Философия / 5. Философия религии

д.э.н. Юшин С.А.

ННЦ «Институт аграрной экономики» НААНУ

БИБЛЕЙСКИЕ АРХЕТИПЫ ЛИЧНОЙ И

КОЛЛЕКТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

С точки зрения К.Г.Юнга, архетип – это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами, которые для каждой личности характерны тем, что ее целостность включает в себя отчасти сознающего человека, отчасти – бессознательного. Сознание всегда оказывается во власти иллюзии, что будто оно развивается само по себе, но научное знание хорошо осведомлено, что сознание покоится на бессознательных предпосылках, где бессознательное есть автономная психическая сущность и любые попытки управлять им оказывают вредное воздействие на сознание, т.е. мы не можем считать бессознательное и бессилие индивидуума полностью ответственными за состояние дел. Важно то, что религии превосходят все рационалистические системы в том, что в равной степени относится к внешнему и внутреннему человеку. Потому-то архетипы бессознательного и эквивалентны религиозным догмам, а история религия в ее широком смысле (включая мифологию, фольклор и первобытную психологию) – это есть сокровищницы архетипических форм [1, с.25¸34, 35, 49, 64, 418].

Библию [2] можно рассматривать как Историю селекции праведников из массы грешников. Общеизвестны Божьи заповеди, данные людям. При этом они по тексту Библии получали свою конкретизацию в отдельных принципах: ни направо, ни налево нельзя уклониться от того, что сказал господин мой царь [2Цар. 14: 19]; слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом [Еккл. 8: 2]; что устами своими говорили, то и руками своими делали [Иер. 44: 25]; для всякой вещи есть свое время и устав [Еккл. 8: 6]; Я – Господь, сказал – и сделал [Иез. 36: 36]; от всякого, кому много дано, много и потребуется [Лук. 12: 48]; что посеет человек, то и пожнет [Гал. 6: 7]. Так в Библии раскрывается процесс эволюции человечества на основе принципов как личной, так и коллективной ответственности, вне которой человек – либо сумасшедший, либо же сам бог.

Библейская книга «Бытие» разворачивается как формирование принципов отношений между Богом и людьми в континууме «преступление – наказание» (рисунок). Важно здесь отметить и то, что такой подход используется как по отношению к людям, так и по отношению к Ангелам: «Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» [Иов. 4: 18]; «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» [2Петр. 2: 4]. Строгость же к людям, преступившим Его запреты, проявляется уже по отношению к Адаму и Еве, которые, свершив свой первородный грех, были изгнаны из Рая. Далее, как известно, греховность поведения людей привела Бога к решению: «Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» [Быт. 6: 7]. Но все же он дает шанс для праведников (Ной и его семья) или покаявшихся (Ниневия). При этом Он предупреждает: не говори пред ангелом Божиим: «это ошибка!» [Еккл. 5: 5]. Тот же, кто хочет остаться в Его «книге» [Быт. 19: 15], «не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» [Числ. 30: 3], а «если кто согрешит тем, что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех» [Лев. 5: 1]. Наказания же за преступления имеют широкий диапазон (от остракизма и штрафов различных видов (например: «Наказание за грехи ваши сорок лет, год за день» [Числ. 14: 34]; земля его будет лишена своего изобилия за неправды всех живущих на ней [Иез. 12: 19]) до смертной казни («Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь [Мат. 3: 10]; «Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские» [Суд. 9: 8-15]). Причем предполагается соотношение грешников и праведников как 2/3 к 1/3: «И будет на всей земле …: две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото» [Зах. 13: 8-9]). Так что Библия признает и личную («всякий сетуй на грехи свои» [Плач. 3: 39], и коллективную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Схематизация библейских архетипов формирования

личной и коллективной ответственности

Во многих местах Библии указывается на стремление человека переложить с себя ответственность за результаты своих деяний на другого субъекта. Начало этому, как известно, положили Адам и Ева («жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел; змей обольстил меня, и я ела» [Быт. 3: 12]. Но ведь далее этот феномен мы наблюдаем у братьев Иосифа (И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью [Быт. 37: 31]), и у жителей Иерусалима и у начальников их («не нашедши в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его» [Деян. 13: 28]), и у Пилата («взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» [Мат. 27: 24-25]. Следовательно, архетип стремления переложить с себя ответственность на другого субъекта играет фундаментальную роль.

Видимо, не зря ведь Христос предупреждает учеников: «остерегайтесь же людей» [Мат. 10: 17]. Безусловно, в процессе отношений с людьми следует учитывать ненадежность их обещаний и клятв, даже когда им делается добро («И открылись глаза их. И Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они вышедши разгласили о Нем по всей земле той» [Мат. 9: 30-31]). Не говоря уже о той ситуации, когда субъекты – конкуренты («Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах» [Мат. 22: 15]). Христос дает пример практической реализации своего тезиса «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» [Мат. 12: 37]: когда первосвященники и старейшины народа провоцировали Его вопросами («какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?»), Он поставил их тупик своим встречным вопросом («крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?»). Отказавшись давать на Его вопрос конкретный ответ («не знаем»), они позволили Христу также уклониться от ответа («и Я вам не скажу, какою властью это делаю» [Мат. 21: 23-27]). Так что ответственность каждого часто лежит в плоскости вербального мышления: «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня» [Иов. 9: 20]. Присутствует здесь и субъективный момент: «и призвал Анхус Давида и сказал ему: … ты честен, … но в глазах князей ты не хорош» [1Цар. 29: 6]. Такова проблема ответственности в среде аморального общества, где правят лицемеры («затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»), снаружи кажущиеся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты», «по наружности кажетесь … праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» [Мат. 23: 26-28].

Библия указывает: «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» [2Кор. 5: 10]. Потому для каждого важно установить, где же истинно «доброе или худое» в наших поступках, бывает сложно по причине того, что «мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. [1Кор. 13: 9-10]; «теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» [1Кор. 13: 12].

Итак, наша ответственность обусловлена одновременным воздействием на нас человеческих законов («где нет закона, нет и преступления [Рим. 4: 15]; «закон … дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование» [Гал. 3: 19]; «закон положен не для праведника, но для беззаконных» [1Тим. 1: 9]; «закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» [Евр. 10: 1]) и законов божественных («конец закона – Христос» [Рим. 10: 4]).

Выводы, которые следуют из вышеприведенного исследования вопроса:

библейские архетипы личной и коллективной ответственности являются фундаментальными характеристиками среды бытия и деятельности человека;

ключевую роль в обеспечении полноты ответственности обществ играет соответствие их вербального инструментария идеальным требованиям религии;

развитие человечества в значительной степени связано с искоренением из архетипов человека стремления переложить с себя ответственность на других.

Литература.

1. Юнг К. Психология и алхимия. Пер. с англ., лат. – М.: «Рефл-бук», 2003.

2. Библия.