К.ф.н.Каирбекова А. Г.
Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Алматы
Чтение как социокультурное бытие книги.
Иные гордятся каждой
написанной книгой,
я - любою
прочтенной.
Хорхе Луис Борхес
Книги существуют, чтобы их читали. По древней традиции, которая
сложилась за тысячелетия существования письменности, берущий книгу человек ждет
от нее откровения. Книга это творчество, понимаемое как магическое чтение книги
жизни, а само чтение - процесс воссоздания мира в себе самом. Хотя книга
самостоятельна по факту, но смысл ее в том, что она есть материальное выражение
мыслей и слов автора, передаваемых в книге. Читая книгу, читатель как бы
участвует при создании произведения, оно разворачивается перед ним во времени. Признание
автора читателем предполагает материальный успех, о чем сам автор, скорее всего
«не ведает и ведать не может». Таким образом, «умирая» в книге, которая
становится самодостаточным объектом, автор может одновременно и обрести в ней
жизнь: текст осуществляется каждый раз заново - в общении «автор – читатель». Автор
ждет понимания через своих героев,
желает сделать читателя соучастником, товарищем в пути, научить тому, чего
он достиг для себя, изменить его, удивить, вывести из состояния равнодушия.
Каждый читатель верит, что общение с книгой, изучение чужого опыта позволит ему
приобрести новые знания, углубить свои личные представления о мире.
Каждая книга по своей структуре целостна и кажется «вещью в себе», но в
процессе чтения, интерпретации читателем воплощенного автором замысла и самого
текста, книга превращается в лабиринт значений, из которого каждый получает
что-то новое. Догадки и узнавания герменевтического приближения к смыслу книги
углубляют духовный опыт человека. Способность мысли обнаружить и дать
онтологическое обоснование всевозможным предсуждениям и предрассудкам,
изначально заданных мышлению контекстом культуры, названную герменевтикой, М. Хайдеггер, обозначил как Праздник Мысли
(das Fest des Denkens) [1, с. 52].
При чтении книг читателю безразлично кому
он обязан своим новым обогащением и углублением: литератору, ученому, философу
или математику. Хорошая книга
заставляет думать, разрешить «непонятное» для читателя, раскрывает суть
и красоту мироздания, знакомит с образом мышления, мироощущением и языком другого
человека. Об этом пишет М.Мамардашвили в лекциях о М. Прусте: «Книга была для
Пруста духовным инструментом, посредством которого можно было заглянуть в свою
душу и в ней найти отклик. Перенести же из книги великие мысли или состояния в
другого человека нельзя. Что-то фундаментальное происходит с человеком, когда
акт чтения вплетен в какую-то совокупность наших жизненных проявлений,
жизненных поступков, в зависимости от того, как будет откладываться в его
сознании то, что он испытал, что потрясло его, что прочитал. М.Пруст определяет
жизнь как усилие во времени» [2,
с .7-9]. А сам Мамардашвили пишет, что
«акт чтения есть жизненный акт». Поняв смысл, читатель через познанное прошлое
яснее видит настоящее и книги и человека, что даст ключ к пониманию
современности, поможет ориентироваться в окружающем мире.
Книга не может быть прочтена лишь однажды, ее
истина и красота впитываются
постепенно. Присущая ей специфика общения с печатным текстом - особое
внутреннее богатство творческого уединения позволяет читателю регулировать
скорость своего общения с книгой, возвращаться к полюбившимся местам, делать
паузы для усвоения и раздумий. Перечитывание
книги возвращает текст из общества в культуру - текст осуществляет свою свободу
в свободе читателя. При этом любая книга может значить разные вещи для
разных людей и даже для одного и того же человека в разные периоды жизни. Книга
– это отражение читателя.
Чтение создает социокультурное бытие
книги и языка – не только письменного, но и устного и печатного. Благодаря
чтению книга обретает бессмертие, живя и воскресая в каждом новом поколении. Чтение
это способ обретения культуры. Книга позволяет читателю не только погружаться в
мир произведения, но и перемещаться в пространстве и времени. «Таинство и
величие читательского опыта заключается
в том, что чем больше деталей и взаимосвязей мы обнаруживаем, чем тоньше при
чтении наши чувства, тем больше видим мы уникальность, индивидуальность и
строгую обусловленность каждой мысли, каждого произведения, тем больше уясняем
себе, что вся красота и очарование порождены именно этой индивидуальностью и
уникальностью, и тем отчетливее, кажется, понимаем, что сотни тысяч голосов
различных народов жаждут одного и того же, под разными именами взывают к одним
и тем же богам, повествуют об одних и тех же грезах, стенают об одних и тех же
бедах. Сквозь тысячеслойное кружево бесчисленных языков и книг, сквозь
пространство нескольких тысячелетий в моменты озарений проступает перед
читателем магически возвышенный и сверхреальный признак – из тысячи
противоречивых черт завороженный в целое лик человека» [3, с. 138].
