Педагогические
науки/6.Социальная
педагогика.
Мурашко В.Г.
Белорусский
государственный университет культуры и искусств
Критерии оценки любительского творчества как уникального социально-культурного
явления
В свете непростой социально-экономической
ситуации, сложившейся сегодня в мире, можно говорить о существенной реформации
общественно-культурной жизни. По мнению Л.И. Михайловой, «суть взаимодействия
культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны реформы
изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре
влияют на реформы [1, с.28]. В своей работе “Социология
культуры”, она высказывает мнение, что основной целью культурной политики
должно быть обеспечение целостности и возвышения общественного престижа культуры,
создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного
потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении национальных и
мировых ценостей культуры [1 , с.42].
На сегодняшний день культурная жизнь больших городов Беларуси представлена множеством музеев, художественных выставок, театров и концертных залов, где каждый может приобщиться к продуктам национальной и мировой классики и современного искусства.
Искусство является мощным фактором психолого-педагогического воздействия на личность, поскольку оно адресовано его эмоциональной и когнитивной сфере. Произведения искусства дают не только высокие примеры творческих достижений талантливых творцов, но и вызывают глубокие эмоциональные, эстетические, этические переживания, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном счете, способствуют всестороннему развитию личности. Однако, для того, чтобы воспринять и по достоинству оценить результаты профессиональной художественной деятельности, необходимо обладать эстетическим вкусом, способностью к творчеству, иметь определенный интеллектуальный и культурный уровень.
В настоящее
время вопросы морально-этического воспитания и развития творческой активности личности,
прежде всего детей и молодежи, находятся
в центре внимания социальных педагогов, психологов, самого широкого круга
специалистов, работающих в социально-культурной сфере Центрация на личности
предполагает создание максимально благоприятных условий для полноценного и
всестороннего развития творческих потенций каждого в сфере досуга.
Важнейшую роль в формировании внутреннего мира
индивида играет социально-культурная среда, поэтому, сегодня большое значение для исследователей в сфере
социально-культурной деятельности являются вопросы любительского творчества или
художественной самодеятельности (в
данной статье эти два понятия рассматриваются как подобные).
На сегодняшний день в нашей стране широкое
распространение получили любительские эстрадные, народные, джазовые, духовые
оркестры, вокально-инструментальные ансамбли, поп- и рок-группы и т.д., которые
оказывают эстетическое и воспитательное воздействие как на самих участников
любительских коллективов, так и на многочисленную аудиторию слушателей.
Сегодня в нашей стране существует развернутая система
клубных учреждений, способствующих популяризации художественно-творческой
деятельности, все чаще открываются культурно-досуговые центры, где люди могут
приобщиться к различным видам любительского творчества. Все большую
популярность и широкое распространение в республике получают любительские
народные, духовые, эстрадные и джазовые оркестры и ансамбли, инструментальные,
вокально-инструментальные коллективы и рок-группы, любительские театры,
хореографические и артстудии, где люди могут приобщиться к различным видам любительского
творчества. Любительское творчество – форма реализации творческих потенций
социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством
инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства,
осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических
потребностей и творческих способностей.
Как
подчеркивает специалист в области социально-культурной деятельности, Н.И.
Аксютик, основными отличительными чертами любительского творчества являются:
·
добровольность участия
(внутренняя инициатива субъекта (участника);
·
внутренняя духовная
мотивация субъекта;
·
внутренняя активность и
инициативность субъекта (полная отдача деятельности);
·
развитие личности
участника в сторону большей гармонии и всесторонности;
·
организованность;
·
наличие
профессионального руководителя;
·
преимущество
исполнительских видов деятельности и т.д.
Фундаментальной отличительной чертой любительского
творчества является совокупность ее специфических функций, которые следует выводить
из функций досуга и функций художественной культуры:
·
воспитательная;
·
рекреационная;
·
компенсаторная;
·
гедонистическая [2].
