Философия/2. социальная философия
Южно-Казахстанский Государственный Университет имени
М.Ауезова,
г Шымкент, Казахстан
У.С.Алтаева
О понимании мудрости как ценностной категории
Философская мудрость - это целостная форма восприятия
себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт и истинность знаний
человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и
ранимая совесть, здравый смысл и стремление к добру, совпадение мыслей, идеалов
с поступками, с образом жизни. Другими словами - мудрость представляет собой
сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и
практического постижения действительности.
К понятию мудрости как аксиологической категории
обращались и обращаются философы различных школ и направлений. Именно мудрость
лежала в основе учений древних греков, и именно мудрость движет мыслью
современных ученых. Свои взгляды на понимание мудрости высказывали величайшие
представители философской мысли.
Например, в творчестве у величайшего мыслителя Абая Кунанбаева красной нитью проходит мысль (присущая всей
восточной философии) о том, что любой человек, чтобы встать на путь духовного
возвышения должен познавать и постоянно изменять себя. Чтобы иметь - надо стать.
Стать достойной личностью, то есть научиться познавать, а главное, изменять,
уметь за волосы вытаскивать себя из трясины эгоизма и пороков. Задача не из
легких. Для ее решения, говорит Абай, надо стать ни много, ни мало - мудрым.
Главным моментом, одной из мировоззренческих основ
аксиологических взглядов Абая, является цель восточной философии в лице ее
такого направления как софиогония, определяемая так: помочь ее стороннику
достигнуть жизненного успеха на основе мудрости.
Мудрость выступает и как метод восточной философии, в
полной мере воспринятый Абаем, в качестве способа более глубокого, системного
познания себя в мире и мира в себе, как духовный инструмент
преобразования жизни от-дельного человека и человечества в целом. Для того,
чтобы понять эту мысль, напомним позицию Абая о главенстве сердца (любви) в
трио человеческих качеств: воли, разума и сердца. В мудром человеке знания,
разум и воля направлены не во зло, а на добрые дела, на любовь к людям.
Мудрость в человеке обязательно сочетается с душевностью, добротой, с ранимой
совестью, или как говорил Шакарим, «совестливым разумом» , со стремлением к
правде и справедливости.
Абай в своем понимании о мудрости, как мы уже сказали,
исходит из софийного утверждения о
том, что, познание и изменение себя - это постижение своей природы как
воплощения Космической Мудрости. Ее объективные проявления и интуитивное
постижение заложены уже в инстинктах человека, в архетипах его подсознания.
Надо только посредством любви (особенно в детстве), многих других способов и
методов помочь раскрыть софийные задатки человеческой природы. Данный процесс
означает постепенное изживание негативных сторон человека с одновременным
укоренением его позитивных способностей и навыков, их культивирование и
взращивание, превращение их в устойчивые черты характера, реализуемые в
повседневной жизни.
Духовное обновление для человечества процесс
неимоверно трудный, но постоянный. Народы уже давно ведут поиски приемлемого
духовного идеала. И они его нашли. Еще в седой древности они хорошо чувствовали
этот идеал, интуитивно знали эту высшую ценность, укореняли ее требования в
жизнь. На разных языках она звучала по-разному. На китайском - "Дао",
на греческом - "Логос, София", на русском - "Мудрость", на
немецком -"Weishеіt", на английском - "Wisdom", на казахском -"Даналык", так часто
встречающееся в "Книге слов" Абая.
В основе
понимания мудрости Абаем лежит софизм.
Как видим, философы по-разному трактуют понятие
мудрости как аксиологической категории. Но как бы эта духовная ценность не обозначалась
- смысл у многих мыслителей будет одинаковым. Великий знаток русского языка
Владимир Даль так расшифровывает значение этого слова в своем словаре:
«Мудрость, свойство мудрого, премудрость, соединение истины и блага, высшая
правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного
совершенства» /1 69/.Почему именно Мудрость, а не какая-либо другая
общечеловеческая ценность является наиболее приемлемой духовной опорой для
каждого человека. Доводы могут быть следующие. Есть около двадцати
ценностей-антиномий то ее противоречивых, противоположных друг - другу понятий,
в которых человечество выразило смысл жизни, свои высшие духовные цели и
потребности. Эти бытийные ценности или мета-потребности (А. Маслоу) отражены в
антиномиях: "жизнь-смерть"; "любовь - ненависть";
"свобода - несвобода- "вера- неверие" , "добро- зло";
"прекрасное - безобразное;" "истиңа - заблуждение",
"правда - ложь"; "; счастье - не-счастье";
"справедливость - несправедливость"; "богатство - нищета" и
другие.
Стремление к воплощению позитивных ценностей в
повседневную жизнь (по А. Маслоу процесс самоактуализации личности) заложено в
природе человека на уровне инстинктов и архетипов. С помощью особых методик
надо помочь людям в их духовном возвышении. Важным стимулом в этом может стать
укоренение мудрости в качестве притягательной силы идеала в сознании и
повседневной жизни людей./3.
В системе общечеловеческих ценностей категории
"мудрость - глупость за-нимают особое положение" (У Абая - «Жизнь —
тропа для мудреца и для глупца» ////. Они являются духовными основаниями
человеческой культуры и антикультуры. В сущности, культура есть совокупность всех форм человеческой деятельности
по укоренению в повседневной жизни системы позитивных общечеловеческих
ценностей, а мудрость, являясь основанием, своего рода кодом, для анализа
духовных ценностей, понимания их иерархии и приоритетности. Но сути дела, она
становится духовным фундаментом общечеловеческой культуры, ее паролем .
При выяснении значения мудрости в человеческой жизни
надо иметь в виду еще одно обстоятельство: наличие сложной системы уровней
способов и форм постижения действительности. Человек проникает в ее понимание:
на уровне бессознательного; с помощью различных видов интуиции; систем,
символов и языковых знаков; чувственных и логических образов, теоретических и
эмпирических методов и т. п. Важную роль играют вера, а также трансцендирующие
способы, приемы постижения действительности. Очень большое значение имеет
ценностное постижение человека и мира, а также и то, что в познании принимают
участие не только разум, но и сердце, воля человека. В Мудрости органически
сплавлены, слиты, соединены все названные (и неназванные) уровни, формы,
способы, аспекты познания в некоторое
высшее единство в высшую интегральную форму, с помощью которой достигается
целостное постижение Истины и Высшей Реальности, раскрываются секреты микро- и
макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная
ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к
природе с глубокими общими и профессиональными знаниями, это единство
творческого мышления с высокой нравственностью и обязательно - реализация этих
качеств в повседневной жизни конкретного человека.
Именно мудрость лежала и лежит в основе всех культур. Глубинная мудрость пронизывает
систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира.
Но люди все еще несовершенны. Им надо преодолеть стремление к насилию, конфликтам
между собой, победить своего главного врага - эгоизм: эгоизм индивидуальньй,
эгоизм социально-экономический, эгоизм национальный. Много еще других нерешенных
проблем в человеческой жизни.
Поможет их решить укоренение мудрости в навыках и
привычках че-ловеческого характера, поскольку мудрость человека - это его
способность думать сердцем то есть видеть себя, людей и природу, как призывал
Абай, глазами понимающей и любящей души.
От соединения мудрости, разума, личностного начала и
интуиции с добродетелью, от соблюдения этических норм, от любви и уважения к
своему народу от почитания предков и соответствующих культурных и идеалов
зависит совершенство любой культуры.
Литература:
1. Даль 3.
Толковый словарь. М., 1949.
2. Абай. Книга назидания. Алматы.,2006.
3. Маслоу А.
Мотивации и личность // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. – 1991. - №3.