Николай Гузенко (Магистр философии)

     "Треугольник"- изменяющееся основание движущихся начал.

                   (к теме: «определение понятия «культура»*»)

 

Определение: Культура - это душа человечества, выраженная в этно-ментальных формах.

Взгляд: Культура(А-1) - это душа человечества, выраженная в этно-ментальных формах(B-2).... Если душа есть форма энтелехии тела (V-3), а содержание души есть ум, чувство, воля (G-4) (триипостасное начало) (D-5), то этно-ментальные (J-5) формы суть выражения этих начал в истории культур.

    Ключ: A-1*. Определение культуры крайне чувствительно к малейшим искажениям. Между тем, существует множество иных определений культуры. Большинство из них страдает односторонностью, ограничивая это понятие сферой ценностей, или навыков. Этот разрыв деятельности (навыки) и ее результатов (ценности) обусловлен отрывом понятия культуры от понятия идеала и попыткой строить теорию культуры без теории идеала. Но как ясно сказано Брянским В. П.: - «Культура без идеала – это то же, что человек без тела (в прямом и переносном смысле)» [2, С. 494] Понятие культуры необходимо, чтобы выделить тот аспект (ракурс, срез) социальной жизни, который связан с определенным социальным идеалом (самосогласованной системой утилитарных и духовных идеалов). Поскольку в развитом обществе имеет место взаимодействие различных социальных идеалов (различных систем утилитарных и духовных идеалов), постольку общество, как правило, представляет собой переплетение и взаимовлияние разных культур. В конечном счете, социальный идеал задает представление о том, каким должен быть образ жизни носителя этого идеала в целом. Если общезначимость социального идеала связана с общностью происхождения его носителей, то такой идеал называется этническим, а множество его поклонников образуют этнос. Этнический идеал включает и представление о том, на каком языке люди должны говорить друг с другом (общность языка) и в какой манере им следует общаться (общность психического склада). Этническая доминанта [34] являет человеку общность идеалов.

Всякая культура (даже материальная) есть культура духа[4] и имеет духовную основу, [этно-ментальную форму, общую духовную настроенность человека]. Всякая культура - продукт творческой работы духа над природными стихиями. «Культура есть живой процесс, живая судьба народа» [1,С.166].

B-2. Этнические [ethnikos: народный, (племенной),] и ментальные [духовные] образования   идеала, которые осуществляются из вещества активного начала энтелехии [метафизической энергии души: ума, чувств, воли] и лежат в основе ценностей, являются формой сознания: коллективного, индивидуального и общественного. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальности, осознаваясь и рационализируясь только выборочно, только «пятнами», связывает высокорационализированные формы сознания (науку, философию, политику, идеологию, религию и т. п.) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека.  Гештальт энтелехии тела - душа. [Gestalt, из немецкого: форма, образ, структура, ограничение, контур. В форме степень гештальта характеризуется как резкость, замкнутость или не замкнутость очертаний (контура), где части определяются целым. (Например, центр гештальта - формы человека:- его лицо)].

V-3. Аристотель называет душу первой энтелехией жизнеспособного тела. Энтелехия тела, которая осуществляется в формировании, изменениях и деятельности тела, по Аристотелю, является - душа[6].  [έντελέχεια - осуществленность, от έντελέχης – законченный  и έχω - имею]

G-4. Душа человека видна во всех сторонах его жизни: мыслительной, деятельной и чувствующей; в них проявляются высшие стремления, рождаемые вследствие соединения  его души с духом.

Человек представляет собой типичную диссипативную[30] систему, которая может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного обмена  со средой веществом, энергией и информацией (питание, дыхание, теплообмен, выделение, размножение, познание, производство утилитарных и духовных ценностей, общение и т. п.). Множество таких систем образуют ту или иную социальную организацию, или корпорацию (семья, школа, предприятие и т. п.)

