасангалиева; «Ладушки» (русская народная
прибаутка). Детей побуждают выполнять различные ритмичные движения под музыку:
«Пружинка» (музыкальная обработка В. Агафонникова); «Emi аятар» Б. Далденбаева.
Во второй младшей группе пополняется
словарный запас детей через беседы, рассматривание иллюстраций. Дети учатся
составлять небольшие рассказы по картинкам: «Национальная посуда», «Кукла
Айсулу». Через сюжетно-ролевые игры детей знакомят с традициями и обычаями:
«Разрезание пут», «Укладывание в колыбель».
Приобщение к художественной литературе
осуществляется через творчество М. Алимбаева («Ковер-алаша»), С. Сеитова («Алматы
- столица моя») и др. Детей знакомят с музыкальными произведениями: Б. Далденбаева
- «Хайлашм», А. Токсанбаева - «Ерке тайым» Д. Куатбаева - «Ауылга сапар», русскими
народными песнями, произведениями других народов.
В средней группе работа по формированию
чувства дружелюбия продолжается в процессе общения со сверстниками разных
национальностей.
Воспитатель проводит с детьми беседы по
картинам с изображением достопримечательностей городов Казахстана, применяя
дидактические игры: «Встреча гостей», «Путешествие по городу», с помощью
которых обогащается словарный запас. Дети узнают, что такое юрта, из чего она сделана,
каковы ее размеры. Расширяются знания о национальной посуде, национальных блюдах:
из чего, где и как их готовят.
Углубляются знания детей о национальном
искусстве по картинам: «Национальная посуда», «Закипел чай в разукрашенном
самоваре», «Ковры», А. Кастеева «Убранство юрты», А. Галимбаева «Вкусный чай»,
«Аяк кап», «Дастархан», М. Кендебаева «Изготовление кошмы».
Также детей знакомят с
произведениями художественной литературы: И. Алтынсарина «Отец и сын», Ш.
Бейшеналиева «Азиз и папа чабан», Б. Данабекова «Отзывчивый мальчик», Шарля
Перро «Красная шапочка», русской народной сказкой «Гуси-лебеди», украинской
народной сказкой «Колосок», музыкальными произведениями: «Кызыл кумды ауылым»
(в обработке Б. Далденбаева).
В старшем дошкольном возрасте расширяется
и углубляется процесс знакомства с символикой, национальной культурой народов
Казахстана.
В старшей группе детей знакомят с флагом,
гербом, гимном - символами Казахстана. Воспитывают чувство дружбы, уважения к
представителям разных национальностей, проживающих на территории Казахстана.
Знакомят детей с национальными костюмами, с предметами народно-декоративного
искусства, с национальными народными песнями, сказками, пословицами,
поговорками.
В подготовительной группе у детей
воспитывают интерес к истории родного края, народа, к событиям недавнего
прошлого, настоящего, к родной природе, формируют желание больше узнать о природе
своего края и беречь ее, о природном разнообразии республики.
В старшей и подготовительной группе детей
знакомят с произведениями художественной литературы: Г. Циферова «Киргизстан»,
К. Маликова «Страна киргизов», И. Мизина «Давай дружить», Н. Рубцова «Привет,
Россия», Н. Байрамова «Туркмения моя», Я. Акима «День рождения страны
Туркмения», Н. Хикмета «Узбекистан», Э. Ахунова «Девушкам, сборщицам хлопка»,
узбекской народной сказкой «Чей сон лучше?», шведскими народными песенками
«Кот-бездельник», «Едем, едем на барашке», «Отличные пшеничные», югославской
песенкой «Колыбельная», югославскими сказками «Два ленивца», «Хозяин и
подмастерье», немецкими народными сказками «Горшок каши», «Бабушка-метелица»,
итальянскими сказками Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
и т. д.
На всех возрастных этапах развития детей
важно уметь правильно приобщать к художественной литературе, вызывать интерес к
чтению рассказов, сказок, стихотворений с национальным колоритом. Драматизация,
организация сюжетно-ролевых игр развивает в детях творческие способности, пробуждает
интерес к народным традициям, особенностям национальных культур, существующих в
пределах нашей Республики.
Анализ программы «Балбобек», активно
используемой в дошкольных учреждениях как с казахским, так и русским языками
обучения, показал этнокультурную направленность ее содержания, а использование
устного народного творчества, художественной литературы, музыкальных произведений
и других средств, взятых из наследия разных народов Казахстана, способствует
решению поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, значимость использования
средств поликультурного воспитания в учебно-воспитательном процессе несомненна.
Они являются основой содержания нравственно-эстетического воспитания детей
дошкольного возраста на основе идей народной педагогики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Жумабаева Заида. Этнопедагогика: традиции и обычаи
народа в воспитании детей // Казахстан мектебi - № 8. - 2004.
2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология,
теория, практика. - Алматы, 1998.
3. Концепция этнокультурного образования в Республике
Казахстан. - 1996.
4. Программа «Балбобек». - Алматы: РИК КАО им. И.
Алтынсарина, 1999.
5. Измайлов А.Е. Народная педагогика: педагогические
воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1991.
6. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Москва,
2000.