Гладковский В.И., Щербаченко Л.П.
УО “Брестский государственный
технический университет”, г. Брест, Беларусь
СВОБОДА ВЫБОРА В ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО
ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время образование переживает период
кардинальных перемен, поиска новых парадигмальных основ для своего
функционирования и развития. Переосмысление ценностей, идеалов, способов
организации образования выдвигает на первый план главную его ценность – развивающуюся
личность. Складывающаяся гуманистическая парадигма образования может быть
построена только при условии признания обучающегося в качестве равноправного
субъекта образования [3, с. 9]. Это фундаментальное положение ориентирует основное направление
педагогических усилий на актуализацию самостных возможностей обучающегося, что
предполагает предоставление выбора способов свободных проявлений при
взаимодействии с окружающим миром.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В
личностно-ориентированном обучении важным элементом является личность обучающегося,
его предшествующий опыт, интеллектуальные свойства, внутренние установки и т.д.
Поэтому возникает проблема гуманизации существующей системы образования.
Проблему гуманизации общественных процессов следует понимать как
недостаточность проявлений человеческого в социальных отношениях, изменениях и
преобразованиях. Ее истоки анализировались многими учеными начала XX в. В частности, Н.А. Бердяев отмечал, что «Если
человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества,
если он лишь средство для экономического процесса, то приходится говорить не
столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, т.е. об
углублении процесса дегуманизации. Человек оказывается лишенным измерения
глубины, он превращается в двумерное, плоскостное существо» (цит. по [2, с. 174]).
М.Т. Громкова подчеркивает, что в этом высказывании мыслителя улавливается
не только тревога, но и уверенность в том, что дегуманизация общественной жизни
становится тенденцией, неотвратимым атрибутом экономического развития,
научно-технического прогресса. История XX в. подтверждает, что тенденция дегуманизации действительно состоялась. В
наше время процесс дегуманизации достиг крайней точки, породив всеобъемлющий
кризис [2, с. 175].
Начинать решать
проблему гуманизации общественной жизни можно, по-видимому, только через
систему образования. Отсюда возникает потребность в социальном заказе системе
образования на гуманизацию целей, содержания, способов организации
образовательной деятельности и на этой основе — результата образовательных
процессов. В настоящее время наука в разнообразных формах общественного
сознания заполняют мир огромными потоками информации. Добытые ею сведения
образовали информационное пространство, которое становится все более широким.
Стремление к овладению все большим объемом информации в системе образования
стало совершенно бессмысленным. В этой связи особое значение приобретает фактор
системности знания, его структурирование по уровням, позволяющее
ориентироваться в новой информации. Но в результате обостряется целый ряд актуальных
проблем. Рассмотрим разные виды обучения:
· В обучении через слово
предпочтение отдается вербальным методам передачи информации в готовом виде.
Сознание обучающихся привыкает к потреблению готовой информации с помощью
волевых усилий, иногда безотносительно к собственным мыслям (при этом интеллект
не развивается) и собственным чувствам (эмоции почти отсутствуют).
· Обучение через движение направлено
на обеспечение устойчивого двигательного навыка. Однако, само по себе — в
отрыве от других видов, такое обучение не развивает интеллектуальные и
эмоциональные способности.
· Обучение через открытие — это
обучение на собственном опыте, обучение, связанное со свободой выбора. Такое
обучение приносит огромное удовлетворение от собственных открытий. Оно способствует
воспитанию творческого человека, развивает способности индивидуума. Но в этом
случае возникает проблема усвоения необходимого объема информации,
предусмотренной образовательными нормативами.
Мы разделяем точку
зрения М.Т. Громковой, которая считает, что все эти виды обучения следует
рассматривать не в логике «либо..., либо...», а в логике дополнения, в логике их
равной значимости [2, с. 178]. Такое сочетание
в процессе обучения видов обучения позволяет устранять несоответствия, создает
условия для разрешения противоречий педагогического процесса.