D-5. Трихотомическая концепция развернута в антропологии, психологии (философией жизни), в богословии (теологии), в системе Гегеля, в частности В. Вундтом. Также о трехчастной природе человека писал Афанасий Великий[1]... В содержании концепции предлагаемой Афанасием Великим, трихотомическое начало – например, есть разделение человека на душу, тело, дух...[2] .

J-6. Ментальность с латинского – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы[14]. В конкретных исследованиях различают детскую, национальную, тоталитарную, европейскую, африканскую, бюрократическую, средневековую и другие ментальности. Ментальность – совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сама в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики [15].

Согласимся на условие, что выше раскрытые три начала – тело, душа и дух -   можно представить в виде равностороннего треугольника. Таким образом, эти активные начала создадут фигуру, стороны которой - это тело, душа и дух, а вершины –  Ф – [философия ]↔ М – [мировоззрение] ↔ К – [культурология]. Это факторы, которые образованы вследствие динамических процессов в самой культуре, то есть воля к жизни и воля к культуре; душа в жизни и душа в культуре; дух жизни и дух культуры. Воля к жизни рождает дух жизни, дух жизни создает душу в жизни, душа в жизни возделывает волю к культуре; воля к культуре воссоздает дух культуры, но волевой дух культуры губит душу в культуре, и изменяет основание треугольника.

 

                         A□    +          □Ω

                                      

 

 

 

 

 


                                    ʕɵ                            

Происходит апокастасис[3] жизни, поворот "треугольника" и превращение ∆ –  содержаний системы начал явления культуры: Ф – [философия] в ↔ М – [мировоззрение]  в ↔ К – [культурологию]. Это движущий фактор осуществления:

h (h-душа = U- ума + Z - чувства + V- воли) как (О – entelechia) h = ([∆→Ф↔М↔ К] О [h = U +Z + V].

 Культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть - осуществление новых ценностей[4]. Культура (в строгом понимании этого термина) есть система ценностей и навыков по их производству и потреблению, определяемая некоторым общезначимым идеалом. Специфика культуры заключается в единстве ценностей и навыков, которое гарантируется определенным идеалом. Поскольку ценности бывают утилитарные и духовные, то и культура, подразделяется  на утилитарную[31] (экономическую и политическую) и духовную (нравственную, художественную[32] и мировоззренческую).

Аналогия: Эпоха культурного расцвета[4] предполагает ограничения воли к "жизни", жертвенное преодоление жадности к жизни, предполагает "Быть"[5] в созерцании, познании и творчестве. Цель полагается в высшей духовной культуре, - в качествах, а не количествах...

В эпоху культурного заката слишком хотят "жить", строить "жизнь", организовывать "жизнь". Культура перестает быть самоценной, и потому умирает воля к культуре. Цель начинают полагать в самой "жизни", в ее практике, в ее силе и счастье. И это слишком напряженная воля к "жизни" губит культуру, несет за собой смерть культуры... Происходит социальная энтропия, рассеяние творческой энергии культуры. Культура срывается, падает: происходит поворот, превращение - состояние устойчивой системы в неустойчивую; она не может вечно развиваться, потому что не осуществляет целей и задач, зародившихся в духе творцов ее. Осуществляется суперотбор в социальной области посредством дифференциации и интеграции идеалов. Эта дифференциация и интеграция оказывается тем духовным  орудием, с помощью которого суперотбор производит свое материальное воздействие на социальную систему.

 Эрозия идеала ведет к распаду монолитной социальной системы на множество автономных подсистем, а новый идеологический синтез приводит к интеграции общества в новое единое образование. При этом в действии закона дифференциации и интеграции идеалов можно заметить две взаимоисключающие и взаимодополняющие тенденции[33] – стремление к глобальному синтезу, или глобальному созиданию (эсхатологический эффект), и глобальному анализу, или глобальному разрушению (апокалиптический эффект).

