Арванов А.В.

Донецкий Национальный Университет Экономики и Торговли имени Михаила Туган - Барановского

Национальный характер, менталитет, сознание и самосознание как феномен культуры

В ХХ в. произошел ряд революций, которые существенно изменили систему мышления людей, потрясли мир и повлияли на исторические процессы, происходящие на всех континентах. Культурно-художественный процесс обогатился новыми видами - фотография, кинематограф, со второй половины века - телевидение. Популярными стали формальные течения. Появилось новое направление - массовая культура. Произошло разделение между высокой культурой и маскультурою. Поэтому, на данном этапе развития культуры будет актуально поставить вопрос о национальном характере, менталитете, сознании и самосознании общества.

Каждый этнос, каждый народ имеет черты, присущие только ему. Учеными это определяется как характер нации, народа. Общность национального характера, отражая своеобразие национальной психологии - одна из важных признаков нации. В понятии национальный характер находит отражение своеобразность исторического пути нации, ее хозяйственной деятельности, особенности социального и культурного развития и географической среды. Все это оставляет сгусток впечатлений в психике ее представителей, которые выражаются в особенностях культуры поведения, вкусах, привычках, быту, морали, особенностях состава мышления и восприятия окружающего мира. Черты национального характера украинца: извечные свободолюбие и справедливость, гостеприимство и великолепие, надменность и покорность, стремление выслужиться и достичь превосходства. Национальная психология изменяется вместе с изменениями условий существования нации. И все же национальный характер, психология, менталитет достаточно устойчивы, чтобы предоставить своеобразия культуре, духовной деятельности людей. Национальный характер, некая неизменная сущность, свойственная всем людям определенной нации, которая отличает их от всех других этнических (национальных) общностей людей. Национальный характер, что незримо определяет социальное поведение нации, отражает определенную историческую реальность: общность произведенных и усвоенных в процессе совместного исторического развития психологических черт и способов действия, закрепленных самосознанием нации. Национальный характер выражается в национальной общности культуры, в национальной своеобразия психологии и сознания, национальном менталитете и др.

Характер (от греч. character - черта, особенность) - это совокупность моральных качеств народа, нации, личности, которые определяют объект моральной оценки и является предметом нравственного воспитания человека обществом. Характер нации или человека наиболее ярко проявляется в их поведении. Условно составляющие характера различают так: идейность, сознание, принципиальность, инициативность, убеждения, которые характеризуют отношение народа, человека к труду, в собственности, особенности межличностных отношений как внутри нации, так и в связях с другими народами; качества, раскрывающие черты человека. До последних принадлежат волевые качества личности, присущие также народу: самолюбие, самообладание, выдержка, мужество, смелость, трусость. Мораль каждой общественно-экономической формации производила специфические представление о характере и модели позитивных или негативных моделей поведения, нравственного воспитания общественными институтами.

Ментальность ("менталитет") – глубинный уровень сознания, от которого зависит специфика мировосприятия, мировоззрения, ориентация и поведение человека (сообщества) в реальности. Другими словами, ментальность оговаривает, определяет особенности души, сердца и ума, она является сердцевиной того, что называют характером народа нацией.

Задумываясь над историческим путем украинской нации - одного из самых многочисленных народов Европы, который, несмотря на это, на протяжении веков находился объектом угнетения и денационализации чужаками, украинские интеллектуалы обратились к анализу ментальности своего народа, его характера и обусловленной им национального сознания. Их размышлениям и выводам довольно часто присуща острота национальной самокритики, иногда - разочарование и пессимизм.

Национальное достоинство и самоуважение - это атрибуты национального сознания, то есть осмысленного, "когнитивного" отношение к себе, к своему народу, своей государства, истории, культуры, языка. Это перманентное усилия познавать эти феномены, познавать других, чтобы понять суть и смысл своего пребывания и своего сообщества на свете, чтобы знать настоящие стоимости и уметь отличать их от фиктивных и фальшивых.

