Наумова В.И.
Восточно-Казахстанский
государственный технический университет
им.
Д.Серикбаева, г.Усть-Каменогорск
Культурно-экологический вектор инновационного образования в изменяющихся
условиях
Сложившиеся
трудами предыдущих поколений и всего человечества культура, наука и техника в
целом влияют на инновационную способность нации. Но основную ускоряющую
динамику изменения этой способности, что особенно актуально в сегодняшний
исторический момент, определяет именно образование. Успех внедрения инновационного
архитектурно-художественного образования,
в конечном счете, зависит от
инновационной деятельности научных и научно-педагогических
кадров, руководителей
образовательных учреждений
и от специфического менеджмента
их отношений.
Сегодня
актуальны вопросы
подготовки специалистов в области архитектурной деятельности инновационного типа, способные
интегрировать в мировое образовательное пространство, продуцировать
ключевую составляющую информационной
экономики -
знания, передавать знания
и искусство технологического трансферта,
коммерциализации результатов научных
исследований в области архитектурной деятельности.
В
условиях реализации целостной стратегии для обеспечения устойчивого характера
конкурентоспособности экономики роль университетов состоит в подготовке кадров
в вузах в соответствии с потребностями изменяющегося мирового рынка труда. Речь
идет о повышении качества подготовки специалистов и предоставлении качественных
образовательных услуг на уровне мировых стандартов, обеспечении новых направлений
архитектурной подготовки в связи с глобализирующимся рынком труда, о связи
университетских научных исследований с потребностями общества на основе
внедрения новейших информационных технологий [6].
Как
известно, наука является необходимым условием развития и поддержания инновационного
потенциала общества. Важным элементом в реализации инновационной деятельности
выступает коммерциализация научной продукции. Научная деятельность
обеспечивает прирост профессиональных знаний, и только те знания имеют
прикладное значение, которые реализуются в новых творческих технических
проектах, технологиях, опытно-конструкторских работах, креативных объектах и
продукции. Технологический
процесс архитектурного проектирования и коммерциализация новшества осуществляются
в процессе инновационной деятельности, как правило, в технопарках,
инновационно-технологических центрах, бизнес-инкубаторах при университетах;
центрах коммерциализации интеллектуальной собственности; малых инновационных
предприятиях; структурах, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности,
лицензирование и сертификацию готовой продукции; службы консалтинга и
маркетинговых исследований. Проектно-конструкторские архитектурные научные
институты в комплексе с ВУЗом должны создать на части своих площадей технопарки
для частных инновационных фирм, в первую очередь, для бизнес-раскрутки, то
есть, внедрения инновационных проектов своих научных сотрудников. Должны быть
настоящие работающие фирмы, а не те формальные, создание которых поставлено
сейчас на поток для улучшения предпринимательских грантов.
Повышение
уровня национальной инновационной способности позволяет обеспечить
конкурентоспособность проектов и услуг в области культуры и экологии, выступая
критерием экономико-социальной, инженерно-технологической модернизации и эстетическую составляющую
современной архитектуры. Именно университеты призваны стать центрами создания
инновационного пространства, участвовать как в формировании инновационной
деятельности в научно-технической и культурно-экологической сферах,
направленной на решение проблем технологического трансферта, так и в
инновационной деятельности системы образования.
В
последние годы деятельности в концептуальных и практических разработках
архитектуры и дизайна всё более остро встают проблемы взаимопроникновения
культур, роли и значения национальных особенностей в процессе
интернационализации проектной культуры. Во многом эта связь отмечается
специалистами в тенденции «интернационального стиля» в архитектуре и дизайне.
Если в начале ХХ века это направление в архитектуре опиралось на принципы радикального функционализма,
лозунгом которого было – «форма следует функции», то к началу ХХI века
этот принцип фактически не работает. Полагают, что в условиях высокоразвитого
промышленного производства он приводит к созданию однообразной, стандартной
жизненной среды, фактически обесценивается и уничтожается национальное
своеобразие или культурная идентичность.