Вот почему при
построении учебного процесса необходимо учитывать личностно-индивидуальные
особенности студентов, что можно осуществить на практике посредством предоставления
им возможности свободного выбора выполняемых заданий при наличии некоего
стандартного набора требований.
Сама по себе идея свободного
воспитания в сравнительной педагогике выступает как сложное социальное,
культурное и личностное явление, развитие которого определяется объективными и
субъективными факторами. Становление и развитие идеи свободного воспитания
тесно связаны с социокультурным развитием государства. Господствующее положение
в общественной и педагогической жизни России и Западной Европы эта идея
занимала в периоды разрешения противоречий между социально-объективным и
индивидуально-субъективным в направлении приоритета самоценности человека и
свободы личности и выступала как идеал, как альтернатива традиционному
пониманию воспитания человека. Общим для представителей альтернативного
воспитания является представление о внутренней гармонии индивида, вера в
изначальное присутствие добрых сил в каждой личности. В естественной природе обучающихся
видится огромный потенциал и неисчерпаемые возможности, которые могут развиться
и реализоваться при благоприятных условиях.
Итак, свобода, с
одной стороны, выступает как условие развития самобытной творческой
индивидуальности, а с другой - как природное состояние, естественный атрибут
человеческой сущности, т.к. человеческую сущность индивида составляет выбор,
отражающий творчески-деятельностный характер любого индивида [1, с. 101].
Однако следует
учитывать, что свобода выбора в образовании включает в себя и риск того, что
этот выбор может стать не приближением, а отдалением от поставленных целей [1, с. 101]. Кроме того, необходимо
также учитывать индивидуальную ответственность обучаемых за получаемый
результат. Поэтому, если студенту предоставлять полную свободу выбора деятельности
в процессе обучения, то ее результат становится не определенным. Значит, в профессиональном
обучении целесообразно и необходимо предоставлять обучающимся свободу выбора в
том или ином виде, но эта свобода должна быть все-таки ограничена определенными
требованиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно концепции гуманизации
профессионального образования, индивид должен быть свободен, но свободен он
должен быть не "от чего-либо", а для "чего-либо", свободен
не от разумных ограничений, а для самоопределения. Единственное требование при
выборе системы обучения состоит в том, чтобы такая система соответствовала
гуманистическим представлениям, охватывала основные нравственные дилеммы и
способы их решения, включала культурные ценности сообщества, членом которых он
является (национальных, религиозных, общечеловеческих).
Свободный выбор
неотделим от развития критического мышления, от оценивания роли политических и
экономических структур как факторов собственной жизнедеятельности, от
ответственной и активной жизненной позиции в определении способов управления
собой и установления человеческих отношений в обществе. В реализации этого
идеала воспитывающая среда призвана помочь обучающимся понять себя, выявлять
как свои собственные потребности, так и потребности окружающих.
Таким образом, общий
подход к формированию образовательной среды, в которой применяется свобода
выбора при обучении, должен:
1) опираться на
определенную концепцию гуманизации образовательной системы;
2) быть логически
выстроенным, предоставляя возможность обучающимся рассматривать информацию, как
в целом, так и по взаимосвязанным частям;
3) включать свободу
выбора в качестве необходимой составляющей для процесса обучения;
4) соответствовать интересам
обучающихся, выходящим за рамки учебной деятельности (внеучебная деятельность)
для более полной эффективности по результатам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Битинас Б.П. Введение в
философию воспитания. - М.: Фонд духовного и нравственного образования. - 1996.
- 141 с.
2. Громкова М.Т. Психология и педагогика
профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003,
— 415 с.
3. Дрозд О.И. Теоретические основы
организации игры как практики бытия свободы/ Стратегические приоритеты развития
современного образования: материалы междунар. науч. конф., Минск, 14 окт. 2004
г.: В 4 т. -Т. 1. - Мн.: НИО, 2006. - 384 с.