К.ф.н. Яшина
Е. А.
Мичуринский
государственный аграрный университет, Россия
Противоречие и несовместимость как
основные принципы создания алогизма в художественном тексте
В настоящее время одной из основных задач лингвистики,
несомненно, выступает не просто идентификация отдельных средств создания
образности, а выявление общего механизма и принципов их действия в тексте. В
связи с этим, в данной работе мы попытаемся выделить ведущие языковые средства
создания алогизма, а также обозначить основные принципы их функционирования в
тексте художественной прозы.
Множественность подходов к рассмотрению алогизма как
лингвистического явления дает основание сделать вывод об актуальности данной
проблемы для исследования, а также выделить две основные тенденции в трактовке
алогизма, а именно: алогизм как средство создания комизма и алогизм как
свойство, присущее тексту, направленное на нарушение его предсказуемости и
повышение экспрессивности. С нашей точки зрения, алогизм в литературно-художественном произведении - это характерная
особенность его контекста, отражающая нарушение логических связей на уровне
словосочетания, предложения или контекста в целом и формируемая за счет
использования противоречивых или несовместимых в силу нарушения между ними
логической, семантической или грамматической согласованности средств языка.
Алогизм в художественном тексте не просто обеспечивает создание разного рода
логически-бессмысленных моментов и ситуаций, но, сосредотачивая внимание
читателя на определенных эпизодах текста, способствует последовательному поиску
скрытых смыслов и поэтапному выстраиванию общей смысловой мозаики произведения.
Лингвистический анализ текстов художественной прозы на
английском и русском языках показывает, что по способу логико-семантической
организации алогичного контекста или его эпизода представляется возможным
разделить языковые средства создания алогизма на две большие группы: средства,
основанные на противоречии, и средства, основанные на совмещении семантически,
грамматически или логически не согласованных элементов контекста.
Отличительными чертами первой группы средств выступают: противоречивость
понятий и, как следствие, наличие эксплицитно выраженного или имплицитно
подразумеваемого отрицания, а также «одновременная реализация отношений
контраста и тождества» [4: 31]. Наиболее очевидно данные характеристики
прослеживаются на уровне одного или нескольких предложений в парадоксальных
суждениях, на уровне словосочетания в оксюмороне, а также по ходу развития
сюжета в рамках повествования в целом, т. е. в сюжетном алогизме.
Другая группа средств создания алогизма в тексте
художественной прозы предполагает отсутствие противоречия, но опирается на
принцип совмещения несовместимого. Известно, что закон противоречия
предполагает, что однажды употребленная мысль (А) не должна в ходе одного и
того же рассуждения менять своего содержания (то есть превращаться в не-А).
Отсюда, всякое логическое противоречие неизменно связано с отрицанием
противоположной характеристики у двух сравниваемых объектов [1: 82]. При этом
следует учитывать, что для создания отношений контрарности или
контрадикторности между сравниваемыми объектами необходимо наличие общего
критерия, так называемой оси симметрии, относительно которой данные объекты
соотносятся. Так, в оксюмороне, где «в смысловом единстве сочетаются слова с
семантически противоречивыми друг другу значениями» [2: 51], в семантическом
составе данных значений обязательно наличие «общей классемы» [3: 153],
относительно которой и происходит взаимное отрицание сравниваемых
характеристик. При использовании языковых средств, обеспечивающих алогизм на
основе совмещения несовместимого, выявить критерий, позволивший объединить
слова в рамках словосочетания или предложения в единую ситуацию весьма сложно.
Он может вовсе отсутствовать, что становится причиной возникновения абсурда,
может быть выражен лишь формально грамматически, что нередко выступает основой
игры слов, а может полностью повторяться в компонентах словосочетания или предложения,
создавая тавтологию. Таким образом, к данной группе средств правомерно отнести
плеоназм, основанный на тавтологии как логической ошибке, языковую игру, в
основе которой заложена подмена понятий, зевгму, гипаллагу, нарушение узуса,
несоответствие стиля текста его содержанию (стилистический алогизм), а также
создание абсурдных бессмысленных ситуаций.
Анализ практического материала позволяет сделать вывод
о том, что характерными чертами группы средств создания алогизма, основанных на
совмещении семантически, грамматически или логически не согласованных
элементов, являются:
·
нарушение или
игнорирование законов логики;
·
использование лексики с плохо
совместимым семным составом или несовместимыми ассоциативными полями;
·
завуалированность или полное отсутствие
критерия, обеспечивающего объединение несовместимых по смыслу единиц, что
проявляется в нарушении лексико-грамматической сочетаемости между элементами
контекста.
Литература:
1.
Вергаувен Р. М. А. Проблема логического отрицания у Аристотеля и Васильева // Вопросы
философии. 2004. № 8. С. 82-98.
2.
Ганеев Б. Т.
Парадокс: парадоксальные высказывания. Уфа: БГПУ, 2001.
3.
Кронгауз М. А.
Семантика: учебник для студентов вузов. М., 2005.
4.
Семен Г.Я. Лингвистическая
природа и функционирование стилистического приема парадокса: Дисс канд. филол.
наук. Одесса, 1984.