Процесс взаимодействия человека и книги сложен, но главное,
что читатель стремится к идеальному единству с книгой. В связи с этим Г.Гессе
отмечает, что существуют как бы несколько уровней, характеризующих читателя.
Первый уровень «наивного» читателя, читателя-потребителя, который «поглощает
книгу как еду». Книга ведет, читатель следует за ней. Читатель с головой уходит
в сюжет, чтобы узнать что происходит. Второй уровень - «гений игры», читатель
не столько ценит содержание текста, сколько форму, стиль, не что, а как это
сделано. Объектом рефлексии читателя становится не текст как таковой, а
личность, мотивы автора. Третий уровень Гессе назвал уровнем «личности». «Книга
является для читателя исходной точкой и генератором идей, «зеркалом», в которое
он вглядывается, чтобы понять себя. Это уровень самопонимания. Читатель
является человеком, чувствующем в себе способность творить, способность
свободно противопоставить себя объекту чтения. В момент, когда фантазия и
ассоциативная способность переживает кульминацию, мы читаем уже совсем не то,
что видим перед собой на бумаге, а плывем в потоке стимулов и идей, почерпнутых
нами из прочитанного. Читатель знает, что вся поэзия и вся философия мира
заключена в нем самом» [4, с. 85].
Книгу читают, чтобы испытать
художественное наслаждение, расширить свои познания мира и человека, овладеть
учебной дисциплиной, заполнить досуг, навести справку, решить научную, учебную,
производственную задачу, освоить последние достижения современной научной
мысли, обработать книгу для учета, рекомендации, оценить для печатной рецензии,
получить советы бытового характера и т.д. Книги способны переделать человека и
вытянуть на более высокий уровень интеллектуального развития, духовного
совершенствования и социальной лестницы.
Изменение культурной ситуации в нашем
обществе привело к тому, что, когда читателю были возвращены запретные издания,
все стало доступно - интерес к чтению у людей стал падать. Хотя было время,
когда в стране широкие слои населения читали толстые журналы, в которых
печатали ранее неизвестные произведения, обсуждая их не только в научных
кругах, но и повсюду, открывая для себя новые имена и новые книги. Специалисты
и ученые сегодня отмечают «кризис чтения» - любой
средний житель оставляет обязанность разбираться в литературе узкому кругу
литераторов, журналистов, критиков, филологов и философов. Изменился и сам читатель: теряющий умение
читать, то есть вслушиваться и слышать то, что хочет донести автор. Причина
отсутствия интереса к чтению не информативная загруженность, а лень, падение
уровня духовной жизни и массового сознания. С точки зрения логики здравого
смысла современника способность и желание читать длинные связные тексты - это
вымирающее и уже почти непонятное нормальному современному человеку занятие.
Чтение требует от человека полного внимания, не оставляя возможности заниматься
в этот момент чем-то другим. «Нынешний мир склонен недооценивать книги. Сегодня
немало молодых людей, которым любить книгу, а не живую жизнь, кажется смешным и
недостойным; они считают, что для книг наша жизнь слишком коротка и слишком
ценна» писал Г.Гессе еще в прошлом веке [3, с. 114]. Конечно, сам человек
делает выбор, но как писал Ницше, «я люблю того, кто живет для познания».
Исследования, проведенные в последнее десятилетие в ряде
стран, показали что люди, читающие
книги, способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые
взаимосвязи явлений, более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить
правильные решения. Они имеют большой объем памяти и активное творческое
воображение, лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче
по запасу слов. Они легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают
большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны,
самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение, следовательно, формирует
качества наиболее развитого и социально ценного человека. Восприятие же мира
звуковых и зрительных образов с экрана или монитора формирует мозаичное,
пассивное сознание, которым легко манипулировать: несвязность мысли и речи,
рассеянное внимание, неосмысленность
используемых слов и понятий, резкое снижение воображения. Простая информированность
отождествляется со знанием и пониманием, способностью человека самостоятельно
мыслить. Если диалог и возможен между компьютером и человеком, то здесь вопросы
и ответы уже просчитаны и заложены в программу, в которой все предрешено.
