И.Н. Шарухо
Могилевский государственный университет,
Беларусь
Любая геотория
состоит из 11 культурных пластов-пространств, в т.ч. конфессионального [6]. Современная эпоха - эпоха противоборства не этносов, а
культур. Не нация создает культуру, а культура формирует нацию. Нация –
порождение культуры. Религия – сильнейший элемент культуры. Вероятно, поэтому
на повестку дня ХХI в. выходит противостояние по
религиозному признаку. Именно религии успешно противостоят культурной глобализации.
Беларусь известна в мире
как страна толерантных людей. Со времен Великого княжества Литовского (ВКЛ) здесь
толерантно относились к католикам, православным, протестантам, мусульманам,
иудеям, в городов и местечках мирно соседствовали синагога и мечеть, костел и церковь,
кирха и молельный дом староверов. Протестант В.Тяпинский, католик Л.Сапега,
православный А.Филиппович, хотя и были
приверженцами разных конфессий, но при этом оставались в равной степени
патриотами Беларуси, ее гражданами.
Религиозная
деятельность всех конфессий активизировалась с 1988 г. В 1970-1980-е гг. к
атеистам причисляло себя до 85% населения страны.
Но изменившиеся
социально-политические отношения позволили населению
определиться в вопросе веры. В 1989 г. атеистами считали 65% опрошенных, в 1994
г. – 32, в 2009 г. - 27. При этом религиозность
среди женщин выше, чем среди мужчин (67,2 и 32,7%). В 1994 г. отождествляли
себя с православием около 80% (в 1775 – 7%,
1897 – 82,9), католицизмом — 9,9 (1775 - 10%,
1897 – 3,8), протестантизмом — около 0,7,
иудаизмом – 0,3%, в 1997 г. уменьшилась доля православных
(77,4%) и протестантов (0,4), увеличилась - католиков (14,8), иудеев (0,4) [2];
в 2006 г. православных - 72,6%, католиков — 11,9.
Белорусская Православная Церковь (БПЦ). Весьма быстрыми темпами (в 2,4
раза) в 1988-1995 гг. происходил рост числа общин (к 1995 г. – 902), особенно в
западных регионах (до 70% прироста). В 1995-2004 гг. темпы замедлились (прирост
в 1,4 раза; к 2004 г. 1290 общин, 21 монастырь). В настоящее время наибольшее
количество общин находится в Брестской области (345, сайт БПЦ - 323) и в Минской
(319), наименьшее — в Могилевской (103). До 1989 г. в БПЦ была только одна
Минская епархия (осн. в 1793 г.). С возрождения епархий - восстановлены Полоцкая (992 г.),
Могилевская (1632), Пинская (1328 (1241), создан Белорусский Экзархат; в 1990 г.
- Брестская (1942), основана Гомельская; в 1992 г. – Новогрудская (1316),
Гродненская (1900), Туровская (1005), Витебская (1563) [3]. В 2005
г. утверждена Бобруйская епархия. В БПЦ 11 епархий,
почти 100 благочиннических округов, свыше 1100 церквей.
Первый монастырь в Х в. основан княжной Рогнедой
Рогволодовной (Анастасией) под Заславлем. В ХII в.
возникло 3 монастыря в Полоцке, 2 – в Турове. В кон. ХIII-сер. ХYI
в. – их основано 40. Монастыри действовали:
17 – в Полоцком повете, 7 – в Новогрудском, по 5 – в Пинском и Оршанском, по 4
– в Витебском и Минском, по 3 – в Брестском, Гродненском и Мстиславском, по 2 –
в Ошмянском, Браславском, Мозырском, Слонимском. Во II пол. XIX–нач. XX вв., после некоторого
роста числа за счет католических и униатских, количество монастырей сократилось
с 60 до 37. С 1922 г. монастыри начали закрываться, остался только Жировичский
Успенский (Западная Беларусь). Первыми в 1990 г. были восстановлены Полоцкий
Спасо-Евфросиниевский женский (1128 г.) и Жировичский мужской. К 2004 г. восстановлен 21 монастырь, в кон. 2008
г. их было 23 (в т.ч. 16 женских): в Гомельской области - 6, в Витебской – 5, в Минской и Брестской –
по 4, в Гродненской -3, в Могилевской -1
[8,
9].