Основания вершин изменчивы, только форма, где осуществляется содержание "треугольника", триипостасной сущности энтелехии [έντελέχης] – душа (ум, чувство, воля) остается неизменной это активное начало,[6] которое превращает сначала возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности к завершению. Назову ее дыхание в "момент вечности"[7] и заключу в следующей пиктографической схеме.

Подобный рисунок исключает многословие и в доступной форме, схематически выражает концепцию активного начала культуры в треугольнике: Ф – [философия] - это вершина ∆, где обозначены устоявшиеся «ценности» (как духовные, так и утилитарные) ↔ М – [мировоззрение]  - это вершина ∆, где обозначено зиждутся «идеалы» (как эстетические, так и этические) ↔ К – [культурология] - это вершина ∆, где обозначен исторический «ракурс» социальной жизни, который связан с определенной культурой (самосогласованной системой утилитарных и духовных идеалов). 

Аналогия: Модель целостности мира, как всеобъемлющего движения[8] [Holomovement] - Holo - цельный, movement – движение] информирует нас о том, что мы являемся частью неделимой реальности, обладающей враждебной способностью формировать идеи о себе самой, которые она регистрирует внутри себя. Представляя собой ясную парадигму объединенного поля бытия[9] самосознающей Вселенной - это упорядоченная и благотворная энергия[10]. Представление о somasignificance[11] включает сому (физическое) и ее выразимость (ментальное) является двумя аспектами сверхъединой реальности.

... Любое изменение смыслов является изменением сомы и любое изменение сомы является изменением смыслов[12].

 

 

        Модель целостности мира как всеобъемлющего движения.

 

      М 2                            V                        Ф 2                                                  

                          

 


                                                                                                                       

                                                         +

         n 2           

                      

                          U                     Z                                                                   

                         

                                     К 2                                          

                          A                     Ω

                                    

                                     Ф1

         n 1             Z                       U

                                                                           

 


                       +                                   

                                                                                         

                                                                

     

     М 1                                                                              К 1                

                                                V                                     

                                                                               n1 ± ∆ n2 ≈∞                                       

                                           

Движение → ∆ [тело в “треугольнике”] души как энтелехии тела. ∆ h (h-душа = U-  ума + Z - чувства + V- воли) как (О - entelechia = ∆ - телу → содержание в системе начал явления культуры: Ф – [философия ]↔ М – [мировоззрение] ↔ К – [культурология]) движущий фактор осуществления: ∆ h = ([∆→Ф↔М↔ К] О [h: U +Z + V]) выражающее единство формы и материи, действующей причины, цели.

Структура этно-ментальной формы придает смысл идеалам,[13] входящим в систему ценностей в которых проявлены критерии гештальткачества души человека – энергии поля культуры; (достаточно вспомнить события 1917 года в России). Сложившаяся ситуация отчетливо диктовала гештальткачества души человека, определявшие энергию поля культуры революционера, и гештальткачества души человека, определявшие энергию поля культуры XIX века до «заката» той эпохи -   свержения монархии в России. И события, происходившие с августа по сентябрь 1922 года,[28] уже в советской России, можно обозначить, как точку [Aπόκάςτάσίς] - и поворот "треугольника". Происходит превращение движущихся начал, где одни критерии гештальткачества души человека изменяются иными идеалами и ценностями, а социальная энтропия,[16] влечет человеческую душу к точке бифуркации энергии поля культуры. Происходит рассеяние творческой энергии культуры. Общество находится в стадии интенсивного процесса социального отбора. Изменяются основания вершин треугольника (смотрите пиктографическую схему). Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное – все эти энергии оппозиции «пересекаются» на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. В конечном счете, борьба (взаимодействие) различных (в том числе и альтернативных) социальных идеалов, а именно столкновение (подчас весьма жестокое) этих идеалов[29], определяет то, какая именно из возможных структур социального устройства будет избрана и реализована.

