Кротько
Т.А.
Луганский областной
колледж
культуры и искусств
Вокальные жанры эпохи Возрождения в
Италии
Обращение к вокальным светским жанрам
эпохи Возрождения обусловлено повышением интереса к нему как со стороны
современных композиторов, так и исполнителей. В большинстве научно–исследовательских
работ чаще всего уделяется внимание узко
локальным сферам существования жанров без тесной связи со смежными видами
искусства и не
всегда рассматривается возникновение и развитие светских вокальних жанров с точки
зрения влияния на них социальной, политической ситуации того времени.
Цель
данной работы − раскрыть особенности жанров
виланеллы, фроттолы, канцоны, баркаролы, мадригала, историю их создания и пути развития.
Практическое значение работы обусловлено возможным использованием этого материала при изучении студентами некоторых тем в курсе «Музыкальной литературы» , «Зарубежной хоровой литературы»,
«Хороведения и методики работы с хором».
XIV столетие открыло собой новый период всемирной истории, а вместе с
тем и музыкального искусства. Это конец
феодального средневековья, начало современной капиталистической эры. Кризис
феодальной системы выразился в повстанческом движении лоллардов и восстании
Уота Тэйлора в Англии, Жокерия во Франции, римском восстании Кола де Риенци и
флорентийском чьомпи – в Италии. То была эпоха формирования наций, это
отразилось и в музыке и, прежде всего, в народной песне, которая впервые
зазвучала на родном языке [1, 96].
Светские вокальные жанры Италии развиваются в XVI веке
по двум главным направлениям: одно из них объединяет разновидности жанра, так
или иначе близкого к песне (фроттола, вилланелла, баркарола, канцона), другое
же связано с полифонической традицией, хотя и не ограничено ею
(мадригал).
Фроттола, популярная главным образом в первой
трети ХVI в., представляет
собой определенный этап на пути бытовой многоголосной песни, она наследует канцонам Л. Джустиниани (для голоса с сопровождением
инструмента, 1482 г.), старой итальянской
баллате и, возможно, даже лауде, старинной духовно-бытовой песне. В
самом слове фроттола подчеркнуто
бытовое, даже уличное назначение песни (frotta − толпа). Определенный музыкальный склад она
приобрела, видимо, в последнем десятилетии ХV в., став
четырехголосным вокальным
произведением, на первых порах единого автора − поэта и
композитора в одном лице. Любопытно, что ранние фроттолы создавались, например,
другом Жоскена Депре - поэтом Серафино даль Аквила (а затем и самим
Жоскеном под именем Жоскин д’Асканио). В дальнейшем выдвинулись уже имена
многих композиторов, прославившихся именно как авторы фроттол. В первом
сборнике, выпущенном Петруччи в 1504г., опубликовано 62 фроттолы одиннадцати композиторов. Большинство песен этого
сборника принадлежит трем композиторам из Вероны: Марко Кара, Бартоломео
Тромбончино и Микеле Пезенти. По одной - две
фроттолы опубликовали Д. Брокки, Д. де ла Порта, Ф. д’Ана из Венеции. В
следующих сборниках к этим именам прибавились Н. Пифаро, Л. Колепер, К. Феста.
Предпочтение отдавалось двум самым популярным авторам − М. Кара и Б.
Тромбончино. Всего за годы 1504-1536 в Фоссамброне, Венеции, Риме, Флоренции
было издано более 30 сборников фроттол, после чего это жанровая разновидность
многоголосной песни была оттеснена и заслонена другими ее разновидностями. Фроттолу
нельзя назвать безоговорочно народной итальянской песней, хотя ее мелодические
и образно-поэтические истоки, характер распространения, вне сомнений, сближают ее с народным искусством.
Тем не менее, она остается продуктом композиторского творчества, созданная на стихи итальянских
(Петрарка, Полициано, Бембо) и даже античных (Гораций, Овидий) поэтов.
Назначение фроттолы очень широкое: она
могла исполняться в домашнем быту, театральных спектаклях, во время карнавалов.
По содержанию фроттолы достаточно
разнообразны: преобладает любовная лирика, но немало шуточных, комических или нравоучительных текстов. За немногими
исключениями они четырехголосны, и хотя они на практике могли исполняться с
сопровождением инструментов (или даже на одних инструментах), характер их
изложения по преимуществу вокальный, а
голосоведение плавное. Многоголосие
фроттолы не разорвано с полифонической традицией своего времени, однако общее
звучание скорее гармоническое, с
ведущей ролью верхнего голоса и гармонической основой в басу. На всем протяжении формы явно преобладает аккордовый
склад с устремлением от модальности к
новой ладовости, подчеркиванием каденций доминанта
− тоника, с ясной
расчлененностью формы, с повторами, незначительными распевами слогов и предпочтением силлабического скандирования. В отличие от произведений
строгого стиля повторность в музыке фроттолы полностью торжествует над линеарным
развертыванием.
