Симорот С.
Ю.
Тихоокеанский государственный университет
(Россия, г. Хабаровск)
Теория свободы совести
в правовом поле современной России
Конфессиональная
пестрота многонациональной России, всплеск религиозной активности, интерес к
вопросу государственно-церковных отношений делают весьма значимыми
теоретико-правовые исследования института свободы совести.
По
мнению автора, такой сложнейший феномен, как право на свободу совести
целесообразно смоделировать в некую умозрительную концепцию – теоретическую
модель. Теоретическая модель свободы совести – интегративное понятие,
включающее совокупность подходов к исследованию феномена свободы совести,
систему параметров и определение критериев данной свободы, а также ее
взаимосвязи с другими институтами гражданского общества. Элементами данной
модели выступают юридический, политико-идеологический, социокультурный, философский,
конкретно-исторический компоненты.
Одной
из наиболее разрабатываемых в теоретическом плане и в то же время
противоречивых традиций осмысления свободы совести является юридическая. До
сегодняшнего дня дискуссионным остается вопрос о месте права на свободу совести
в системе демократических прав и свобод. В юридической литературе высказывались
концепции, относящие данное право к личным правам и свободам, политическим,
общественным; были предложения расширительного толкования дефиниции как
интеллектуальной свободы человека.
На наш взгляд, свобода совести –
универсальное комплексное образование, не сводимое лишь к одной группе прав
личности. Придерживаясь трехчленной классификации прав и свобод личности (права
и свободы в сфере личной безопасности и частной жизни, в области
государственной и общественно-политической жизни, в области экономической,
социальной и культурной деятельности), представляется возможным включить
институт свободы совести в каждый из вышеозначенных блоков.
Как
право, гарантирующее индивидуальную свободу, самоопределение личности,
беспрепятственный выбор ею различных вариантов своего поведения и действий по
отношению к вопросам религии и атеизма, как право, проявляющее духовные
интересы и потребности гражданина, свобода совести включается в блок личных
прав человека и гражданина.
Как
нормативное измерение социокультурной деятельности человека, как культурная
ценность, детерминированная характером и уровнем развития экономического строя,
социума в целом, свобода совести предстает как одно из прав личности в области
экономической, социальной и культурной деятельности. Конкретизация же в данной
группе прав свободы совести проявляется, например, в праве свободно выбирать
род деятельности и профессию (п. 1 ст. 37 Конституции РФ), в праве на
образование ( в том числе и религиозное) (ст. 43), в праве на участие в
культурной жизни (п. 2 ст. 44) и т.д.
Представляется
возможным право на свободу совести отнести также и к блоку прав в области
государственной и общественно-политической жизни, так как оно регулирует
наиболее существенные отношения между властью, религиозными объединениями и
гражданами в сфере государственно-конфессиональных отношений.
Отдельные
элементы содержания свободы совести проявляются в праве создания объединений
(ст. 30 Конституции РФ), праве на обращение индивидуально и коллективно в
государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 30), в праве на
замену военной службы альтернативной гражданской по религиозным убеждениям (п.
3 ст. 59 Конституции РФ).
Итак,
свобода совести, благодаря многоаспектности содержания своего понятия,
предстает как «мобильное» право, что позволяет рассматривать его включенным в
систему и личных прав и свобод, и социально-экономических, и
общественно-политических.
По
нашему мнению, юридическая сущность свободы совести состоит из следующих
компонентов:
1)
Право
на определение своего отношения к
вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право
иметь, выбирать и менять, исповедовать (или не исповедовать) религиозные или
иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на
религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное
отношение к религии и свободомыслию.
2)
Право
действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность
распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов,
убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать
религиозные обряды индивидуально или совместно с другими.
3)
Право
на тайну своих религиозных или иных убеждений.
4)
Право
на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления
свободы совести.
В
законодательстве о свободе совести этот элемент данной свободы проявляется в
запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов,
органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для
формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать
деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.
5)
Право на терпимость со стороны инакомыслящих и инаковерующих
Итак,
характеристика юридического компонента свободы совести позволяет представить ее
как универсальное образование, обладающее «мобильным» характером в отношении
частноправовой и публично-правовой областей. Юридическое содержание понятия
права на свободу совести предполагает определение отношения к вопросам веры и
неверия, действование в соответствии со своими убеждениями, а также (при
условии соблюдения законности и правопорядка) гарантированный нейтралитет
государства и терпимость со стороны инакомыслящих и инаковерующих.
Помимо
юридического, модель свободы совести включает:
·
политико-идеологический
компонент. Это состоящая из организационной и
контрольно-регулятивной сферы система взглядов, идей, умонастроений, целей
граждан, религиозных объединений, государственных образований и властных
структур, в которой выражается отношение данных субъектов к вопросам свободы
совести;
·
социокультурный
компонент – социальные притязания человека на определенный набор благ в
рассматриваемой области, обусловленные уровнем развития общества, социальных
сил, культуры в целом и нашедшие юридическое закрепление в законодательстве;
·
материальный
аспект – опосредованное правом влияние экономических (базисных) отношений на
различные структуры общества, вовлеченные в процесс реализации рассматриваемой
свободы;
·
философский
компонент, который можно охарактеризовать как право личности на свободный
мировоззренческий выбор внутренних нравственных ориентиров, право мыслить и
действовать, оценивать себя и окружающих в соответствии с ними. Свобода совести
в философском аспекте предстает как гарантированная личности альтернатива
применительно к полюсам биполярной системы (атеизм – религия, идеализм –
материализм);
·
конкретно-исторический
компонент – это обусловленный спецификой исторического процесса, историческим
временем и пространством смысл, вкладываемый в содержание понятия «свобода
совести».