Виртуальная реальности как созидательный элемент в рекламе

Александрова Л.А.

филиал ДГТУ в г.Волгодонске

Развитие информационных технологий и компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека способствовали созданию новых технических и психологических феноменов и  выявили  специфическую  форму передачи, хранения и воспроизведения данных, связанную с использованием технологий виртуальной реальности, то есть искусственно созданную компьютерными средствами среду, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая при этом реальные ощущения [3, 122].

Современные социальные институты охвачены процессом виртуализации сущность которого заключается в тотальной подмене реальных процессов их симуляциями. Такая тенденция грозит полностью подменить реальные процессы виртуальными аналогами и привести к неустойчивости социума.

В период постмодернизма возникают системы символов формирующие симулякр с его локальными субъреальностями. Симулякр – «ложная форма», под которой фактически, нет «натуры». Оттенки смыслового значения понятия «симулякр» (от лат.simulare – притворятся), меняется в зависимости от модели применения. Так, по мнению Ж.Делеза, симулякр – это не просто копия копий, так как он ставит под вопрос само понятие модели и копии [2, с.123]. В отличии от Ж.Делеза, который разрабатывал преимущественно онтологические аспекты симуляции, Ж.Бодрийяр сосредотачивает свое внимание на социальных сторонах этого явления и выдвигает тезис об «утрате реальности» в постмодернистическую эру, на смену которой приходит «гиперреальность», в которой знаки больше не обмениваются на «означаемое», а замыкаются сами на себя, тем самым обращаясь в симулякры.

Использование растущих возможностей массовой коммуникации, связанных как с расширением приемов монтажа образов, так и с феноменом пространственно-временного сжатия привело к формированию качественно нового состояния культуры. Информации становится все больше и больше, что значительно осложняет возможности ее понимания. С точки зрения Ж.Бодрийяра, культура теперь доминирует некоторыми моделями, симуляциями [1, 142]. Мир, таким образом, превращается в исключительно знаковую, виртуальную реальность.

Эстетика виртуальной реальности широко представлена в современной рекламе. Она трансформирует, разрывает свойственные реальности временные, причинно-следственные, символические связи и отношения, предлагая новую эстетику. Изначально технологии виртуальной реальности в рекламе рассматривались лишь как набор спецэффектов для «воспроизведения неизобразимого», но последующее применение компьютерной виртуальной реальности существенно повлияло на сюжетность и ритм повествования.

Как средство трансляции культурной информации, реклама проектирует информацию, а опосредованно – человека и общество.  Поскольку она выступает в качестве ведущей имиджевой деятельности в постмодерном обществе, то именно посредством рекламы общество смотрит на себя и усваивает свой собственный образ, причем образ этот основывается отнюдь не на подобии, а выступает как симулякр.

Реклама, будучи знаковой системой, несет определенную (достоверную или не совсем достоверную) информацию о вещи с целью обеспечения ее продажи. Здесь между «посланием о предмете», заключенным в рекламе и самим рекламируемым предметом можно установить отношение соответствия: насколько оно выполняется, настолько и «правдива» реклама.

Далее реклама начинает создавать образ вещи, то есть наделять ее качествами, изначально ей не присущими, или же, путем использования определенных приемов конструировать особую среду, атмосферу, в которую погружена вещь. Последняя уже перестает быть просто предметом, предлагаемым потенциальному покупателю; она обращается в некий символ, имидж, с которым связывается то или иное чувство, поведение, желание, так создаются торговые марки, ставшие более значимыми, чем сами вещи – форма становится важнее содержания, глубина уступает место поверхности. Цена образуется не в соответствии с реальными затратами, а исходя из «виртуального образа стоимости» – символической составляющей, за формирование которой отвечает реклама

Особого внимания заслуживает феномен симуляции заботы о человеке. В рекламе нас покоряют не слова и образы, а заботливость, с которой к нам обращаются, что-то показывают, пекутся о нас. Причем, опека эта носит персонифицированный, индивидуальный характер, ибо реклама создает иллюзию того, что она направлена именно на тебя, именно ты тот единственный и уникальный, достойный ее внимания.

Забота рекламы выражается не только в ее ориентированности, но и в ее вездесущности. Индивид фактически не выходит из поля рекламного воздействия; его повсеместно окружают светящиеся вывески, кричащие плакаты, интригующие объявления и соблазняющие ролики.

Еще одна причина, по которой реклама есть симуляция – это иллюзия чувства общности, которое она в себе несет. Когда индивид приобретает разрекламированный товар, он покупает не саму вещь, а скорее образ жизни, с которым она в рекламе связывается. Совершая акт покупки, потребитель «виртуально» приобщается к той или иной социальной категории, причем здесь не имеет значения насколько в действительности он далек от нее.

В конце ХХ века значимость рекламной информации резко усиливается, что  вызвано следующими причинами.

Во-первых, в результате усложнения общественного поведения усиливаются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт, а растущую потребность в рекламной информации начинают испытывать не только деятели рынка, но миллионы и сотни миллионов граждан.

Во-вторых, реклама становится не только сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным продуктом. Возникает рекламный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также воздействия на поведение людей.

В-третьих, резко возросли технологические возможности получения, хранения и использования рекламы во все возрастающих объемах. Направление и скорость изменения информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) рекламы определяют структуру информационного пространства. Технологическое лидерство в рекламе захватили информационные технологии, в основе которых лежит взаимодействие компьютера или компьютерной сети и человека.

Создание информационной среды общества является предпосылкой, создающей возможность растущего использования рекламы в экономике, политике и культуре, является создание информационной среды общества, которая может быть понята в первом приближении как информационное пространство. Структура рекламного пространства выражает информационную инфраструктуру общества – различные сети распространения рекламной информации, систему образования, науку и СМИ.

Таким образом, в период постмодернизма создается единая и многообразная однородная информационная среда - виртуальная реальность, которая для многих       людей заменяет собой реальный жизненный мир. И в этих условиях сложно переоценить значение рекламной действительности как созидательного элемента, который способствует  тому, что в данный процесс «включается» потребитель, способный довольствоваться симулякрами, и ощущающей себя игровым персонажем.

Литература

1.     БодриярЖ.Система вещей. Пер. с фр. С.Зенкина. - М.: Румино, 2001.

2.     Делез Ж. Симулякр и античная философия.//Логика смысла. М., 1995

3.     Культурология ХХ век. Энциклопедия. Т.1. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998