Политология / 4. Политическое лидерство(история, проблемы перспективы)

 

Оспанова Айгерим Нуралиевна

 

Старший преподаватель, доктор PhD кафедры регионоведения факультета международных отношений Евразийского  Национального университета им.Л.Н.Гумилева

 

 Проблемы   лидерства   в   трудах   мыслителей Средневековья и эпохи Возрождения

         

Идеологическое господство религии и церкви, обусловило то обстоятельство, что основные направления политических идей в средневековье выступали в религиозном облачении.

 В этот период распространена «теория двух мечей», основанная на произвольном соединении и толковании цитат из Евангелий (император получав свой меч от церкви и потому он должен служить ей своим мечом) и «теории солнца и луны» (как луна получает свой блеск от солнца, так королевская власть заимствует свой блеск и авторитет от папы).

Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII в. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума [1].

В ее построении чрезвычайно большую роль сыграл доминиканский монах, ученый-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права и лидерства. О них речь идет в труде «О правлении властителей» (1265–1266 гг.), в произведении «Сумма теологии» (1266–1274 гг.) и в иных работах. В своих произведениях ученый-богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догматам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции.

Учение Фомы Аквинского о государственной власти давало более тонкое обоснование теократическим теориям. Как отмечено, светские правители, ссылаясь на то же священное писание («нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены»), нередко оспаривали правомерность попыток церкви ограничить их власть или судить о ее законности.

Сущность власти, то есть порядок управления (господства и подчинения), установлен богом; именно так следует понимать слова апостола Павла: «Существующие же власти от бога установлены».

Средние века – период спада в истории политических учений по сравнению с Античным миром. Перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к церкви, устремленность значительной части этого создания потусторонним, внеземным идеалам, господство догматического мышления, строго ориентированного на тексты священного писания и каноны церкви – все это резко сузило тематику и содержание политических доктрин.

Таким образом, в античности политическое лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения и его сторонников («ведомых») были близки к отношениям «учитель - ученик», поскольку политическая жизнь непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов.

В средневековой Европе политическое лидерство теряет нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной политической общностью. От лидера требуется не столько нравственным образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес [2].

Николо Макиавелли знаменитый итальянский мыслитель (1469–1527). Он вошел в историю политической  мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание– 1532 и др. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставил  макиавеллевский «Государь».

Основоположник  политической философии Никколо Макиавелли внес крупный вклад в осмысление политического лидерства. И именно в своем  труде  «Государь», итальянский мыслитель эпохи возрождения дал новую трактовку политическому лидерству. Согласно этой трактовке, политический лидер есть государь, князь, властитель, основные помыслы которого направлены на сохранение своей власти. Для этого, по мнению Макиавелли, все средства хороши, в том числе и безнравственные. Ложь, коварство, вероломство, предательство и иные качества могут быть оправданы, лишь бы они были направлены на сохранение власти и спасение государства. «Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались, лишь тем, кто не старался сдержать данное слово, и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца…       Разумны правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание». «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши».

Наиболее лаконичное выражение Николло Макиавелли дается формулой «цель оправдывает средства». Сам Макиавелли нигде ее не употребляет, но это действительно выжимка из его идей. Макиавелли дает государю индульгенцию на нарушение нравственных заповедей. Он считает, что лидер государства, когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно.

Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто не достаточно то приходится прибегать и ко второму.      

«Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков» [3].

В государственной деятельности поучал Макиавелли, «всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером».

«Самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся.

Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство».

Николло Макиавелли скептически относится к идее божественного предопределения судьбы и верит в возможности человека. «Что не была потеряна свободная воля, - рассуждает он в «Государе», - можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а с другой половиной или около того, она предоставляет управлять нам». Макиавелли воспевает энергию, волю, силу человека. Это качество, которым должен обладать государь. Но он не идеализирует природу человека, а оценивает ее сурово и бесстрастно, отмечая в ней, в основном, низменные наклонности. В этом сказывается его стремление к реализму. Он исходит из того, что есть, а не из того что должно быть, и человека берет таким каков он есть. Макиавелли пишет, что люди, как правило, «неблагодарны, непостоянны, лживы и трусливы перед опасностями, жадны до обогащения». «Если ты будешь делать им добро, они отдадут тебе жизнь, собственность и детей своих, но лишь пока ты силен, как только ты окажешься в опасности, они восстанут против тебя». Отнюдь не христианская мораль, а выгода, сила, расчет определяют их поведение.

Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой – доминирующий интерес государственности. В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать – честолюбива, а народ – необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением порядка в стране (городе), исключающим совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т.е. своей) власти.

Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на образ руководителя государства. Особенно бурно этот процесс развивается во второй половине XIX –начале ХХ вв., когда в споре рождались яркие образцы политических направлений, по-разному относящихся к личности имеющей власть.

 

 

 

Список использованных источников

1.               Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу: Пер. с франц., М., 1992.

2.               История политических учений: Учебник для вузов/Под.общ.ред. проф. О.В. Мартышина- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М), 2002.С. 30-32.

3.               Антология мировой политической мысли. М., 1997.