Гаджиев Р.М.
соискатель
каф.
ист. гос.
и права
ЮФ.ДГУ
Нормативно-правовая культура
народов
Дагестан: истоки и сущность.
Адат как правовая система прочно утвердился в
Дагестане, попытка дагестанских имамов исключения адата из сферы общественной
жизни и замены его шариатом поддержки в массах не получила. За шариатом в
судопроизводстве осталось гражданско-правовая сфера, народ не воспринимал
доведенной до крайности жестокости шариатских уложений в области уголовного
права. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в условиях жизни
общества, оставлял простор для законодательной инициативы, источником которой
выступал прецедент; развивалось казуальное право.
Исследование обычного права народов Дагестана
позволяет сделать вывод о том, что в обычном праве находят четкое отражение понятия
умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления, учитываются
смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по правовой
системе Имамата, где имам Шамиль создал уникальную систему права и издал низами.
В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их
консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли
содержание, другие перестали существовать, а третьи возникли вновь.
Сборники показывают, что
не только у каждой народности, но и у каждого дагестанского села имелись свои
адаты, свои нормы и правила общежития. Это объяснялось особенностями и
спецификой их культурно-бытового уклада
и исторического развития. Однако при всей своей специфичности действующих у
них адатов, у горцев было немало общих традиций и черт, объясняющихся их
близким родством, сходными условия жизни и культурными многовековыми
взаимовлияниями, а также постоянным взаимодействием и сотрудничеством между
ними.
Определенный ряд адатно-правовых
норм возник непосредственно под влиянием шариата. Вместе с тем, говоря о развитии права, крайне важно отметить его
способность быстро меняться, гибко приспосабливаясь к новым условиям.
О постоянном развитии и изменении адатов свидетельствуют
также дошедшие до нас своды норм адата отдельных джамаатов. Существует
превратное мнение, будто эти нормативные тексты были созданы сразу и потом уже
не менялись. Еще в 80-е годы XX в. В.Г.Гаджиев совершенно верно отметил, что «дошедшие до нас в записях сборники адатов
состоят из разновременно возникших пластов ряда вставок и глосс, внесенных
сознательно и бессознательно многочисленными копиистами и другими лицами, в
руках которых находились данные памятники»[1].
В адатах часто встречаются статьи указывающих на
деятельность должностных лиц ,судей ,исполнителей, полицейских , есть
интересные моменты раскрывающих их
служебную деятельность .К примеру в сборнике адатов с.Гента встречаются "Наха
Рачарал" и "Цадах рачарал"-буквально пришедшие потом и пришедшие
вместе,они соглано адатам должны принимать ежемесячно присягу в день
пятницы до совершения второго намаза...»
«Приведение судей к присяге,
– пишет М.А. Агларов, – свидетельство
исключительного значения, которое придавалось судопроизводству»[2].
Высокими моральными качествами
должны были обладать и исполнители, назначаемые или выбираемые в помощь
сельским судьям и несшие полицейские функции. За оказание содействия виновному
в неуплате наложенного на него сельскими судьями штрафа исполнитель наказывался
«отвержением его всеми односельчанами и всем обществом»[3].
Формально в члены управления
и суда мог быть избран любой член общины, мужчина, достигший совершеннолетия. В
практике, на деле круг лиц, из которого избирались старейшины, был жестко
ограничен. В него не могли попасть не только представители
сословно-неполноценных слоев населения, но и члены бедных, немногочисленных
тухумов и, за редким исключением, главы или члены несостоятельных семей
свободного узденства.
1. При отказе от присяги,
на что обратил внимание Агларов М.А. в своей замечательной работе посвященной
сельской общине, предусмотрен штраф «… Если они будут уклоняться от присяги, то за ними за каждый месяц уклонения по две шали…» Далее еще
интереснее «…взимать штраф с
"Цадах рачарал" обязаны "Нах рачарал";,следовательно первых
ниже чем статус «Нах рачарал». Однако и тут предусмотрена процедура, т.е.
наказание за не исполнение своих обязательств но уже в отношении «Нах рачарал» «…Если они не требуют от "Цадах рачарал-
присягу, то зa "Нах рачарал" штраф.и при этом штраф с них взыскивают
главари селения.
2. Далее в адатах
отмечается деятельность "Цадах рачарал" которые в силу своих полномочий должны привлечь к присяге подозреваемых в
помощи уклоняющемуся. Если они отказались от присяги, то за ними две шали. Ну а если они не исполняют свои функции во
время то и тут для них предусмотрено наказание «...Если "Цадах
рачарал" отложили взимание штрафа, наложенного на кого-либо до истечения месяца",
го размер оставленного штрафа взимать с них самих…»
В адатах также предусмотрен процесс выхода из
состава Цадах рачарал,при нарушении которого
предусмотрены определенные санкции «…если один из троих т.е. из "Цадах рачарал" вышел (самовольно исключался) от остальных двоих, за ним
бык стоимостью в восемь овец…».
То что в джамаате
аппарат был и действовал четко можно
проследить и на примере деятельности "Цадах рачарал",которые по истечении
свих полномочий отчитывались и при этом
они должны были пройти седеющую процедуру «…согласились заставлять "Цадах
рачарал" присягнуть полной присягой в
большой день о том, что они справедливо проводили правосудие в минувшем году…»Согласно адатам присягу
будет принимать тот, на кого укажет кадий или муэдзин при отсутствии кадия.
Таким образом, нормы обычного права
до их всеобщего признания как адатов проходили долгое испытание жизнью и
своеобразную школу. Лишь потом на сходах, собраниях людей. Они приобретали
статус "адата".
“В своих общих
основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт, –
отмечал Ф.И. Леонтович, – тем не менее, каждая община доселе строго держится
своих домашних обычаев…”[4].
Действительно, в отдельных местностях Дагестана наряду с общими адатами целого
племени или общества существовали и “частные” адаты, имеющие свои особенности.
Так, Ф.И. Леонтович пишет: «У кавказских горцев, установилось чрезвычайное
разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждая община, аул, чуть ли
не каждый дом и семья, имеют свои особые адаты, живут по своим “домашним
обрядам”»[5].
Каждый джамаат имел собственный кодекс норм и правил общежития что и видно по
адатам ссУрада,Гента,Зиури,Лануб и.т.д..
Сведение статей не было механическим: в кодексах
«вольных» обществ нашли отражение нормы, одинаковые для всех сёл по уголовным,
имущественным и нравственным преступлениям, а также те, которые выражали
интересы союза, т.е. не могли быть содержанием кодекса отдельного джамаата.[6]
[1] См.: Гаджиев В.Г. Адаты
народов Северного Кавказа. «Отдельный оттиск». - Махачкала, 1985. - С.12.
[2] Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в
ХVII-начале ХIХ вв. М., – 1988. –С. 181.
[3]Гидатлинские адаты. Махачкала, 1957. С. 25.
[4] Леонтович Ф.И.
Указ.соч. – С.24-25.
[5] Там же. – С. 24.
[6] См.: Агларов М. А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в ХVII-начале ХIХ вв. М., – 1988. – С.165.