Философия. / 5. Философия религии
д.э.н. Юшин С.А.
ННЦ «Институт аграрной
экономики» НААНУ
БИБЛЕЙСКОЕ ВИДЕНИЕ ЖИЗНИ
КАК КОМБИНАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДУХА И МАТЕРИИ
В XX в. н. э. Дж.Бернал определил жизнь как частичную,
непрерывную, а также и прогрессирующую, многообразную и взаимодействующую со
средой самореализацию потенциальных возможностей электронных состояний атомов
(т.е. она заключается в росте и самоусложнении информационных аспектов
потенциальных возможностей материи) [1, с.20, 30]. В различных словарях,
потенциал (нем. potential, фр. potentiel < лат. potentia мощь, сила) – означает совокупность
средств, необходимых для чего-нибудь, степень мощности чего-нибудь в каком-нибудь
отношении; а потенциальный – это существующий в потенции, возможный (противоположность потенциальному – актуальное).
Проблема сущности жизни
волновала людей во все времена. Так, еще Аристотель утверждал: “живое в
возможности – это не то, чтó лишено души, а то, чтó ею обладает.
Поэтому, как … видение для глаза суть энтелехия, так и бодрствование; а душа
есть такая энтелехия, как зрения и сила орудия, тело же есть сущее в
возможности. Но так же как зрачок и зрение составляют глаз, так душа и тело
составляют живое существо” [2, с.396]. Но если живое – это есть “живое в
возможности”, а “бытием в возможности обладает и то, чего еще нет”, причем “одно
предшествует в возможности, другое в действительности”, где возможность – это “начало
движения или изменения вещи, находящееся в ином или в ней самом” [3,
с.161-162], то всякое живое является реализованным актуально одним из возможных
состояний (потенций) духа и материи. Здесь уместно упомянуть часто упоминаемую
в Интернет народную поговорку: “Из народа, как из дерева, – и дубинка, и
икона”; к ней И. А. Бунин якобы добавил: “Да,
в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий
Радонежский или Емелька Пугачев”. Такой вывод
могут подтвердить библейские сказания о происхождении и эволюции человечества
(рисунок).
Из Библии [4] мы познаем, что
“человек” как вид является результатом шестого цикла креативных деяний Бога,
который последовательно отделял свет от тьмы, воду от суши, создавал растения и
животных. Здесь мнение Библии [Быт. 2: 7] и Аристотеля практически совпадают:
“и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душею живою”. Предназначением человека Библия определяет:
1) возделание земли [Быт. 2: 6]; 2) возделывать и хранить сад Едемский (рай)
[Быт. 2: 15]; 3) обладать землей и владычествовать над всяким животным [Быт. 1:
28]. Однако потенциал рая не исчерпывался деревьями, приятными на вид и
хорошими для пищи, которые актуально входили в сфере компетенции человека, ведь
там были еще и древо жизни (посреди рая) и древо познания добра и зла [Быт. 2:
9]. При этом Бог наложил табу лишь на древо познания добра и зла, не упоминая
вообще древо жизни [Быт. 2: 17]. Ведь если бы человек вкусил одновременно от
двух деревьев, то он бы, то он не только стал “как один из Нас”, т.е. как бог [Быт. 3: 22], а стал бы “жить
вечно”, т.е. стал бы одним из богов, которым он как бы являлся потенциально, о
чем и говорит последняя глава Библии: “право на древо жизни и войти в город
воротами” [Откр. 22: 14] – для праведников.
А.Дж.Тойнби подчеркивает, что
если одна из Божьих тварей искушается дьяволом, то у Бога открывается
возможность новое творенье: вмешательство дьявола вызвало переход от Инь к Янь,
от статического к динамическому, ибо Господь создал совершенство, но в силу
собственного совершенства Он не смог передать ему свое совершенство; и дьявол
сделал это за Бога (божественная цель достигается с помощью дьявола, но без его
ведома) [5, с.115-116]. Как видим, человек в исходном раю обрел половину
божественного потенциала и перешел, по существу, в разряд полу-бога, который
может обрести полноту своей божественности только в результате сложной эволюции
и селекции, где он будет последовательно избавляться от “рудиментов” – приобретенным
им от дьявола черт примитивизма, лживости, эгоизма и т.п. Скрытая гармония, как
утверждал Геркалит, – сильнее гармонии явной. Сокрытое, – дополняет его Библия,
– принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам [Втор. 29: 29].