Фроттолу в популяром песенном репертуаре сменяет вилланелла, царившая в нем по преимуществу с третьей четверти ХVI в. В
отличие от фроттолы, которая начала свое распространение с севера Италии, вилланелла
двигалась по стране с юга и была связана с неаполитанской песенностью: очень
динамичной, с острыми ритмами. Vilianella alia napoletana произошла из
крестьянских песен и, даже будучи развитой современными ей композиторами,
сохранила дух демократизма, непринужденность изложения, позволявшую ей обходить
правила голосоведения и следовать в этом смысле народным традициям. В наше
время обнаружено и систематизировано около 1800 образцов неаполитанской
вилланеллы, появившихся между 1550 и
1580гг. Во многих случаях композиторы остались неизвестными. Но среди авторов
музыки есть и заметные имена: Бальдассаре Донато, Джованни Доменико да Нола,
Теодоро Риччо. Даже Адриан Вилларт
написал виллоту (близкая вилланелле разновидность жанра) на слова канцоны
Петрарки «Италия моя». У крупнейшего композитора последней трети XVI в. Луки Маренцио − 118 вилланелл и канцонетт.
Вилланелла движется дальше по
пути, открытом фроттолой. Она более гомофонна (полифонические приемы лишь в
единичных образцах), в ней больше моторных, танцевальных ритмов, больше
динамики, она допускает и даже
подчеркивает движение параллельными квинтами на народный лад, состоит из
кратких, контрастных по движению разделов. Этот жанр непосредственно связан с
крестьянской песней. Связь запечатлена в самом названии («вилланы» −
крестьяне). В вилланеллах ощутимы
жанровые черты: то явная танцевальность (Б. Донато «Сhi la gagliarda»),
то энергичные ритмы и скороговорка
почти театрального характера («Girometta, senza di te non vivero»
неизвестного автора), то воинственность
− хотя речь идет всего лишь о желанной победе над собственным сердцем («Allarm, Allarm» Д. Л.
Примаверы). Среди вилланелл преобладают трехголосные произведения:
Вместе с фроттолой, в одном ряду с инструментальными жанрами, близкими
быту (в первую очередь пьесами для лютни в Италии и Испании), вилланелла
представляет в ХVI в. искусство нового типа, сложившееся в эпоху
Ренессанса, противостоящее полифонии строгого стиля музыки.
Среди множества светских жанров,
возникших в Италии, заметное место
занимают канцона и баркарола.
Канцона (итал.canzone − песня) − существовала еще в средние
века как одна из форм лирики трубадуров
Прованса, а достигла вершины
развития в эпоху Возрождения. В XVI в. так называли
светские многоголосные песни более простой структуры, чем мадригал, канцона могла также обозначать инструментальную пьесу (canzone de sonar − «песня для игры»):
Этот жанр получил распространение в XVI −
XVII
вв. в виде пьесы
имитационно-полифонического склада типа ричеркара или фуги (например, для органа) [5, 90]. Со временем канцона хоть и
получила признание, все же не прижилась в европейской музыке, превратилась в
стилизацию. Уменьшенная форма канцоны,
которая употреблялось в Италии,
называлась канцонеттой, во Франции − шансонеткой.
Другой не менее интересный
итальянский жанр − barcarola −
инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом песни венецианских
гондольеров (от итал. barca
− «лодка»). Баркарола
обычно имеет спокойный темп и сочиняется в размере 6/8 или 12/8 с
аккомпанементом, изображающим плеск волн за бортом гондолы.
Но главным достижением эпохи
Возрождения, бесспорно, был жанр мадригала (ит. madrigale, от
лат. мatricale) − песня на родном (материнском) языке − небольшое музыкально-поэтическое
произведение, обычно любовно-лирического содержания; первоначально одноголосная
песня на итальянском языке. Согласно другой версии, слово «мадригал» происходит
от итальянского mandra − стадо или
провансальского mandrе − «пастух», и
представлял собой пастушескую песню. Мадригал получил развитие в эпоху Раннего Возрождения (ХIV в.)
в поэтическом творчестве Ф. Петрарки, Д. Боккаччо, Саккети, у композиторов П.