В
этом процессе большое и определяющее значение имеет осознание двух важнейших
факторов современного процесса: это стремительное развитие научно-технического
прогресса, с другой стороны, и вызванные им социальные и экологические
проблемы. Технический мир становится всё более автономным, «экспансия» новых
технологий проектирования в самых разных областях культуры, архитектуры и
дизайна, быта и образа жизни создают предпосылки для коренных
социально-культурных изменений. В этой ситуации неизмеримо возрастает роль
гуманистической функции архитектуры в обществе, его природы.
Архитектурно-художественное образование реагирует на эти процессы, явно они
просматриваются в современных изменяющихся условиях подготовки специалистов
новой формации. Основные критерии воспитания и инновационного образования
которыми становятся создание среды человеческого обитания, учитывающие
утилитарно-функциональные потребности, сохраняя традиции духовной и
художественной культуры.
Все
процессы создания и сохранения и развития экологического подхода в архитектуре и дизайне достигаются
взаимосвязью элементов модели инновационного образования:
«Образование-наука-практика». Этот подход может быть причислен к сфере экологии
культуры, направления, получившего теоретическое осмысление в последние
десятилетия. «…Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения
природной биологической среды, - пишет академик Д.С. Лихачёв. – Для жизни
человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение
культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей
среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то
культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для
его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его
нравственной самодисциплины и социальности»[1].
Для
оценки того, можно ли тот или иной уровень подготовки специалистов отнести к
инновационному и какова степень его «инновационности», необходимо определить
критерии, которые должны представлять собой группу качественных и
количественных признаков. Критерии, характеризующие внутриуниверситетскую
инновационную архитектурно-художественную деятельность в интересах общества, государства, экономики,
социальной сферы, образования, науки, технологии, культуры, экологии.
Рассматривая
взаимодействие архитектурной науки, образования и архитектурной практики,
возникает вопрос: что первично
архитектурная наука или архитектурная практика? Очевидно, можно
наблюдать, что параллельно идут два процесса: с одной стороны, формирующийся
новый тип архитектурного объекта становится предметом последующих исследований,
с другой – изначально необходима теория, предшествующая для данного
исследования. Круг «замкнулся». Вероятно, для того, чтобы обеспечить
прогнозируемый результат, надо «подогнать» научный процесс к реальной,
быстроизменяющейся жизни, а практический результат – к современной науке. При
этом необходимо помнить, что архитектурное произведение по своей природе
переживает автора и заказчика. Задача преподавателя архитектурной высшей школы
– научить проектировать так, чтобы произведение воспринималось адекватно во все
времена, не теряло своей уникальности. Следовательно, три составляющие
инновационное архитектурное образование
- это совокупность науки,
образования, определяющие область знаний; образования и практики, определяющие
область навыков; науки и практики, определяющие область умения. Сочетание всех
трех элементов процесса обучения определяет компетенцию специалиста в области
архитектурной деятельности и позволяет на выходе получить уровень
инновационного архитектурного образования или какое-либо приближение к нему.
Внедрение триады позволяет перейти к
подготовке студентов по новому принципу: знания – это образовательный процесс
через науку, а умения и навыки – это образовательный процесс через
производство.
Следует
отметить, что важность понимания рассматриваемых проблем в образовании
значительно возрастает, что наблюдается в ряде интересных теоретических и
практических работ архитекторов, дизайнеров, художников различных стран мира.
Финские архитекторы и дизайнеры Я. Линтинен, К.Метсоваара, М.Пири полярны в
своих убеждениях в вопросе образования и национальной культуры; специалисты
учебных заведений Японии, Италии, Германии, Финляндии, стран, где особенно
сильны исторические традиции материальной культуры демонстрируют «интернациональный
стиль» наряду с созданием объектов архитектуры и дизайна, с элементами
исторической традиции материальной культуры. Обучаясь и работая в
интернациональном коллективе каждый специалист привносит в создаваемые им вещи
элементы своей многовековой культуры, происходит расширение духовного
содержания предметного мира, раскрывается информация национальных ценностей,
доступность [3]. Это касается вопроса инновационного образования, которое
плодотворно может развиваться и позволяет легко перейти к взаимопониманию и
взаимообогащению культур на различных уровнях образования-науки-производства.
