Коммуникативные функции музыки в рекламе
О.А. Аленинская И.И.Антипов
Тамбовский
государственный университет имени Г.Р. Державина
Музыка - превосходный инструмент в цели формирования
покупательского импульса. Почти у всех людей музыка способна вызвать ряд
ассоциативных воспоминаний, изменить настроение, оказать влияние на
эмоциональную сферу. Она передает и рождает чувства и эмоции. Немногие могут
избежать этого воздействия.
Передача
эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию. Согласно Аристотелю, музыка
воспроизводит движение, а всякое движение несет в себе энергию, содержащую
определенные этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому
человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка
соответствует его характеру или настроению в данный момент. Психологические
исследования в области аффектов показывают, что музыка способна выразить все,
даже самые крайние эмоциональные состояния человека. Но что самое важное,
музыка в такой же степени способна и формировать данные состояния.
Исследователи установили, при каких обстоятельствах надо использовать те или
иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную
эмоцию. Анализируя закономерности музыкальной выразительности Дж. Хэррис
отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей, и
сама несет в себе определенное настроение., что способствует моделированию
эмоций у слушателя. Согласно данным, эмоция синтезируется из отдельных
семантических значений, в которых основой для дифференциации эмоций является
движение, устремленность, окраска и напряжение музыкального переживания.
Например:
Табл.1
Моделирование эмоций
Движение, устремленность |
Окраска |
Эмоциональное переживание |
Импульсивные, возбужденные, быстрые движения |
+ радостная, светлая окраска |
= ликование |
Резкие движения |
+ печальная окраска |
= бурное отчаяние |
Ожидание |
+ напряжение |
= стремление, влечение, желание |
Стремление |
+ недоведенность до цели |
= томление |
Устремленность,
отмечает В.Медушевский, является отличительным признаком ряда эмоций. Она
несовместима с унынием, грустью, меланхолией, созерцательным настроением.
Характеризуя значение напряжения, важно отметить, что его отсутствие или
наличие разграничивает и сходные эмоции. Обобщая эти данные, а также учитывая,
что в большинстве классификаций темперамента присутствуют два компонента –
активность и знак переживаний (положительный или отрицательный), ряд
исследователей под руководством
В.Петрушина пришли к выводам, что кодирование различных
эмоциональных состояний возможно при помощи такой схемы:
Минор
(эмоции отриц.)
I Печаль
III Гнев
Темп медленный
Темп быстрый
II Спокойствие
IV Радость
Мажор (эмоции
положит.)
Рис.1
Исходя из этой
схемы, можно получить следующие настроения, выражаемые различной по характеру
музыкой:
I.
Медленный темп + минорная окраска = настроения
задумчивые, печальные, грустные, унылые, скорбные, трагичные.
II. Медленный темп +мажорная окраска = характер музыкальных произведений
созерцательный, спокойный, уравновешенный.
III.
Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных
произведений напряженно драматический, взволнованный, страстный, протестующий,
мятежный, наступательно-волевой.
IV.
Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная,
жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Эта схема
позволяет достаточно объективно передать сущность той или иной эмоции,
содержащейся в музыкальном произведении.
В результате эксперимента были выявлены четыре группы музыкальных
произведений, которые можно соотнести
по двум характеристикам: темп (медленный-быстрый) и лад (мажо-минор).
Табл. 2
Параметры темпа и лада |
Литературные определения |
Названия произведений |
Медленная и мажорная |
Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная, светлая |
Бородин-Ноктюрн из Второго
струнного квартета; Шопен – Ноктюрн Фа мажор, крайние части; Шопен – Этюд Ми
мажор, крайние части; Шуберт – «Ave Maria»; Сен-Санс – «Лебедь» |
Медленная, минорная |
Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавленная,
унылая, скорбная |
Чайковский- Пятая симфония, вступление; Чайковский – Шестая симфония,
финал; Григ – «Смерть Озе»; Шопен – Прилюдия до минор; Шопен – Марш из сонаты
си-бемоль минор |
Быстрая, минорная |
Драматичная, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная,
сердито-гневная, отчаянная |
Шопен – Этюд №12, Чайковский – Шестая симфония, первая часть; Бетховен –
14 соната, финал; Бетховен – 23 соната, финал; Шуман – «Порыв»; Прокофьев –
«Наваждение» |
Быстрая, мажорная |
Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная |
Шостакович – «Праздничная увертюра»; Лист – Рапсодия №12, финал; Глинка
– «Руслан и Людмила», увертюра; Бетховен – Финалы Пятой и Девятой симфоний. |
Как видно из
приведенных данных, каждая область эмоциональных проявлений человека, среди
которых выделяют спокойствие, печаль, радость и гнев, характеризуется
совершенно определенным строем мыслей и образом действий. В предлагаемой модели
моделирования эмоций можно увидеть и характер отношения человека к какой-либо
ценности, отражаемый при помощи музыки. Так, скорбная и элегическая музыка чаще
всего выражает отрицательные эмоции человека по поводу утраты им какой-либо
определенной ценности. Музыка радостного характера передает настроение
человека, достигшего в своей жизни то, что в его представлении является важным
и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает
чувства человека, борющегося за достижение той или иной ценности. Спокойная,
созерцательная музыка передает как бы философские размышления человека о жизни
в ее многообразных проявлениях.