Рис. Жизнь как креативно-обусловленные
и эволюционирующие
комбинации
потенциальных состояний духа и материи (Библия)
Потенциал как предел в Библии характеризуется
следующим образом:
• предельное состояние объекта: “ты
положил предел, которого не перейдут” [Пс.
103: 9 ]; “Я возвещаю от
начала, что будет в конце” [Ис.
46: 10];
• дополнение старого и нового: наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который
выносит из сокровищницы своей новое и старое [Мат.13: 52];
• дополнение материального и духовного: “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим”
[Лук. 4: 4];
• дополнение формы и аморфности: “Моисей вступил во мрак, где Бог” [Иcх. 20: 21]; “Бог сказал, что Он благоволит обитать во мгле” [3Цар. 8: 12];
Идентификация потенциала в Библии представлена
следующим образом:
• количество и качество людей и земли: “И осмотрите землю,
какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или
многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? …
тучна ли она или тоща?” [Числ. 13: 19-21]; “пятеро из вас прогонят сто, и сто
из вас прогонят тьму” [Лев. 26: 8]; относительная оценка людей [Лев. 27: 7];
• количество и качество результатов: “по плодам их узнаете их” [Мат.
7: 16]; “принесло плод: одно во 100 крат, а другое в 60, иное же в 30” [Мат.
13: 8];
• количество
и качество орудий: “имущество их было так велико, что они не могли жить
вместе” [Быт. 26: 12]; “если притупится топор, то надобно будет напрягать силы:
мудрость умеет это исправить” [Еккл. 10: 10];
• влияние форс-мажорных обстоятельств: “не в
воле человека путь его, не во власти идущего давать направление стопам своим” [Иер.
10: 23]; “иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его” [Мат. 13: 7];
Потенциал как система в Библии представлен
следующим образом:
• структура пространство и время объекта: “встань,
пройди по земле сей в долготу и в широту ее” [Быт. 13: 17]; “всему свое время, и время всякой вещи под небом” [Еккл.
3: 1]; “поставь себе путевые знаки”[Иер. 31:
21];
• градация и связи внутри объекта: “и
будет скиния одно целое” [Исх. 26:
6]; “как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и
много, составляют одно тело, – так и Христос” [1Кор. 12: 12];
• градация и связи внешней среды объекта: “сотворим
человека по образу Нашему, по подобию Нашему” [Быт. 1: 26]; “действия различны,
а Бог один и тот же, производящий все для всех” [1Кор. 12: 6]
• соизмерение возможностей и потребностей:
“кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он
думает иметь” [Лук. 8: 18]; “кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде
и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда
положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над
ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?” [Лук. 14: 28-30]
Использование потенциала в Библии представлена
следующим образом:
• детерминация результата средствами: “кто сеет скупо, тот скупо и
пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” [2Кор. 9: 6];
• ориентация
деятельности по образцу: “сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе” [Исх. 25: 40];
• ориентация
на внутренние ресурсы:
“пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя” [Прит. 5: 15];
• мобилизация людей на деятельность: “совершите же теперь самое дело,
дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.” [2Кор. 5: 15];
Вывод: исходное (книга Бытия) развертывание
библейского видения жизни как комбинации потенциальных состояний духа и материи
получило свое продолжение в конструировании логики использования человечеством
того потенциала, который определяется истиной его божественной сущности.
Литература.
1. Бернал Дж. Возникновение жизни: – М.: Мир, 1969.
2. Аристотель. О душе. / Аристотель. Соч., Т.1. М.: Мысль, 1976.
3. Аристотель. Метафизика. / Аристотель. Соч., Т.1. М.: Мысль, 1976.
4. Библия.
5. Тойнби А.Дж. Постижение истории: – М.:Айрис-пресс, 2006.