Однако, несмотря на то, что существуют теоретически
обоснованные признаки и характеристики любительского творчества, при
практической организации условий, необходимых для успешного функционирования художественной
деятельности как социально-культурного и социально-педагогического явления,
сегодня они зачастую не учитываются.
Доктор педагогических наук Е.И. Смирнова, ведущий
специалист по вопросам теории любительского художественного творчества, в своей работе «Художественная
самодеятельность как социально-педагогическое явление» рассматривает основные
критерии, по которым на практике оценивается эффективность художественной
самодеятельности:
- количество участников организованных коллективов
художественной самодеятельности;
- количество организованных коллективов (кружков
художественной самодеятельности);
- количество концертов, спектаклей и других публичных
выступлений организованных коллективов;
- численность «обслуженных» или «охваченных»
выступлениями художественной самодеятельности [3].
Автор утверждает, что подобного рода критерии препятствуют
развитию художественной самодеятельности.
Помимо этого, крайне неприемлемой является и оценка любительского творчества по критериям профессионального творчества.
Достижение высокого профессионального уровня исполнения не должно быть
самоцелью (доминирующим стимулом) деятельности любительских коллективов.
Любительское творчество – уникальное
социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой,
которое обладает свойствами досуга и
художественной культуры. Как известно, досуг – это часть свободного времени, направленная на развитие личности,
используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений,
различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и
дальнейшее развитие личности. Поэтому наиболее объективная оценка деятельности
любительского творчества – это динамика интеллектуального и общекультурного развития
личности любителя.
Литература:
1. Михайлова, Л.И. Социология культуры: Учебное
пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 232 с.
2. Аксюцiк,
М.I. Сацыяльна-культурная дзейнасць: вучэб.-метад. дапам. / М.I. Аксюцік . – Мн.: IСВ, 2003. – 102 с.
3. Смирнова, Е.И. Художественная
самодеятельность как социально-педагогическое явление: автореф. … дис. д-ра
пед. наук: 13.00.05 / Е.И. Смирнова; Ленингр. гос. ин-т культуры им. Н.К.
Крупской. – Л., 1988. – 35 с.
4. Бирженюк,
Г.М. Методическое руководство
культурно-просветительной работой: учеб. пособие для студ. ин-тов культуры /
Г.М.Бирженюк, Л.В.Бузене, Н.А.Горбунова. – М.: Просвещение, 1989.– 176 с.
5. Карацееў,
А. Рэпетыцыя будучыні (некаторыя аспекты развіцця самадзейнай духавой музыкі) /
А. Карацееў // Мастацтва Беларусі. – 1984. - №5. – С. 67 – 70.
6. Климович,
Н.А. Проявление и развитие настойчивости у шестилетних детей в игре /
Н.А.Климович // Псіхалогія, 2001, №.3.
7. Клубоведение: Учеб. пособие для ин-тов
культуры, искусств и фак. культ.-просвет. Работы пед. ин-тов / Под ред. С.Н.
Иконниковой и В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1979. – 397с., ил.
8. Макарава, А.А. Культурная сфера вольнага часу: пытанні тэорыі і
практыкі / А.А.Макарова // Культурная сфера вольнага часу: стан, праблемы,
пошукі: матэрыялы рэсп. навук.-практ. канф. (Мінск, снежань 1995 г.). – Мн.:
БелІПК, 1997. – С.8–15.
9. Малахова, И. А. Художественная деятельность как средство развития креативности в
социокультурной сфере / И. А. Малахова // Сац.-пед. работа. – 2003. – № 5. – С.
42–48. – Библиогр.: 3 назв.
10. Селевко, Г.К. Современные
образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
11. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В
2 т. / К.Д. Ушинский; под ред. В.А. Струминского. - М.: Учпедгиз, 1954, – Т.2. – 734 с.
12. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность:
Парадигмы, методология, теория: Монография / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2000.
– 204с.