Участие
иностранных ученых, профессионалов-практиков в образовательном процессе
подготовки специалиста способствует повышению статуса архитектурной школы,
качества предоставляемых образовательных услуг, расширяет границы научных
исследований молодых ученых, дает возможность состоявшимся ученым вынести на
международное обсуждение свои инновационные идеи, проекты, необходимые творческие,
материальные ресурсы для открытия международных кафедр, которые будут
обеспечивать чтение лекций, проведение консультаций и практических занятий,
руководство магистерскими и PhD диссертациями,
научно-исследовательскими практиками, осуществлять сотрудничество в области
развития дистанционного образования, обмен преподавателями между ВУЗами,
проведение совместных научно-исследовательских работ и проектов. Создание
международных кафедр будут способствовать успешной интеграции государств в
мировое образовательное сообщество. Тесное сотрудничество с ведущими
архитектурными школами, научными центрами, компаниями-природопользователями и
международными организациями, творческими Союзами приносит своевременные
результаты.
Достижение
высокого качества высшего образования является главной направляющей, движущей
силой социально-экономического и индустриально-инновационного, культурного
развития общества, должна формироваться культура работы качества объектов
проектирования и строительства в узком и широком смыслах. Только сильные и
подготовленные вузы гораздо легче могут сегодня выйти на конкурентный рынок
образовательных услуг и занять достойное место в мировом образовательном
пространстве, двигаться по пути формирования мировых индикаторов аккредитации,
гарантии и обеспечения качества архитектуры.
В
современных изменяющихся условиях на этом этапе развития немногие университеты
способны выступить ключевыми центрами реализации инновационной стратегии
развития в регионах, расширяя практику совместного участия
научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение заказов
государства или частного сектора на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы и проекты, грантов, совместных научных изданий.
Там,
где сосредоточен интеллектуальный потенциал, который выступает одним из
инициаторов развития инновационной деятельности в государстве, где есть университетские
технопарки и своевременно развивается
имеющийся интеллектуальный капитал, создаются благоприятные условия для
современной технологической цивилизации; те архитектурные школы со своими до
сих пор сохранившимися традициями и развитой инфраструктурой фундаментальной
науки и культуры, могут рассчитывать и иметь потенциал занять достойное место в
мировой экономике [2]. Одним из векторов творческого образования сегодня становится
трансформация традиционного образования в инновационное, которое способствует
реализации «прорывных» технологий обучения благодаря эффективному размещению и
концентрации материальных и кадровых ресурсов и, тем самым, позволит
существенно повысить качество высшего архитектурно-художественного и
послевузовского образования, его конкурентоспособность на мировом уровне.
Инновационное образование относится к национальным задачам и проблемам
образования, науки и культуры, играет важную роль в построении экономики,
основанной на знаниях. Тем самым, инновационное образование становится важным
компонентом инновационной экономики, и его миссия ориентирована на подготовку, разработку
и внедрение новых технологий, как в образовательной деятельности, так и в научно-инновационной
с элементами коммерциализации НИОКР (научно-исследовательских
опытно-конструкторских разработок).
Региональная
инновационная система, создающаяся при активном участии регионального
технического университета, призвана обеспечить эффективное функционирование
технологического коридора: идея – инновационное предложение – НИОКР –
технологический проект – проектное решение – производство – рынок. Связующими
звеньями между наукой, образованиям и начальной инновационной производственной
деятельностью студентов служат технологический бизнес-инкубатор (СТБИ) и
научно-технологический парк. Обеспечивая реализацию проекта от идеи до
формирования новой инновационной фирмы, эти структуры призваны влиять на
формирование системы новых индивидуальных проектов и производств, которые
востребованы на современном рынке. Хорошую базу создания новых прорывных
технологий и архитектурных направлений в учебно-производственной сфере
составляют научные разработки университета. Реализация проектов должна
осуществляться при активном сотрудничестве с инвестиционными национальными
фондами и крупными промышленными предприятиями региона [5].
Совершенствование
системы управления архитектурного образования определяет первоочередную задачу
реинжениринга системы управления вуза – это переход от функционального подхода
в процессный, оптимальная структурная реорганизация, направленная на
формирование матричной системы управления. Один из подходов – это реинжиниринг системы управления вуза,
проведенный на основе кластерного подхода, позволяет оптимизировать количество
кафедр и факультетов, где каждый факультет представляет собой единый
законченный кластер по тому или иному направлению деятельности. Изменения в
учебной деятельности, связанные с реализацией модели инновационного вуза, где
сегодня активно идёт одновременно переход на двухуровневую систему. Студентам
предлагаются на выбор две возможные траектории обучения:
1.