Аналогия: Для умозрительной философии[17] понимание дороже вечного спасения, больше того - в гнозисе она находит вечное спасение. Спиноза с непреклонностью возвестил: не плакать, не проклинать, а понимать. Киргергард прощупал столь недоступную для нас связь между знанием и падением, которая устанавливается в Книге Бытия. Кант говорит: "Опыт показывает нам то, что существует, но он нам не говорит, что существующее необходимо должно существовать (так как оно существует, а не иначе). Поэтому опыт не дает нам истинной всеобщности, и разум, жадно стремящийся к этого рода знаниям, скорей раздражается, чем удовлетворяется опытом"[18].

Движение основания в "треугольнике" замкнуто дыханием души (ума, чувства, воли) [19] - действительности и возможности [20]. В "философии" душа живет, отношением мышления к бытию образуя пласт мировоззрений культуры. В  "культурологии" душа живет содержанием индивидуальных дел проявленных ценностей [21], которые являются тенью социальных форм, творчества индивидуума, достижений цивилизаций и становятся историей культуры. Культура, в последствие ставит задачи самой человеческой воле, [22] психической деятельности; знание есть продукт этой деятельности [23]. Но незнание не определяется культурой; знание - не культура.

Аналогия: "Человек не может полностью видеть ни себя вне человечества, ни человечества вне жизни, ни жизнь - вне универсума"[24] Человеку, чтобы открыть до конца человека, был необходим целый ряд "чувств", постепенное приобретение которых заполняет и членит саму историю борьбы духа. [25]

Если обратить внимание не только на знание и искусство, да предположить, что умственная, нравственная и политическая жизнь [∆ (в "треугольнике" - тело, душа, дух)] могут развиваться рядом, то, все-таки, их развитие идет далеко не одинаковым темпом.[26] Обязанность человека состоит в том, что он должен стремиться к знанию.

Насколько может и поступать настолько хорошо, насколько умеет – этим-то выражена душа жизни, и это есть составляющая этно-ментальной формы, которая возделывает волю к культуре. Во время великих движений[27] цивилизации, происходит разделение ума и добродетели - два великих начала, которые служат для объяснения столь многого в дурных поступках человечества.

 

 

 

                Науки, изучающие понятие «культура»

 

Противополагающие точки "философия" и "культурология", есть начало и конец, A u Ω. Движение основания гнозиса - знания.

 

Существует много примеров поглощения культур... «Культура не определяется прогрессом; прогресс, определимый как переход от однородного к разнородному, может сопутствовать и росту личности»[1]. Тогда сохраняется ее единство в многоразличие проявлений – энтропий. Но прогресс может сопутствовать и разложению личности; тогда утрачивается ее единство, а многоразличие проявлений, наоборот, увеличивается - апостасис.

Аналогия: "Творческий акт притягивается в культуре вниз и отяжелевает. Новая жизнь, высшее бытие дается лишь в подобиях, образах, символах. Творческий акт познания создает научную книгу; художественный творческий акт создает нравы и общественные учреждения; религиозный творческий акт создает культ, догматы и символический церковный строй, в котором дано лишь подобие небесной иерархии. Где же сама "жизнь"?. Реальное преображение как будто бы не достигается в культуре» [1,С.165]

Динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами необратимо влечет к выходу за пределы культуры.[1] На этих путях совершается переход культуры к цивилизации. Круг замыкается: "Подобно Богу, человек замышляет сотворить мир из ничего; но, не находясь в положении Бога, человек встречает препятствие для своего творческого замысла в лице уже существующего мира. Поэтому задача разрушения «старого» составляет для него интегральную часть его творческой задачи."[1,С.390] "В новозаветном Апокалипсисе это новое творение отчетливо отделено от старого - от нынешнего мирового эона - страшным судом, в котором конечное торжество всемогущей правды Божьей, истребляя всю земную неправду, полагает конец и всему этому миру" [5].

