Философия/ 2. Социальная философия

Ягодкина В.В.

Филиал Донского государственного технического университета в г.Волгодонске

Философия воспитания и самореализация личности

в обществе постмодерна

Во-первых, представляется необходимым разграничить постмодернизм в узком смысле, понимаемый как специфический стиль в искусстве последних десятилетий, от постмодернизма в широком смысле слова, то есть особого мировоззрения, установившегося в обществе на рубеже третьего тысячелетия. Постмодернизм как тип мироощущения начинается с разочарования в любых общих идеях, будь то научные концепции, идеологические доктрины или философские построения. Исходная точка постмодернистского мировоззренческого подхода - это отрицание привилегированности, избранности какой-либо точки зрения относительно всех остальных. Кроме того, постмодернизм можно расценивать как закономерную реакцию на кризис, охвативший европейскую культуру во второй половине XX века, ставший итогом реализации модернистских идей, господствующих в философии, науке, политике, экономике на протяжении всего Нового времени (эпохи Модерн).

В современных условиях модернизации российского общества, становления суверенитета особая ответственность ложится на молодое поколение, как носителя новых социальных ценностей. Поэтому все более очевидной становится сегодня необходимость отдать приоритет в образовании воспитанию, которое призвано интегрировать в единый процесс обучение и развитие человека, так как, несмотря на реформирование системы образования, угроза дегуманизации, рост гипертрофированного рационализма, ассоциативное поведение молодежи, не исчезли. Не случайно, в теории и практике современного образования часто пишут о низкой эффективности воспитания. Данную ситуацию осознают современное общество, научное сообщество, властные структуры, все, кто связан с воспитательным процессом подрастающего поколения.

Собственно говоря, вся семантика отечественной «реформы образования» связана с отказом от стабилизирующей направленности образования и направлена на формирование нового контекста «новаций» и быстрых изменений в соответствии с мировыми глобальными тенденциями. Таким образом, мы выдвигаем гипотезу, что наблюдаемая в настоящее время реформа образования-воспитания полностью соответствует обществу постмодерна. Действительно, отказ от консервативности и требование существенных новаций в сфере образования может привести к переходу от отрицательной обратной связи в системе образование-общество к положительной, когда малые изменения «подхватываются» и умножаются «связкой» взаимодействующих систем.

Воспитание нового поколения представляет сложную проблему, которая на данный момент рассматривается как национальная проблема. Сегодня молодого человека необходимо не только защитить от пропаганды вседозволенности и потребительского отношения к жизни, но и научить жить с достоинством в современном быстро изменяющемся обществе – обществе постмодерна.

Многообразие типов рациональности, ценностный релятивизм общества постмодерна создают для самореализации личности ситуацию ненадежности культурных ориентиров при выборе форм самореализации. Личность живет в атмосфере постоянного столкновения с фрагментами исторического и личностного коллажа. В новом социальном пространстве она становится кросскультуральной. В ней сосуществует множество взаимопересекающихся картин мира, дискурсов и социокодов. Такая обстановка погружает личность в ситуацию небывалых ранее форм самореализации: формы и идеалы самореализации перенять неоткуда, поэтому их необходимо найти самостоятельно. Тем самым, личность, помещенная во множество актуальных и одновременно сосуществующих «реальных» и «потенциальных» способов самореализации, поставлена в ситуацию абсолютной неопределенности и неустранимой креативности [1].

Важным требованием современности является обеспечение инновационного характера развития образования, экономики, промышленности, и в целом всех сфер общества. Определяющим при этом являются психологические особенности, возможности, способности личности, обусловливающие успешность инновационной деятельности, разработку и реализацию инноваций, творческий характер мышления и деятельности. Эти обстоятельства определяют актуальность разработки современных подходов к пониманию факторов успешности творческой, инновационной воспитательной деятельности, её продуктивности. Своевременная и адекватная оценка потенциальных способностей современного студента как предпосылки к осуществлению инновационной воспитательной деятельности, позволяет определить наиболее целесообразное включение ее в инновационный процесс, создать благоприятную среду для достижения наивысшей продуктивности студента в профессионально-личностной самореализации в процессе инновационной воспитательной деятельности в вузе. Выявление возможностей инновационной воспитательной деятельности позволит осуществить комплектацию команд для работы в условиях, требующих быстрого и точного реагирования (принятия решения) в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, определить возможности отдельной личности, сформировать творческий коллектив, что обусловит достижение наивысшей творческой продуктивности личности или коллектива при решении задач дивергентного типа.

