Философия/6. Философия науки

 

Муллабаева Н.И.

 

Карагандинский государственный технический университет,

Республика Казахстан

 

Философия и педагогический процесс.

 

 

         Философия, как известно, трактуется как любовь к мудрости, а философия образования изначально призвана рассматриваться и трактоваться, несомненно, тоже как проявление мудрости, но особой, требующей осознания уникальной сущности мира образования и его закономерностей, не наличествующих в самых мудрых общих представлениях и во многом противоположных им. И только этой самой специфичностью, несводимой к социуму и тем более не тождественной ему, может объясняться неотложная необходимость разработки собственно философии образования.

         Рассматривая процесс образования как движение личности в поле культуры общества, мы ясно различаем две его составляющие. С одной стороны, человек активен, он движется по пути сознания, разрабатывает и совершенствует индивидуальную систему моделей мира. С другой стороны, личность растет в культурной среде и становится ее неотъемлемой частью, принимает нормы, обычаи и привычки, осваивает модельный фонд, издавна принадлежавший обществу. Становление и развитие индивидуальной культуры в поле культуры общества и является объектом исследования философии образования.

         Существенное значение для обоснования стратегии развития образования имеет философское осмысление состояния и перспектив развития социально – экономической среды, социума. Конечно, системное изучение тенденций развития социума в целом выходит далеко за рамки философско – образовательной проблематики, однако, будучи фоновым по отношению к образовательной сфере, многоаспектные социально – эдкономические и социокультурные параметры социума оказывают и прямое, и косвенное влияние на развитие образования, хотя, как уже отмечалось, и сами эти параметры во многом зависят от состояния и динамики образовательной деятельности.

         Не меньшее значение имеет и философско – образовательный анализ специфики субъектно – объектных отношений (в частности, отношений субъектов образовательной деятельности к многочисленным средствам образования – учебникам, компьютерам, методическим материалам, образовательным стандартам, автоматизированным информационным и контролирующим устройствам и т.п.).

         Все перечисленные выше процессы способствовали появлению и развитию идеи массового непрерывного образования как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем. Непрерывное образование выявило несводимость образования к обучению и, следовательно, необходимость отстаивания образовательной парадигмы, ориентированной на личность. Но здесь также следует не впадать в крайность, помня о том, что личность в массе, массовая личность, как правило, не способна самостоятельно определять свои интересы и формулировать задачи, которые она надеется решать средствами образования.

                  Междисциплинарность проблем непрерывного образования практически исключает возможность их полноценного решения средствами данной только педагогической науки. И в этом случае необходима интеграция усилий представителей разных наук. Но именно такая интеграция и лежит в основе прикладной, практико – ориентированной, технологической функции философии образования, которая при всей своей теоретико – методологической направленности не может игнорировать насущные запросы развивающейся практики.

         И заявленные стратегические идеи повышения эффективности образовательного процесса на основе его гуманизации, гуманитаризации, индивидуализации, дифференциации, демократизации и т.д. на всех этапах и во всех звеньях образование призвано воплотить в себе философско – образовательное знание. Эти категории могут быть с достаточной полнотой осмыслены лишь на междисциплинарном, интегративном уровне. Именно поэтому и необходим философский, системный подход к их анализу, характеристике и в конечном итоге к их синтезу.

         Основной причиной низкой результативности любых нововведений (в том числе и реформ) в сфере образования является недостаточная готовность принять, критически реализовать эти нововведения со стороны учителя, педагога – практика. В системе педагогического образования все еще преобладает прагматический подход к подготовке учителя, «натаскивание» его по различным учебным курсам, не объединенным, как правило, общей идеей подготовки творческой личности с широким, подлинно философским мироощущением и мировоззрением. Вряд ли такой подход к подготовке педагогов на всех уровнях сохранится  в будущем.

         Философия образования рассматривает наиболее общие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время «вечной» сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ресурсов социально – экономического и социокультурного, нравственного прогресса, с одной стороны. И, что еще важнее, в сфере удовлетворения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности – с другой.

         Такой дуальный характер философии образования с ориентацией, фокусированной всей системы добытых в этой области знаний как на решение глобальных общественно – государственных социальных и экономических проблем, так и на индивидуальные, дифференцированные образовательные запросы развивающейся личности, существенно сказывается на самом статусе философии образования, свидетельствует о принципиальной необходимости синтеза знаний об объектах философско – образовательного обоснования.

         Философско – образовательное обоснование должно быть распространено и на такие относительно новые (или, во всяком случае, заново осмысленные) явления в образовательной сфере, как, например, непрерывное образование, дистанционное образование, свободное воспитание, самообразование, адаптивное обучение и т.п.

         К сожалению, мы можем констатировать, что на сегодняшний день философия образования как интегративная наука, определяющая политику в сфере образования, дающая междисциплинарное знание о сущности объектов целенаправленного изучения и управления в данной сфере, об оптимальных путях достижения общественно и личностно необходимых целей образовательной деятельности, о перспективах развития системы образования в целом и отдельных ее звеньев, еще не выполняет своей исключительно важной, приоритетной социальной функции.

         Об этом свидетельствуют, прежде всего, глубинные противоречия в образовательно – педагогической сфере, которые не только уже длительный период не находят своего разрешения, но фактически даже не осознаются.

          Если подходить к философии образования как к науке, то строить всю систему логических построений можно только единственным способом, двигаясь от специфических характеристик рассматриваемого объекта и приходя к тем выводам, которые из этих характеристик вытекают.

         А сводя эту проблему к общефилософским рассуждениям об образовании, мы по сути, как отмечалось, сами себе перекрываем возможность ее исследовательской постановки и решения. Правда, нам в силу целого ряда исторических обстоятельств, трудно отказаться от такого рода рассуждений, но именно это от нас потребуется, если мы действительно стремимся к положительным и продуктивным изменениям в мире образования.

 

Литература:

         1. Дьюи Д. Школа и общество. -  М.: Просвещение. 1970. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.:Лабиринт. 1999

         2. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. – М. 1970.