 И новое творение мыслиться делом именно устрояющей человеческой воли. "А из каких [начал] вещам рожденье, в тех же самых и гибель совершается по роковой задолженности, ибо они выплачивают друг другу правозаконное возмещение неправды [ущерба] в назначенный срок времени."[6]

 

 

                             **************

Культура - это душа человечества, выраженная в этно-ментальных формах. Этно-ментальных форм бесконечное множество. Мир не сводится к естественному порядку вещей, в нем есть смысл, идеальное измерение. В этом измерении смысла, когда душа в культуре рожденная подобием своего вида, обретает волю к жизни, как ребенок, вскормленный сосцами матери вскоре начинает тянуться к свету; воля к жизни рождает дух жизни – входит в традицию, удваивает мир откровением Смысла и душа в жизни возделывает (ей предоставленную) волю к культуре. Воссоздает свой (присущий ей) дух культуры; культуру для своей души... и человек остается жить в среде идеалов той культуры, чей дух породил ее ценности.

 

(Одесса. Житомир) 12.02.-1.06.1999

(Одесса) январь-февраль 2009

                           

                            Сноски:

1. Cв. Отец православной церкви.

2. В.Ф. Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука Симферопольский и Крымский. О духе, душе и теле.

Изд. «Товарищество». Ростов-на-Дону, 1991. – 115с. (Широко известная во всем мире работа знаменитого нейрохирурга В.Ф. Войно-Ясенецкого, архиепископа Луки Симферопольского и Крымского, посвящена разработке понятия трансцендентального сознания и контакта с ним)

3.Движение – (в греческом начертании слово [Aπόκάςτάσίς])

4. Н.Бердяев “Смысл истории” (162-165с.) 

5. Э. Фром “Иметь или быть”.

6. По Аристотелю - энергия; так же форма, которая осуществляется в веществе от греческого [έντελέχης] –  энтелехия - завершение (законченный).

7. Гете И. В.

8.В.В. Налимов.

9.Р. Вебер. 

10. Д. Бём.

11. Новая область куда погружены:  физика,  психология,  религия.

12. понятия введенное Бемом.

13. Понятие «смысл идеалам» тесно связан со структурой этно-ментальной формы. «Человеку нужна общность идеалов – то, что мы бы назвали этнической доминантой.» [4, С.316]

14.Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 576с.

15. Современная западная философия. Словарь/ сост.: Малахов В.С. – М.:Политиздат.1991. – 414 с.

16. Мерой беспорядка (дезорганизации) является величина, называемая в физике энтропией…

17. По Л. Шестов “Киргергард и экзистинциальная философия” [17с]

18. В первом издании “Критики чистого разума” (Кант).

19. Paradigma – [∆ образован точками : Ума –U; Чувства – Z и Воля – V.]

20. Акт и потенции в категории Аристотеля восприняты томизмом.

21. А.Белый “Символизм как мера миропонимания” М: изд. “Республика” 1994 [20c.]

22. По Гоффтингу

23. Пьер Тейер де Шарден “Феномен человека” М.: изд. “наука” 1987. [39c.].

24. там же (Т.Шарден) С.38

25.Э.Б.Тайлор [*Индивидуальность и специфичность и результативность, - формы в качествах (гештальт качества) сообщает ей положение динамической структуры, условно очерченную в контур “треугольника”]

26. Б. Тайлор “Первобытная культура М.: изд. “Политическая литература” 1989. [37c.]

27. Спенсор.

28.«Летом 1922 года прокатилась волна массовых арестов среди научной и творческой интеллигенции. В это же время Ленин остро ставит вопрос о необходимости контроля над программами и содержанием курсов по общественным наукам. «Буржуазную профессуру» стали постепенно отстранять от преподавания и тем более от руководства наукой.»[3, С.11].