Римско-Католическая церковь (РКЦ). За 1985-1994 гг. количество парафий (общин)
выросло с 96 до 330. 80% их числа, как и в прежние
времена, пришлось на регионы Западной Беларуси. В восточной части
страны фактически началось
возрождение костелов, закрытых еще в ХIХ в. и в 1920-1930-х гг. (к 1992 г. в Гомельской области
было 9 костелов, в Могилевской — 4). Уже
к 1994 г. парафии существовали во всех областях, крупных городах и в большинстве
административных районов, кроме, главным образом, восточнобелорусских. За 1988—1997 гг. РКЦ
были возвращены 192 храма. Рост количества католических общин обусловил
реорганизацию структуры управления РКЦ. В 1991 г. с благословления Иоанна-Павла
ІІ были созданы Гродненская (25 тыс. км², Гродненская
область, 600 тыс. верующих; Островецкий, Ошмянский, Берестовицкий, Волковысский, Гродненский (западн.), Гродненский (вост.), Дятловский, Ивьевский, Лидский, Мостовский, Новогрудский, Радунский, Сапоцкинский, Сморгонский, Слонимский, Щучинский
деканаты), Пинская
(73,2 тыс. км², 100 тыс. верующих; Брестская и Гомельская
области; Барановичский, Брестский, Мозырский, Пинский, Пружанский деканаты) и
Минско-Могилевская архидиацезия (69,8
тыс. км², 100 тыс. верующих; Минская и Могилевская обл.; Минский, Будславский, Вилейский, Могилевский, Несвижский, Рубежевичский деканаты), в 1999 – Витебская диацезии (40,1 тыс. км²,
Витебская область, 300
тыс. верующих; Оршанский, Браславский, Витебский, Докшицкий, Глубокский, Лепельский, Миорский, Поставский, Полоцкий
деканаты). В 1999
г. образована Конференция Католических Епископов [7].
После бурного роста
(330%) парафий в 1985-1994 гг., с 1995 г. темпы их прироста значительно
снизились. В 1995-2004 гг. их количество увеличилось с 352 (18,9%) до 432
(15,1% от числа общин). В 2007 г. в РКЦ было 440 парафий (45% – в Гродненской
области). Крупные католические центры и места паломничества – Будслав, Брест,
Логишин, Полоцк, Могилев, Минск, Мосар и др.
Греко-Католическая Церковь. Униатство до разделов Речи Посполитой было национальной религией белорусов
(в 1775 г. – 75%, 4,5 млн. чел.). За 1990-2000 гг. официально
зарегистрировано 13 приходов. К 2007 г. их численность не изменилось (Барановичи,
Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Ивацевичи, Лида, Могилев, Молодечно, Минск,
Полоцк). Наиболее многочисленная община существует в Минске [2].
Протестантское
движение на Беларуси в 2003 г. отметило 450-летие Реформации (в кон. ХYI
в. - более 200 общин). Наиболее значительными темпами 3,5 раза - шел прирост общин
в 1985-1994 гг. В 1995 г. их было 529 (во всех областях, с преобладанием в
Брестской и Минской). За 1995-2004 гг. численность общин выросла в 1,9 раза (до
1005) [2].
При этом количество общин традиционных (с XVI в.) направлений невелико:
лютеранских - 27 (2007 г.),
кальвинских - «Белорусский Евангелический Реформаторский собор» - 1 (Минск, в
2004 г. - 2). С каждым годом увеличивается численность протестантских общин «новой
волны» (с ХIХ-ХХ
вв.). За 1990-2007 г. количество протестантских течений увеличилось в 5 раз (с
3 до 16). Миссионерская деятельность стала смещаться с западных в восточные
области, наиболее пострадавшие от «всеобщего атеизма». Особенно значительное
количество протестантских и неопротестантских объединений зарегистрировано на
Полесье. Особенно быстро растет число общин христиан веры евангельской (ХВЕ, 49,1%
всех протестантских общин) и евангельских христиан-баптистов (ЕХБ, 26,9%).