В периоды активной пропаганды религиозных концепций создавались модели соответствия характера к жизни "святых праведников", которые преодолевали влечение к радости земного бытия. В период формирования буржуазных отношений пропагандировался образ бережливого хозяина, который накопления первичного капитала ставил превыше всего. В период перераспределения и стабилизации накопленного капитала начал утверждаться характер уверенной в себе человека, которая обеспечена материально и может заниматься меценатством и благотворительностью. Чрезмерное заселения территорий, в частности Европы, спровоцировало завоевательные войны с целью расширения жизненного пространства и получения прибылей.

Национальный характер сказывается целостностью, но в каждом сообществе формируются отдельные группировки, которые своеобразно воспринимают особенности модели общенационального определения. Так образуется оппозиция, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной. Это зависит от многих факторов, прежде всего от уровня политической культуры оппозиционных структур, которые могут положительно повлиять на развитие государства, а могут привести к ее развалу.

Национальный характер формирует национальное сознание, которое отражает социальное бытие. Последняя охватывает весь жизненный спектр: производственные, экономические и политические отношения, культурно-художественный процесс. Все это олицетворяет психологический уровень моральных отношений как в самом объекте, так и в его внешних связях.

Каждая историческая эпоха имеет определенные особенности. Исторический процесс развивается циклически, мирные периоды чередуются с сожительство конфликтными, преимущественно военными, когда ставится цель: захватническая получить новые территории; межэтническое - определенное количество людей вывести из территории.

Моральное сознание формирует одну из ведущих категорий этики - совесть, благодаря которой личность осуществляет самоконтроль в своих действиях, что утверждает человека, определяет его надлежащее место в общественных структурах, производит личностные убеждения, обнаруживает его честь и достоинство. На этой основе формируется категория национального интереса, которая объединяет индивидуальные общечеловеческие и государственные установки. Только в этом случае можно достичь конечной цели - объединить нации в создании и становлении государства.

Высший уровень формирования национального характера, сознания нации - выработка идеи, что определяет стремление к высокой цели, которой посвящается всю жизнь.

Личности присуща идейность как моральное качество, характеризующее одну из важнейших форм морального самосознания, определяет ее жизнедеятельность и предопределяет систему поступков, которые помогают воплотить определенную идею в жизнь. Личность благодаря своим убеждениям выбирает единственно правильный путь к поставленной цели. В результате формируются положительные, но, к сожалению, и негативные качества.

Идейность и идеал определяют обязанность личности перед обществом. Обязанности делятся на две большие группы. К первой относятся мировоззренческие принципы - религиозная мораль и политическая культура. Ко второй группе относится система общественных отношений, составной частью которых является культурно-художественный процесс как ведущий формирующий фактор морально-этических принципов в обществе.

Идеальная модель государства предусматривает образование государственных структур на демократических началах, когда все народы, проживающих на территории страны, имеют равные права и равные обязанности перед государством. Каждая многонациональное государство для самоутверждения, а также утверждения национальных интересов должна выработать такое законодательство, которое не противоречит нормам международного права, способствует развития национального образования, воспитания, культуры. Должны быть соблюдены обязательные условия, чтобы все этнонациональные группы имели равные права, возможность сохранения и развития своих национально-культурных заведений, институций, и др.

Таким образом, в государстве должны идеально сочетаться национальное и общечеловеческое. Несмотря на то, что ведущая нация, культура занимает особое положение, все остальные должны быть уважаемыми и иметь все возможности для развития, поскольку они составляют государство как единое целое.

Литература:

1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.

2. Бокань В. А., Полевой Л. П. История культуры Украины. - К., 1998.

3. Гончаренко М. Духовная культура. - К., 1986.большинства. - М., 1998.

4. Искусство, фольклор и этнография славянского народа. - К., 1993.

5. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973.

6. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры XI-XVII вв. - М., 1984.

7. Огиенко И. Украинская культура. - К., 1993.

8. Петров Т. К. Язык, знак, культура. - М., 1992.

9. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.