История. Общая история
Яскилка О.А
Научный руководитель: к.и.н., доц. Мармазова О.И.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
Развитие культуры во времена хрущевской оттепели
Данная статья рассматривает проблемы
развитие культуры во времена хрущевской оттепели. Выбранная тема имеет особую
актуальность в наше время, когда общество переживает весьма нелегкий период
никому не понятных реформ, когда многие люди замкнулись на создании какого-то
своего материального благополучия, когда общество стоит на грани элементарного
выживания. Как сейчас многие говорить: «нам не до культуры».
Культура отражает социальные потрясения в
обществе, поэтому неудивительно, что на любые изменения в обществе первой
реагирует культура. Этому есть свое объяснение - общество ищет естественные
способы защиты от экономико-социальных потрясений. Период хрущевской оттепели -
яркий пример этому постулату.
С началом
хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области
культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению
международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были
сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый
отход от принципов социалистического реализма. После смерти И.В. Сталина было создано
Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла
роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников
РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были
восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б.
Пильняка, И. Бабеля
и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела
изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе
и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой
интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической
действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной
культуры.
Большой резонанс в то время создали Шестидесятники. Уже в 1953-1956 гг.
писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях
поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории,
ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в
существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции
произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и
либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль
творческой интеллигенции в стране.
Изменения в культурной жизни страны первыми затронули
литературу. Произошла реабилитация многих деятелей литературы, в т.ч. А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и др. Стали
доступны произведения, незаслуженно забытые или просто неизвестные. Началась
публикация новых и некоторых старых литературно-художественных журналов
(Юность, Иностранная литература, Наш современник и др.). Тема незаконных
репрессий впервые была поднята в романе В. Дудинцева «Не хлебом единым»,
повести В. Грассмана
«Все течет». Другим значительным произведением на эту тему стал «Один день
Ивана Денисовича» А. Солженицына.
Проблемам нравственных деформаций в обществе были посвящены рассказы Д. Гринина,
А. Яшина, Ю. Германа и др. Проводились литературные вечера известных писателей
и поэтов. Получил популярность жанр авторской песни, с которой выступали поэты
Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор и др.
Изменения
затронули также кинематограф, изобразительное и музыкальное искусство. В
50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (появилось
цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и
понятного зрителям): М. Хуциева «Весна на Заречной улице»; А. Зархи «Высота» (с
Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфеца «Большая семья», «Дорогой мой
человек» (с А. Баталовым
в главной роли). По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах
«Летят журавли» (М. Калатозова), «Баллада о солдата» (С. Чухрая), «Судьба
человека» (С. Бондарчука), в которых также утверждалась окопная правда.
Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.
В 1957 г. был учрежден Союз
художников СССР. Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились
выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период
продолжали активно работать советские художники М. Сарьян, Б. Иогансон, П.
Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были
удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за
памятник В.В. Маяковскому в Москве. В 50-е гг. Значительных успехов достигло
музыкальное искусство. В эти годы были написаны симфонии «Десятая и
Одиннадцатая» Д. Шостаковича, балеты «Спартак» А. Хачатуряна, «Тропою грома» К.
Караева, мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, и скрипач Д.
Ойстрах.
Вначале 50-х гг.
произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В
Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе здание МГУ на
Ленинских горах, 1949-1953 гг., архитектор Л. Руднев). В 1956-1957 гг.
осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под
руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось
строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Продолжалось
строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали
участие архитекторы А.В. Щусев,
В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И.
Ленина в Лужниках (арх. А. Власов, Н. Уллас и др.). В 1961 г. был построен
Кремлевский Дворец съездов (арх. М. Посохин и др.), гостиница Юность в Москве
(арх. Ю. Арндт и др.), корпус пионерлагеря Новый Артек (арх. А. Полянский и
др.), здание Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге
(1963-1957 гг., арх. Б. Бархин и др.), здание СЭВ в Москве (1965-1967, арх. М.
Посохин и др.).
Но, несмотря на
процессы либерализации, затронувшие культуру, начинается новое идеологическое наступление на
интеллигенцию. В конце 50-х гг. произошел поворот официальных
властей к жесткой политике в области культуры и искусства. В ходе встреч
руководителей КПСС с различными творческими союзами и интеллигенцией звучал
призыв к их активной деятельности на благо коммунистического строительства.
При этом Н.С. Хрущев проявлял некомпетентность и категоричность в оценках
творчества деятелей культуры. Своеобразным рубежом стало дело Пастернака. В 1958 г. за
роман «Доктор Живаго», запрещенный в СССР и опубликованный за рубежом, Б. Пастернак был удостоен
Нобелевской премии по литературе. Тогда же Пастернак был исключен из Союза
писателей и был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1962 г. после
посещения Н.С. Хрущевым
выставки в Академии художеств состоялась очередная проработка деятелей
культуры, а левые течения получили осуждение как формальные и абстрактные.
Таким образом, развитие
культуры в период хрущевской
оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий
импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило
расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в
условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры
находились в жестких рамках и под постоянным контролем
партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы
творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической
работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие
работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция
не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что
породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.