Философия/2.Социальная философия

 

д.филос. наук Н.Р.Мусаева

Южно-Казахстанский Государственный Университет имени М.Ауезова, город Шымкент, Казахстан

 

Гостеприимство и взаимопомощь как проявление толерантности казахов

 

 

Современный Казахстан – это полиэтничное, поликультурное и много конфессиональное государство, которое опирается  на взаимное доверие и терпимости между людьми различных национальностей и религиозных взглядов.

Одним из основных демократических достижений Казахстана за 17 лет независимости является, прежде всего, сохранение мира и дружбы между народами. Казахстан – одна из немногих постсоветских республик, где титаническими усилиями президента страны и самого народа удалось сохранить гармонию в межнациональных отношениях.

В общем казахстанском доме каждая народность имеет свое достойное место. Именно полиэтничность казахстанского общества помогла полной институционализации Казахстана как независимого государства. Этот фактор стал и основанием для успешного экономического прорыва Казахстана в деле привлечения иностранных инвестиций. Сохраняемое в полиэтническом Казахстане межнациональное согласие – это результат духовного родства народов, детерминированного многолетним совместным проживанием и процессами созидания.

Реальной платформой для единства и консолидации народа Казахстана является наша общая история, наша общая земля. Общность исторических судеб этносов Казахстана, пережитая ими трагедия депортации – ключ к пониманию межнационального согласия.

Многие представители народов, переживших депортацию, не перестают выражать чувства уважения, благодарности и любви к казахскому народу за проявленное им помощь, радушие и тепло в лихие годы сталинской репрессии.

 За многие века кочевой жизни на огромных пространствах сформировалось мироощущение и миропонимание казахского этноса. Стихия кочевого образа жизни дарила ощущение разнообразия, способствовала душевной открытости и щедрости, закреплению деятельностного начала как элемента мировосприятия. Она прививала сознание, что человек-центр необъятного мира, не крохотная точка, затерявшаяся в нем, а его часть, такая же необъятная и могущественная, как вечное небо, безбрежное степи. Протяженность вширь и ввысь чувствуется везде, во всем его облике, в словах, песнях, мелодиях.

Герольд Бельгер, сын депортированного из Поволжья врача Карла Бельгера, ставший впоследствии знаменитым народным писателем Казахстана, с присущей ему немецкой дотошностью писал о том что «казаху, например, не свойственны точность, четкость в европейском понимании. Он предпочитает речи иносказательные, метафорические с намеками, с красочными образами, витиеватые.

Душа у него широкая, вольная, как степь. Мыслит он космическими категориями. Он с презрением относится к мелочам жизни, к мышиной возне, к муравьиной суете. Он щедр, дорожит днем сегодняшним, почитает предков уважает традиции»1.

Г.Бельгер совершенно точно описал фундаментальную, эмоционально-психологическую основу общей структуры национальной картины мира. Он вырос и сформировался как личность и писатель среди казахов, глубоко проник в суть казахского менталитета.

Казах-кочевник не терпит заборов, отграничивающих его от степи. Подворье казаха обычно бывает открытым со всех сторон. Толерантность казаха по отношению к другим этносам и их верованиям в большей степени основаны на его прасимволе «кең дала» определившим широту его натуры.

Неотъемлемыми ценностями кочевников была взаимная поддержка, сострадание в горе и стремление помочь друг к другу «Широта души скрадывает тесноту дома: «откуда огонь – оттуда и тепло» - говорят казахские пословицы. Проявлением укорененности миролюбия в образе жизни казахов является слова о том, что три вещи делают честь человеку: «вырытый в пустыне колодец, проложенный через реку мост и дерево, посаженное у дороги». Казахский народ из поколения в поколение передавал детям наказ о стремлении к укреплению дружеских отношений со всеми народами.

Кочевой образ жизни казахского народа исчез только физически, сохранившись на ментальном уровне. Важнейшими его чертами являются способность к сочувствию, сопереживанию, беззлобность, добродушие, развитое чувство юмора, любовь к шутке, недостаточная прагматичность, уступчивость, сочувствие к обиженным, великодушие, веротерпимость, широта натуры, максимализм во всем, гостеприимство и хлебосольство, низкая законопослушность, революционность, высокий творческий потенциал, изобретательность, трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, приверженность традициям, склонность к заимствованиям, чувство долга вежливость.

Динамизм кочевого образа жизни тоже отразился в менталитете казахов: в его способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, мгновенно осваивать чужой культурный опыт. На ментальным уровне это выражается в открытости к инновациям и межкультурным контактам, в культурной и религиозной толерантности, в уживчивости и непредвзятости к другим народам.

Кочевой образ жизни носил монотонный характер. Однообразная жизнь повторялась изо дня в день, из года в год. Поэтому казах радовался любому гостю. Гость оживлял застывшую монотонность, своим присутствием вносил некоторые коррективы в привычный образ жизни, являлся носителем информации.

Вот это трепетное отношение к гостю переросло в уважительное, отзывчивое, доброе отношение к другим. Ибо он всегда испытывал потребность в ощущении соразмерности себя с другим.

Если выразить обобщенно многие национальные черты казахского народа, то вырисовывается изначальная толерантная природа его бытия.

Толерантность означает снисхождение, терпение, милосердие, благосклонность, уживчивость, не конфликтность, принятие другого таковым, каков он есть.

Казахи всегда отличались такими качествами, в нем всегда присутствовала потребность в другом. Отсюда мы его толерантность можем трактовать как духовное взаимопроникновение индивидов, сопереживание трудностям и радостям жизни Другого, эмоциональное соучастие в жизни Другого. 

Человек как личность рождается не тогда, когда познал нечто, а когда он действует познанным на другого человека. Вся его самость выявляется лишь в диалоге, во взаимодействии с Другим и через Другого. Возможность любого человеческого существования определяется наличием Другого, ему подобного. По Бахтину, слова, взгляды, жесты, поступки – все внешние средства самовыражения трактуются как непрерывный диалог – ожидание – побуждение к ответной проявленности Другого. Вот откуда берет свое начало отечественное представление о толерантности как безусловной ценности, как базисе поликультурного, полиэтнического бытия.

 

Литература

1. Бельгер Г. Гармония духа. –М: 2003. с.182. «Русская книга»