Разработка проблемы профессионально-личностной самореализации в процессе инновационной воспитательной деятельности является одной из ключевых задач системы высшего профессионального образования России, требующей своего решения применительно к современной ситуации, с учетом возрастающих требований к продуктивности внутренней (мыслительной) и внешней (предметной) деятельности человека.

как показывает недавняя история нашей страны, в силу исторических традиций консервативная стабилизирующая роль системы образования была явно завышена, что препятствовало адекватному реагированию общества на ситуацию «мировой экономической гонки». В таком аспекте совершенно понятно и оправданно стремление современной российской власти снизить консервативность системы образования, включить в эту систему новации и инновации, поскольку в настоящее время реалии таковы, что без инновационной экономики, основанной на знаниях, и соответствующей системы образования страна может прекратить свое существование как целостный субъект и объект мировой истории. Вместе с тем, остро встает вопрос о допустимой величине новаций при реформе образования, поскольку переход через границу «отрицательная обратная связь - положительная» (смене знака обратной связи в системе образование - общество с отрицательного на положительный) может привести к потере устойчивости общества в ближайшей перспективе.

Подчеркнем, что речь идет не столько о необходимости новаций - в современном мире иного не дано, - сколько о допустимой их величине, чтобы не произошло смены типа взаимодействия общества и образования, и в результате не была бы потеряна устойчивость общества, культры и цивилизации в целом. В качестве одного из таких возможных негативных сценариев «реформирования» рассмотрим внедрение идей постмодернизма в сферу образования. Мы постараемся показать, что в случае всеобщего внедрения идей постмодернизма в образование как раз и может произойти смена типа обратной связи между обществом и образованием, что приведет к потере устойчивости общественного и цивилизационного развития, к смене самого типа адаптирующего воздействия системы образования. Адаптация общества посредством системы образования будет заключаться не в адекватном, постепенном эволюционном усложнении и умножении разнообразия, а в примитивизации и деградации посредством «взыровообразного умножения» социально не апробированных и не устоявшихся в цивилизационном и культурном плане социальных паттернов, что приведет к потере социальной стабильности общества и к необходимости в тотальном контроле (посредством военной силы, например) в глобальном масштабе [2]. В настоящее время в контексте реформы образования часто указывают, что поскольку мир перешел в стадию постмодернизма, то и Россия с неизбежностью движется в том же направлении, а социализирующая (про адаптационную - не вспоминают) функция системы образования должна быть направлена на подготовку учащихся в этом «новом-старом» постмодернистском мире.

Стратегия развития нашего государства определяет, что достижение долгосрочных целей в развитии России возможно только при наличии в стране высокоинтеллектуального человеческого потенциала с высоким уровнем духовного, научного и творческого развития, стремящегося к успешной профессионально-личностной самореализации на благо того сообщества, представителем которого он себя ощущает. Стратегия развития индустриальной цивилизации предполагает наличие человеческого потенциала, сформированного в образовательном пространстве воспитательной деятельности и осознающего себя представителем мирового культурного сообщества. В связи с постановкой такой отдаленной конечной цели, происходящие сегодня изменения, касающиеся системы высшего образования в России активно способствуют созданию условий для формирования нового образовательного пространства воспитательной деятельности в целях осуществления профессионально-личностной самореализации выпускника высшего профессионального учебного заведения.

Мироощущение человека не может оставаться прежним в мире, где информационные технологии творят новую реальность, былая целостность культуры распалась на бесчисленное множество контр- и субкультур, а человек не может больше идентифицировать себя с какой-либо общностью, будь то партия, класс, нация или государство. Постмодернизм не расхожий ярлык и не придуманная эстетами и интеллектуалами фикция - это не что иное, как мировоззрение сегодняшнего информационного общества, обладающее такими характеристиками, как плюрализм, фрагментарность, децентрация, ирония и самоирония, изменчивость, симуляция на основании которых и происходит самореализация личности.

Литература:

1. Гриценко В.П. Социосемиотика. Екатеринбург, Институт международных связей, 2006. – С. 225.

2. Майер, Б. О. Образование: роль и значение для адаптации к условиям современной России / Б. О. Майер, Е. В. Покасова, Н. В. Наливайко // Философия образования. - 2007. - 2(19) - С. 199-202.