Кожабаева Б. И.

Профессор КазНПУ им Абая

Ибрагимов А. И.

Преподаватель КазНПУ им Абая

 

Воспитательная система в классе

В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также уязвимым, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности.

Искусство является незаменимым фактором социализации личности, понимаемой нами не как приобщение к ценностям социума, под которым часто подразумевается та или иная политическая форма общественного устройства, а более широко как приобщение к ценностям человечества, истории, культуры, возвышение до масштабов родового, общечеловеческого бытия. Такая социализация под воздействием искусства не подавляет индивидуальность, не «растворяет» её в общественном , а свободно развивает её существенные силы в единстве уникального и общего. Воспитательная функция искусства связана с очищением внутреннего мира воспринимающего посредством сопереживания художественной реальности. Она определяет важнейшие задачи педагогического руководства, а именно: вызывать сочувствие, сопереживание, помочь детям осознать личностный смысл воспринятого через самостоятельную оценку, возвышенно, а не пошло воспринимать красоту человеческого тела.

Формирование личности опирается на развитие её творческой активности, неразрывно связанной с чувством социальной и моральной ответственности, с категорией «отношение». Отношения возникают  в процессе взаимодействия. Во взаимодействиях людей рождаются и существуют их  взаимоотношения. Исследователь психологии отношений человека В. Н. Мясищев считает: «Отношения - это такая категория свойств, которые проявляются избирательно, различно и порой даже  противоположно и в то же время с достаточной устойчивостью». А так же он подчёркивает, что « взаимоотношения являются внутренней личностной основой взаимодействия, а последнее- реализацией или следствием и выражением первого». Реакция, действия и поступки человека как процессы его психической и психофизиологической деятельности обнаруживают себя в поведении и оставляют в мозгу больший или меньший след. Такие запечатлевающие «следы», как установлено, дают о себе знать в психических образованиях в познавательной, эмоциональной и волевой сферах деятельности. Психические образования в познавательной сфере проявляются в виде знаний и навыков, эмоционально-волевые потенциалы – в отношениях дружбы, любви, ответственности, бережности или в  противоположных отношениях – безответственности, вражды и т. п.

Отношение к природе также складывается под влиянием эмоциональной реакции, хотя и имеет относительную самостоятельность в системе отношений человека. Нравственные отношения формируются на положительных эмоциях (сострадания, отзывчивости, добра) , а так как человек и природа – части единого целого, то определение понятия «нравственное отношение», данное Зыбковец В. Ф. , можно отнести не только к отношению «человек – человек», но и к  отношению «человек – природа»: «Нравственное отношение есть род социальных отношений, в основе которых лежит нравственное начало, реализующееся в нравственном выборе – выборе не по соображениям выгоды, а по велению совести, по критерию справедливости и добра».

Итак, забота о природе, бережное отношение – необходимое качество человека. Оно характеризует мировоззрение личности, моральные качества, экономическую и эстетическую культуру. Бережливость по отношению к природе – категория, характеризующая цивилизацию «восстанавливающую» (Н. Фёдоров), обогащающую, сохраняющую, что и отвечает законам человечности и гуманизма.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников в духе ответственного отношения к природе. Чтобы чувства, сострадания, ответственности стали нормой поведения каждого человека, необходимо их формировать в школе.

 Таким образом, решении этих проблем большую роль играет содержание школьных дисциплин, в том числе и гуманитарного цикла, которые несут информацию о жизни природы, о её ценностных свойствах, о взаимодействии природы и человека.

Однако вопросы гумманизации взаимоотношений человека с природой недостаточно представлены и методически разработаны в программах дисциплин гуманитарного цикла, в чём убеждает и чрезмерное внимание к фактологической стороне знаний, и однотипность формулировок. Не развивается и положение В.И.Вернадского о том, что человек становится «фактором развития природы», что воспитание любви, понимания красоты, неповторимости природы и борьба против хищнического отношения к ней важны не только для экологии; это существенно для становления духовных и творческих сил, гуманистических качеств и ценностных ориентации личности.

Недостаточно разработан и понятийный аппарат, в частности, определение самого понятия «нравственное отношение к природе».

Мы считаем, что ответственное отношение к природе есть способность и возможность сознательно,   а значит намеренно,   добровольно, исходя из  чувства  сострадания, решать   задачи   морального выбора, достигая определённого экологического результата. Так как главная цель гармонизации взаимоотношений общества и природы - не природа сама по себе, а человек и его потребности. В отношении человека к природе нельзя исходить из оценки, как это скажется на природе, потому что в конечном итоге мы ищем ответ на главный вопрос: как это скажется на самом человеке и на его взаимодействии с природой, то есть в решении проблемы человек - природа -  общество.

 В формировании нравственного отношения школьников к природе важно воспитание эмоциональной отзывчивости к человеческой культуре. В основе воспитания должны лежать положительные эмоции, способные пробудить главный регулятор нравственности человеческого поведения - совесть, то есть если целью нравственного воспитания будут духовные ценности - совесть, сострадание, справедливость, человечность, а не стремление к чему-то социально-утилитарному, возможно формирование подлинно человеческого отношения к природе.

Итак, нравственное отношение к природе - это гармоничное общение на равных человека и природы, построенное по законам нравственных категорий сострадания, совести, добра и справедливости, лежащих в основе разумных принципов бережливости, рациональности, оптимальности и ответственности. Понятие «нравственное отношение к природе»,   будучи многоаспектным, тем  не  менее  может   рассматриваться   как синтез значимых       качеств      личности (справедливости, совестливости, сострадания, доброты,             гуманизма, рациональности, ответственности   и   др.).   А   единство  этих черт развитии  личности, сформированное в процессе воспитания, явится высшим выражением гармонии общества и природы и природного в самом человеке.

Таким образом, воспитательной системой в классе является взаимосвязь нравственного, эстетического и экологического воспитания.

Литература

1 Нысанбаев А. Н. Человек и открытое общество. – Алматы, 2001. – 544 с.

2. Ильясова А. Н. Становление и развитие нравственной теории в Казахстане.- Алматы, 1997. – 238 с.