29. За идеалами стоят интересы (утилитарные и духовные), но столкновение идеалов более точно описывает суть борьбы, ибо идеал прямо показывает, как должно быть преобразован социальный режим, тогда как интерес – лишь косвенно (через диктуемый им идеал). Отсюда следует, что сущность любого массового социального конфликта составляет борьба (столкновение) общезначимых идеалов (утилитарных или духовных или тех и других одновременно) Поскольку идеалы лежат в основе ценностей. [Здравомыслов А.Г. Социология Конфликта М, 1996 С. 101].(2,С.511)  

30. Диссипативные системы различаются, такими свойствами, как открытость, неравновесность и нелинейность. Открытость означает способ обмена с внешней средой. Это может быть обмен веществом, энергией или информацией или тем и другим одновременно (в разных сочетаниях, например, веществом и энергией или энергией и информацией и т.п.). Неравновесность  предполагает наличие макроскопических процессов обмена веществом, энергией и информацией между элементами самой диссипативной системы. Особое значение имеет нелинейность, то есть – способность к самодействию. Важная особенность диссипативной системы состоит в том, что она сочетает порядок с хаосом. Синтез порядка и хаоса, осуществляемый диссипативной системой, состоит в том, что такая упорядоченная структура не может существовать без неупорядоченной, порядок без хаоса. Порядок и хаос, вместо тог чтобы исключать друг друга, как это наблюдается в  «равновесной» системе, теперь оказываются взаимосвязанными – дополняют друг друга так, что ни порядок не может существовать без поддерживающего его хаоса, ни хаос без порождающего его порядка. (О диссипативной системе см. Пригожин И., Стенгерс И.  Порядок и хаос М., 1986. С. 197; Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах М.,1979. С.71-72).  [2, С. 496-499] 

31. Утилитарную культуру, (вслед за Шпенглером) называют «цивилизацией», противопоставляя ее духовной культуре.

32. Художественная культура является важной компонентой духовной культуры; она представляет собой совокупность художественных произведений в месте с навыками художественного творчества и восприятия (называемыми обычно «чувствами» стиля и развитым вкусом); причем эти произведения созданы, а навыки приобретены в результате руководства определенным эстетическим идеалом (культура ренессанса, барокко, классицизма, модерна и т.д.). Очевидно, что благодаря  относительности различия между ценностью и антиценностью система антиценностей вместе с соответствующими навыками по их производству и потреблению, диктуемыми антиидеалом, образует антикультуру (контркультуру). В частности, художественную антикультуру формируют художественные произведения, распространяющие антиобщественные действия (порнография, пропаганда наркотиков, террористических актов, умышленная дезинформация и клевета и т.п.)

33. Эсхатологические и апокалиптический тенденции являются частным проявлением закона дифференциации и интеграции идеалов. Сам же этот закон является, в свою очередь, специфическим проявлением в социальной области закона суперотбор. Закону дифференциации и интеграции идеалов (а следовательно, и закону суперотбор) подчиняются как светские, так и религиозные идеалы. Именно этим объясняется существование множества конфессий, а также периодическое возникновение еретических и экуменических движений.

34. Гумелев Л.Н. Этническую доминанту  называет «фактором икс» [4, С.316-320].

 

                            Литература:

 

1.   Бердяев Н.“Смысл истории” М.: “Мысль” 1990. - 174 с..

2.   Брянский В.П. Искусство и философия – Калининград: Янтарный сказ, 1999. – 704с.

3.   Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. Согомонов А. Ю.: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.

4.   Гумелев Л. Н. Этногенез и биосфера земли/ Сост. и общ. ред.  А.И. Куркчи. – М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997. – 640с.

5. С.А.Франк “Ересь утопизма” (В книге: “Квинтесенция”, - философский альманах 1991 М.: “Политиздат” 1992.

6. Анаксимандр (Перевод А.В.Лебедева) фрагменты ранних греческих философов, М.: “Наука” 1989 Ч1. 127. с.