Традиционное обучение с широким применением информационных технологий и
интерактивных методов обучения. Оно предусматривает получение в соответствии с
госстандартом специальности знаний, умений и навыков, достаточных для того,
чтобы выпускник мог быть конкурентоспособным на рынке труда.
2.
Инновационное обучение, предполагающее овладение базовыми компетенциями и комплексным
подходом с применением инновационных технологий обучения [4]. При помощи
личностно-ориентированных технологий обучения даются базовые дисциплины.
Проблемно-ориентированные технологии обучения дают возможность студентам
заниматься на кафедрах УИРС, студенты вовлекаются в НИРС и вновь уточняют
дальнейшую траекторию обучения: научная
работа в рамках интересующего его направления исследований, с возможностью
продолжения ее после окончания бакалавриата в магистратуре и получение диплома
магистра; научная работа в студенческом конструкторском бюро с дальнейшим
проведением прикладных исследований в студенческом технологическом
бизнес-инкубаторе на последнем курсе бакалавриата, опираясь на
проектно-организованные технологии обучения. В результате завершения траектории
обучения выпускнику вуза может быть представлен выбор таких субъектов
инновационной экономики как: магистры наук; инновационные предприятия
(предприниматели); наукоемкие фирмы. При формировании образовательных программ
содержание традиционных учебных дисциплин идет насыщение инновационными и
предпринимательскими подходами, внедрение новых специальных курсов
инновационной направленности [3].
Важнейшей
составляющей в тенденции трансформации архитектурного образования в
инновационное является создание электронного университета с целью формирования
единого информационно-образовательного пространства вуза [7]. Это один из
этапов формирования и развития инновационной инфраструктуры, конкурентной среды
и адаптивной системы управления университетом, системы инновационного
образования, инновационной корпоративной культуры, это этап максимальной реализации
потенциала инновационного образования как важного элемента системы «умной»
экономики.
Важную
роль в формировании «умной экономики» должны сыграть престижные высшие учебные
заведения, архитектурные школы с особыми условиями подготовки специалистов в
области архитектурной деятельности и требованиями к выпускникам. Для выполнения
данной миссии необходима трансформация вузов в инновационные университеты, реализующие
государственную стратегию по внедрению высоких технологий и поддержке
инноваций.
Таким
образом, потребность в усилении в инновационном образовании гуманистической
функции архитектуры и дизайна, выразившаяся в стремлении утвердить в нем
средовой и культурологический подходы, реализуются сегодня в широком,
синтезирующем контексте экологической культуры. Этот контекст включает в себя
как одну из главных составляющих теоретическое и практическое воплощение
поисков этнокультурной идентичности архитектуры и дизайна, означающее, с одной
стороны, проникновение в образовательном процессе проектного сознания в
глубинные слои национальной культуры, а с другой – его открытость к восприятию
ценностей других культур. Первое непосредственно связано со вторым, и эта связь
выражается в разнообразных опытах исторической рефлексии, вовлекающей
архитектурно-художественное творчество в инновационном образовании в русло
непрерывно развивающихся традиций материальной культуры, неотъемлемой от
природных, социокультурных и других аспектов исторического бытия народа.
Список
литературы
1. Лихачёв
Д.С. Прошлое – будущему: Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. – 574с.
2. Санто,Б.
Инновация и глобальный интеллектуализм.// Инновации, 2006, №9
3. Курьерова
Г.Г. Феномен дизайн-образования в Италии //Подготовка дизайнеров за рубежом.
М., 1986.
4. Шадриков
В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный
подход. //Высшее образование сегодня, 2004, №8
5. Мутанов
Г.М. Образование. Наука. Инновации. //Ред.-сост. Г.М. Мутанов. – Усть-Каменогорск:
Изд-во ВКГТУ, 2004. – 144с.
6. Атоян,
В. Университеты в современном обществе. //Высшее образование в России. – 2005,
№4.
7. Голосов,
А. Информационные технологии в образовании: преимущества интеграционного
подхода. //Проблемы теории и практики управления. – 2006, №8.