При информационных технологиях граница между письмом и
чтением, автором текста и читателем книги, четко обозначенная в печатном
тексте, исчезает. В электронном тексте читатель может производить с текстом
разнообразные операции (составлять к нему указатели, добавлять аннотации,
копировать его, делить на части, перемещать, составить новый текст на основе
произвольно вырезанных и склеенных фрагментов и т.д.), становясь в некотором
смысле… соавтором. Ему становятся доступны те документы (архивы, изображения,
звуковые и музыкальные записи), которые служат
предметом или инструментом исследований, что является также важнейшим
эпистемологическим сдвигом. Чтение может быть сквозным, непрерывным и с
перерывами, углубленным и поверхностным, полным и частичным. Читатель также
может создавать оригинальные собрания текстов, структура и даже оформление
которых зависят исключительно от него самого. Современный читатель, удовлетворяя различные свои интересы, в
основном получает опору в энциклопедической системе знания или информации, в
рамках которой читатель имеет дело с различными фрагментами, не имеющего иного
контекста, кроме их принадлежности к одной и той же тематике. Он находится в
позиции античного читателя: читает свиток, разворачивающийся вертикально, но
снабженный всеми ориентирами, присущими книге-кодексу, выработанными с первых
столетий христианской эры: пагинацией, указателями, содержанием и т.д. Это
совмещение двух логик, определявших навыки обращения с предыдущими носителями
письменности, фактически обусловливает новое и необычное отношение к тексту. Интернет переставляет акцент с продукта
на процесс творчества и приводит к рождению новой фигуры – «активного
читателя».
«Уже недалек день, пишет Э.
Тоффлер, - когда книги, журналы, газеты, фильмы и другие средства информации,
подобно автомобилю «мустанг» будут предлагаться потребителю на основе принципа
«сконструируй сам» [5, с. 306]. Электронная книга дополняет письменный текст
устной речью, видовыми изображениями, эмоциональными моментами, музыкальным
звучанием и т.д. Эти преобразования сходны с эволюцией печатного кодекса — от
внушительных изданий ин-фолио, требующих чтения стоя, перед пюпитром, к «карманной
книге», которая сейчас на глазах вытесняется из своих традиционных сфер
применения (например, «легкое» чтение в общественном транспорте постепенно
уступает место играм на мобильном телефоне). Смерть читателя и исчезновение
чтения мыслятся как неизбежное следствие «экранной цивилизации», господства
зрительных образов и электронной коммуникации. Отсюда парадоксальная ситуация,
когда, с одной стороны, повсеместно присутствие письменности в нашем обществе,
а с другой – навязчивый мотив исчезновения книги и смерти читателя.
Массовый читатель как читатель криминального чтива и любовных романов, в
будущем, видимо, совсем отомрет, переключится на видео и компьютерные игры. Именно
интерактивная, игровая природа компьютерного текста, на наш взгляд, позволит в
будущем вернуть к литературе поколение нынешних подростков, выросших не на
книгах, а на электронной информации. У американского фантаста Айзека Азимова
есть рассказ об обществе будущего, в котором детям в определенном возрасте в
зависимости от выявленных способностей сразу внедрялась информация для занятий
той или иной профессией. Только особо одаренных детей обучали по книгам.
Видимо, это не случайно. Книга – важнейшее средство человеческого общения,
несущее в себе философско-мировоззренческий, конкретно-познавательный и
эстетический заряд, который делает ее незаменимым инструментом духовной
самореализации общества.
Литература
1.
Хайдеггер М. Исток
художественного творения //Работы и размышления
разных лет. – М.: Гнозис, 1993.
2.
Мамардашвили М. Из лекций о Прусте
//Психологическая топология
пути. СПб.: Изд-во Русского Христиан. Гуманитар.
Института, 1997.
3.
Гессе Г. Магия книги.
Сборник эссе, очерков. М.: Книга, 1990.
4.
Гессе Г. О чтении
книг //Письма по кругу. М., 1987
5. Тоффлер Э. Шок будущего. - М: АСТ. - 2001.