КУЛЬТУРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СИНТЯЕВА
Г. А.
г. Челябинск,
Челябинская государственная академия
культуры и искусств
Процесс становления отдельной личности невозможен без
общения. Любая человеческая деятельность также невозможна вне общения. В
процессе общения происходит обмен идеями, интересами, формируются ценностные
ориентации человека, его жизненная позиция. Важнейшим основанием культуры
человека, критерием ее выраженности в нем выступает его общение с другими
людьми. От педагога требуются особые способности и умения в общении, поскольку
успешное обучение и воспитание могут осуществляться лишь при наличии духовной
общности воспитателя и воспитуемого.
Специфика педагогического общения определяется тем,
что оно составляет значительную часть всего воспитательного процесса, так как в
центр поставлен человек, фокусирующий в себе всю совокупность отношений ко всем
объектам мира. Педагогическое общение – это хорошая школа социального развития
ребенка, он осваивает общечеловеческие способы выстраивания гуманистических
взаимоотношений, проявляет себя как личность только в общении с другими людьми
непосредственно или опосредованно – через предметную мотивированную
деятельность. Педагогическое общение предъявляет ребенку эталон для
самостоятельного выстраивания межличностных отношений с людьми, через призму
которых формируется некоторый образ «Я» [2]. Кроме этого, существующие реалии
общественного развития предопределяют необходимость в создании «единого
культурного поля» и расширении культурных границ, что, безусловно, влияет на
преодоление разобщенности и развитию толерантности как способу достижения
взаимного понимания.
Понятие «толерантность»
формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих
пор, так как в истории человечества нетерпимость присутствовала всегда,
порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В
повседневной жизни толерантность выражалась и выражается в фанатизме,
стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой
дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в
нарушении важнейших демократических свобод. Чтобы сделать общество более
толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции
о правах человека, и если это необходимо, разработать новое законодательство с
целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для
всех групп и отдельных людей.
Востребованность
человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений
является характеристикой демократической личности. Демократическая личность
формируется в процессе «нормальной» социализации и характеризуется отсутствием
этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием
равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом
рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за
других. Исходя из этого, толерантность как
модель социального поведения, с одной стороны, должна вырабатываться
законодательными органами государств, а с другой – быть нормой поведения
для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого,
а как потребность, без которой нельзя строить «нормальные» гуманистические
отношения между людьми.
Развитие толерантности учащихся следует
рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи современного образования.
В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:
1) внешняя толерантность (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою
позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учётом разных
факторов;
2) внутренняя толерантность (к
неопределённости)
– способность
к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты
и возможные последствия.
Для проникновения в сущность явления
толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений
системы при изменениях внешних. Понимание личности как системы означает
признание существования её различных характеристик: психических свойств,
состояний, процессов, а также и психических отношений, причём последние
являются одной из важнейших характеристик личности, так как представляют
субъективную сторону её связи с предметами, явлениями, её внутреннее ядро.
Для проращивания идей толерантности
необходимы условия. Развитие толерантности должно строиться с учётом собственных
реалий, особенностей традиций и культуры. Сегодня, вероятно, необходимо
подумать о взращивании новой культуры отношений в нашем обществе, построенной
на важных принципах толерантности. К числу таких принципов следует, прежде
всего, отнести:
1. Отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к
какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на
искренности его убеждений.
2. Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение
извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве
воспитательного фактора в определённый момент дисциплинируют людей, при этом
формируя определённые нравы.
3. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства,
представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении.
4. Принятие
Другого, который может
отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным,
религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию и целостности
общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на
основе золотого правила нравственности.
Эффективность развития толерантности
учащихся зависит от системы основных качеств, способностей, умений и навыков
учителя, в совокупности составляющих его этико-культурологические основы.
В систему основных качеств,
характеризующих культуру общения педагога, следует включать: развитое
воображение, наблюдательность, интуицию в общении, гуманизм и разумность в
общении, культуру эмоций, культуру речевого действия, культуру жестов пластики
движений, культуру внешнего вида и др. К числу основных способностей,
необходимых педагогу для успешного общения в процессе развития толерантности,
относятся: оптимистическое прогнозирование, креативность, эмпатия, способность
владеть инициативой в общении, способность выбирать по отношению к другому
человеку наиболее отвечающий обстоятельствам стиль общения, способность
осуществлять ролевую самоорганизацию в различных ситуациях общения и др. Среди
умений и навыков можно выделить такие группы, как: 1) умения и навыки
эмоционально-психологического саморегулирования, создающие возможность
управлять своей психофизической органикой; 2) перцептивные умения и навыки,
проявляющиеся в умении управлять своим восприятием; 3) экспрессивные умения и
навыки педагогического общения педагога, позволяющие управлять выразительной
сферой коммуникативно-исполнительской деятельности [1].
Таким образом, гармоническое
сочетание личностных качеств педагога и владение технологиями педагогической
деятельности в процессе развития толерантности будет способствовать развитию у учащихся
толерантности, столь необходимой в период глобализации современного общества.
Литература
1. Баскаков, А. М. Педагогика [Текст] : учебное
пособие для студентов вузов культуры и искусств / А. М. Баскаков. – Челябинск : ЧГАКИ, 2007. – 243 с.
2. Щуркова, Н. Е. Феномен общения в
контексте нежной педагогики [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический
журнал. – 2009. – № 1. – С. 205-224.