Наибольшее количество общин и адептов ХВЕ и ЕХБ в Брестской и Минской областях.
В 2004 г. протестанты имели 26 миссий вероучений, 561 молитвенный дом и столько
же строили.
Староверы (старообрядники) появились на Беларуси в 1650-е
гг., переселившись из Поморья и Новгорода. Беспоповцы (поморцы, федосеевцы,
филипповцы) осели в районе Двинска, Браслава, в Полоцком и Витебском воеводствах,
поповцы - в Оршанском и Речицком поветах. Самым крупным центром староверов стал
г. Ветка около Гомеля (в сер. XYIII в. в городе и 14 слободах - 40 тыс. староверов). Во 2 пол.
XYIII в. часть староверов из
Ветки перебрались в Витебск, Лепель, Полоцк, Бобруйск, Борисов.
В 2004 г. старообрядческих
общин было 34 (2007 г. – 26), которые были расположены в Витебской (более
половины), Гомельской и Минской областях.
Ислам в
форме суннизма пришел на территорию страны вместе приглашенными на службу татарами
в ХIY в. В 1591 г. проживало 100 тыс. мусульман (в Речи
Посполитой - 400 мечетей; самая старая в Европе – в д.Довбучки, Сморгонщина,
1557 г.), к ХYIII в. осталось 30, в 1897 г. - 13,9
(Гродненская, Минской, Виленская губ.). С 1970 по 1995 г. количество мусульманских общин увеличилось
с 1 (Ивье) до 15 и еще вдвое за 1995-2004 гг. (27; верующих татар – 12,5 тыс.),
при этом почти 1/3 общин (10) расположена на территории Гродненской области.
Данные общины входят в два объединения: Мухтасибат и Муфтиат
Республики Беларусь [4]. В 1994-1997 гг. возведены мечети в Слониме,
Смиловичах, Новогрудке. Кроме татар, ислам исповедуют башкиры, азербайджанцы,
казахи, узбеки, другие представители меньшинств.
Первые в Беларуси
иудейские общины появились в 1388-1389 гг., а массово их число стало расти с ХYI в. Доля евреев-иудеев в 1897 г. составили 12,9%. Резкое,
катастрофическое уменьшение численности евреев в послевоенное время – результат
фашистского геноцида. К 1970 г. оставалась одна община (Минск). Число общин иудеев в 1988-2004 гг.
выросло в 29 раз (до 29) [2].
С кон. 1980-нач. 1990-х гг. распространились агни-йога,
теософия, Вера Бахаи (6 общин), Центр Мира Шри Чин Моя, «Брахма Кумарис», Международное общество Сознания Кришны
(6), Аамота (1), дзен-буддизм и др. С сер. 1990-х гг. на территорию страны
стали проникать и представители ряда деструктивных учений – АУМ Синрикё, Белого
Братства, Храма Солнца и др.
Всего
в Беларуси в 2007 г. зарегистрированы общины 28 различных конфессиональных
направлений. Подавляющее большинство верующих — христиане: православные (1399
общин), католики (440) и протестанты (1260), иудеи (29), мусульмане (27). Несмотря на поликонфессиональность,
религиозные отношения в Беларуси носят вполне мирный характер. Веротерпимость,
религиозная толерантность являются главными составляющими белорусского менталитета
[26].
Литература: 1. Беларусы. Атлас. – Мн., 1995. 2. Верашчагіна А.У., Гурко А.В. Рэлігія //Бел.
Энц. – Мн., 2004.-Т.18.-Кн.2. 3. Епархія //там же.-Т.6. 4. Крыніцкі Ю. Іслам
//Энц. гісторыі Беларусі. – Мн., 1996.-Т.3. 5. Сидоренко В. П., Озем Г.З. Религиозные
конфессии Беларуси //Современные
географические проблемы. –Мн., 2007. 6. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. – М., 1998.
7. www.catolic.by. 8. www.church.by. 9. www.ortos.by.