Казелла, Ф. Ландини и др. Жанр был музыкально-поэтическим: этим
обусловлена форма, средства и приемы выразительности. Смысл многократно повторяющихся слов
(имитация в разных голосах) усиливал чередование вокального полнозвучия и одноголосных возгласов, острых диссонансов,
мягких, разрешающих созвучий. Соединение четырех-пяти голосов образует
изменчивый звуковой комплекс: то сумрак, то яркие блики, то свет, то
затененность. Форма рождалась из свободного вариоционно-полифонифеского развития
напева, связанного со строкой текста
или отдельными словами. Тонально-гармоническая
система в более позднем понимании тогда не сложилась, созвучия следовали логике голосоведения и эмоций.
Мадригал мог начинаться и заканчиваться
в разной тональной окраске. В ХV в., в связи с угасанием ars nova, мадригал
исчез со сцены. Но уже в ХVI в. мадригал возвращается и начинает свое развитие как бы заново. На протяжении ХV
Iв. (примерно во второй трети его) этот жанр очень
сильно эволюционировал, причем углублялось его лирическое содержание,
проявлялась со временем внутренне-театральная природа, изменялся стиль
полифонического письма. И все же оставались устойчивыми принципы жанра: чисто
светский характер (хотя создавались и духовные мадригалы), свобода от многих
норм и канонов строгого стиля в многоголосии, гибкое развертывание композиции в связи с поэтическим текстом, новые и все более широкие возможности
проявления индивидуальной творческой инициативы. Ни в одном жанре ранее не
выступали с такой яркостью творческие
индивидуальности, как это обнаружилось в мадригале, когда над ними работали Адриан Вилларт и Якоб Аркадельт,
Николо Вичентино и Киприан ди Роре, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо, а также
великий Палестрина. Именно в ХVIв.
появляется хроматический мадригал,
который отличался особой экспрессией.
Величайший мастер этого подвида − Карло Джезуальдо (мадригал «Итак, зная,
ты хочешь»).
Художественной средой, в которой культивировался мадригал как музыкально-поэтическая форма,
были сложившаяся в эпоху Возрождения среди знатоков и просвещенных любителей
музыки, музыкально-поэтические содружества, академии, в которых общались поэты
и ценители поэзии, музыканты и их друзья. В этом кругу всегда можно было
составить ансамбль из нескольких исполнителей и ознакомить собравшихся с новым
произведением, услышать их заинтересованное и компетентное суждение. В отличие
от мотета (на латинском языке), с его
академическим обликом и специальным назначением (духовным, официально-праздничным) или
фроттолы, с ее широко бытовым диапазоном, мадригал был крупнейшим жанром
светского музыкального искусства, профессионального и одновременно достаточно
доступного, лишенного какой бы то ни было официальности, но и не элементарно
− бытового. Творение высокой духовной культуры Возрождения, подлинное
детище гуманизма, мадригал совершенно свободен от традиций религиозной музыки:
его образный мир открыт живым человеческим чувствам в их индивидуальном
выражении.
Песенные жанры, возникшие в эпоху Возрождения, не оказались в забвении,
они получили еще большее развитие в ХVI – ХIХ вв. Многие композиторы последующих поколений не раз
обращались к этим песенным формам. Так, например, мадригал был популярен в салонной культуре Европы ХVII-ХVIII вв., канцона пережила второй период расцвета в 18-19 вв.
В то время канцоной называлась небольшая, простая по форме ария: такова,
например, канцона «Voi che sapete» в
моцартовской «Свадьбе Фигаро». Не остался без внимания и жанр баркаролы.
Известностью пользуются баркаролы Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Г. Форе (фортепианные), Ф. Шуберта (для голоса с
фортепиано) и Оффенбаха (для солистов, хора и оркестра в опере «Сказки Гофмана»).
Эпоха Возрождения прошла, изменилось мировоззрение, возникли новые
направления в искусстве, но светские жанры не исчезли. В наши дни композиторы
активно обращаются к ним и находят благодатную почву для творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Розеншильд К. История
зарубежной музыки. – М., 1973.
2.
Романовский Н. Хоровой
словарь. – М., 1980.
3.
Гивенталь И., Щукина Л.
Музыкальная литература. – М., 1986.
4.
Краснощеков В. Вопросы
хороведения. – М., 1969.
5.
Штейнпресс Б.,
Ямпольский И., Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966.
6.
Палестрина Д. Мадригалы
/ Сост. Берденников М. – К., 1978.
7.
Лаппо И. Локшин Д.
Зарубежная хоровая литература. – М., 1964.