Исследователи телевизионной рекламы признают, что
музыка увеличивает эффективность рекламы благодаря правильному соотношению
тональности (мажор/ минор), громкости (громко/ тихо) и темпу (быстро/
медленно). Например, при высоком уровне громкости музыки в помещении,
покупатели покидают магазин, в виду чего падает спрос. Исследования в области
фоновой музыки показали, что различные темпы музыки оказывают существенное
влияние на скорость передвижения покупателей в магазине и на количество
покупок. В 1980-е Г. Горн провел исследование влияния фоновой музыки на
эффективность рекламного ролика. Ему удалось установить, что приятная или
неприятная музыка, использованная как фон, начинает ассоциироваться с
продуктом. Причем, продукт, который рекламировался под неприятную музыку,
начинает восприниматься как ненужный и нежелательный. Музыка в зависимости от
тональности, может воздействовать на эмоции покупателя, а соответственно и на
выбор.
В начале восьмидесятых в США проводились
исследования воздействия музыки на поведение потребителя. Были проведены тесты,
анализирующие различные темпы. Эти тесты дали следующий результат: быстрый темп
лучше способствует сбыту товаров нежели медленный и средний. Тестируя
соотношения роликов с мажорными и минорными фоновыми мелодиями они пришли к
выводу, что мажорные мелодии сильнее способствует покупке товаров и, в общем,
положительно влияют на выбор и отношение покупателя к тому или иному товару.
Уникальность мелодии способствует лучшему
запоминанию того или иного бренда. Например: Tuborg Green «ВечеGREENка». В
данной рекламе прозвучала композиция группы «Blur» под названием «Song 2». Мажорная композиция в быстром темпе передает
взрывной характер, импульсивность, стремление к ярким поступкам,
непредсказуемость целевой аудитории – молодежи – той части покупателей, для
которой позиционируется товар. Таким образом, у покупателя создается
впечатление, что товар является выражением его сущности: «Туборг – часть меня».
Минутный спот «Страхи» перуанских универмагов Saga Falabella показывает женщин,
которые останавливаются перед чем-то очень важным для них, ответственным, но
при этом страшным. Музыка в данной рекламе является единственным информационным
посланием и точно передает эмоциональную составляющую переживаний главных
героев: страхи, опасения, нерешительность, неуверенность в себе, преодоление
внутренних преград, рождение нового ощущения себя, которое позволяет сделать
решительный шаг навстречу себе – новой, обновленной, смелой, уверенной в себе.
Используя коммуникативные возможности музыки по максимуму, компания Pepsi
сделала доступ к музыке – свободным и легким. В Канаде Pepsi
разместила музыкальные постеры в метро. Рекламу в метро
потенциальному покупателю можно не только посмотреть, но и послушать,
если воткнуть наушники в «гнездо» в центре постера. Внутри каждой
рекламной конструкции находится нечто вроде mp3-плеера, который играет музыку
всем, кто к нему подсоединился.
Некоторые компании используют коммуникативные
функции музыки в рекламе без участия музыкальных инструментов. Музыкальное
сообщение, ориентированное на покупателя, создается с помощью предметов. Под
управлением диджея группа молодых людей сосредоточенно рвет, мнет, бросает
и шелестит музыкальными журналами Re:spectMagazine, демонстрируя тем
самым, что издание буквально пропитано духом и звучанием индустрии,
о которой оно пишет.
Как мы видим, спектр использования музыки в рекламе
достаточно широк. Музыка оказывает сильное влияние на людей, несмотря на то,
что является второстепенным элементом в современной рекламе. И хотя в отличие
от методов составления рекламных текстов, методы использования музыки развиты
меньше, в последнее время музыка в
рекламе заменяет собой текстовое сообщение или зрительный ряд, показывая при
этом большую коммуникативную эффективность. Новые подходы в использовании
музыки в рекламе, с одной стороны, делают рекламу более приятным явлением для
потребителей и в каком-то смысле произведением искусства, а с другой стороны —
они могут чрезмерно усилить силу ее эмоционального воздействия, дав этому
средству пропаганды еще большую власть.
Список
литературы
1. Готсдинер
А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB Магистр, 2008 .
2. Зазыкин
В.Г. Психология в рекламе. - М., 2008.
3.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воздействия.- М.: Музыка, 2008.
4. Огилви Д.
Тайны рекламного двора: Советы старого рекламиста /пер. с англ. - М., 2007.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Владос, 1997.
6. Сендидж Ч.
Реклама: теория и практика. - М.: Прогресс, 2007.
7. Тарасьева
Е. А. Боровская Е. С. Рекламное оформление ярмарок и выставок. - М., 2008.
8. Франасек
И. Современные средства рекламы: Реклама по радио. телевидению. световая и
звуковая реклама. - М.: Внешторгреклама, 2007.