Магистры, Аманжолова К.К., Ажибаева Р.Е.
МКТУ им.Ясави, г.Тараз
Интерактивные
технологии в системе образования РК по 12-летней программе обучения.
Определены
основные направления поступательного развития высшего профессионального
образования в ХХI веке. В феврале 2004 года правительство Казахстана одобрило
Концепцию развития системы образования РК до 2015 года. На базе Концепции была
разработана Государственная программа развития образования в Республике
Казахстан до 2010 года. Программа определяет образование в качестве
общенационального приоритета, составляет организационную основу реализации
образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является
основанием для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему
финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему
управления образованием, кадровую и социальную политику. Программой
предусмотрены следующие основные направления развития:
Становление
форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого
общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было
индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ
обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не
отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения,
которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение
классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.
Для этой формы
организации обучения характерны:
- основной единицей
занятия является урок,
- учащиеся объединяются
в классе по возрасту,
- период школьного
обучения,
- занятия обязаны для
всех,
- существуют расписание
занятий, перемен, каникул на весь год,
- работа всех учащихся в
классе осуществляется по единому для всех плану,по одной теме,
- процессом обучения
руководит учитель.
Многие
основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных
методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое
обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы
основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное
обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она
имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей
состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в
том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся
оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и
рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность
учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый
вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами
деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной
поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму
познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и
сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает
организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию,
взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника
задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного
мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически
мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и
соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать
продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для
этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа,
применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами
и различными источниками информации, используются творческие работы. Что
представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время методистами
и учителями-практиками разработано немало форм групповой работы для обучения
праву. Наиболее известные из них - “большой круг”, “вертушка”, “аквариум”,
“мозговой штурм”, “дебаты”. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке
обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются
первоначальные представления, полученные ранее на занятиях или в житейском
опыте. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.
Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно
быть наказание за хищение или какой должна быть ставка налога. Важно, чтобы
уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоэкономических (правовых,
политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.[4]
В процессе
обучения можно выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную
(как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и
организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся)
стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне
соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного
материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.
Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного,
интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции мотивационного
обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.
Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики
сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин),
концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь
обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения
соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение;
проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное;
проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение. В процессе
обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех
его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его
личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто
применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С.
Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в
процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с
воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их
применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий,
вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем
игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного
воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных
отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных
и личностных качеств школьника. Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем
систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных
игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в
результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха
в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной,
эмоциональной и других сфер.
Урок-творчество
учителя. Даже проведённый по
одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у
разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель.
Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов
уроков:
- изучение нового
материала,
- формирование и
совершенствование умений и навыков,
- закрепление и
использование знаний, умений, навыков,
- обучение и
систематизация знаний,
- контроля и коррекции
знаний, умений, навыков.
- комбинированный урок.
Сначала
учителю надо определить, что он планирует сделать на уроке, а потом - как и
какими способами. Структура урока определяется цель и содержанием изучаемого
материала и не может строиться стихийно. Каждый учитель может самостоятельно
придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в
парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Очень
нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два
кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики,
а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они
успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в
своей правоте собеседника. Технология Аквариум заключается в том, что несколько
учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и
анализируют. Броуновское движение
предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по
предложенной теме. Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с
одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи
на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на
деревьях соседей свои идеи. Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи
позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны
подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили
свою позицию. Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча.
По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах
обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только
умело направить его для достижения поставленных учебных целей.[2;, 3]
В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить
следующие этапы:
1.
Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель
предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и
задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику
имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.
2.
Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций,
установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на
игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков
(составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию,
консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры.
Проведение игры. Этот этап включает собственно процесс игры. С момента начала
игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может
корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры.
Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его
задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами,
подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь
в их работе.
3.
Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники
обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся
впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях,
приходивших в голову.
Применение ТИО позволяет учителю соединить деятельность каждого
школьника (возникает целая система взаимодействий: учитель - учащийся, учитель
- класс, учащийся - класс, учащийся - учащийся, группа - группа), связать его
учебную деятельность и межличностное познавательное общение. [3]
ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Коростылева Л.А.
«Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996, 66 стр.
2.Мясоед Т.А.
«Интерактивные технологии обучения.Спец. семинар для учителей» М., 2004
3.Пидкасистый П.И.,
Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996, 268 стр.
4.Суворова Н.
«Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.