Психология и социология/6. Клиническая психология

 

Магистр психологии Зеленцова Т.В.

Инновационный Евразийский университет, Казахстан

ИСТОЧНИКИ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Активность человека как сложной живой системы регулируется на разных уровнях, которые взаимосвязаны между собой, к ним относятся - биологический, психологический, социальный. На каждом уровне, здоровье человека имеет свои особенности и специфические детерминанты. Уделим особое внимание анализу психологического здоровья.

Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетом психологической науки. Психология ХХ столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы, в то время как душевное здоровье реже становилось предметом основательного изучения. Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась как одно из направлений психологической науки – клинической психологии. Только в рамках гуманистической психологии (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) была раскрыта проблематика здоровой личности. «Мне кажется, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность», - писал А. Маслоу [1].

В конце 1970-х гг. ХХ века, в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. В истории философии отчетливо видны основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII-XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии – И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. Крайней формой данного выражения стали труды К. Маркса и Ф. Энгельса о приоритете общественного над индивидуальным, поглощение человеческой индивидуальности коллективным, развитие тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.

В истории психологии, в русле теории психологического здоровья преемственно рассматриваются несколько ориентаций. Первая - социоцентрическая (Э. Фромм, В. Франкл, Б. Братусь), в основе которой ученые ссылаются на то обстоятельство, что человек в отличие от животного не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществить родовую природу. Поэтому психологическое здоровье характеризуется как процесс восхождения человека к вершинам человеческой сущности.

Социоцентрической парадигме противостоит направление философии индивидуализма, авторами которой стали М. Штирнен, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Н.А. Бердяев, Х. Ортега – и Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, его совершенствование как личности, желания «быть самим собой». Но, замкнувшись на себе, персоноцентризм в реальной жизни предстает в форме самообожания, чувства одиночества, потерянности, отчаяния, проявляется в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности. З. Фрейд рассматривал психическое здоровье через изучение внутриличностных конфликтов, которые тревожат даже здоровых людей.

Следующая ориентация - персоноцентрическая (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу), исходит из того, что человеческой природе присущи позитивные силы (потребности самоактуализации), направляющие к здоровью и росту. Психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующей формированию психологического здоровья [2].

Возникли новые представления о психическом здоровье. Так, по мнению М. Джеход, в структуру входят такие компоненты, как положительное отношение к себе; оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности; психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность); личная автономия; реалистическое восприятие окружающих; умение адекватно воздействовать на других людей и др. [2].

Понятие "психическое здоровье индивида" широко используется в гуманистическом направлении психологи, в рамках которого была предложена новая концепция "позитивного психического здоровья". В работах К. Голдштайна, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др. Она базируется на истинно человеческом жизнеосуществлении. Так, видный представитель этого направления А. Маслоу, соглашаясь с К. Гольдштайном в своих последних работах «Психология бытия» и «Дальние пределы человеческой психики» отмечает, что «патологические нарушения психического здоровья – неврозы и психозы, есть следствие ошибочного, неверного развития личности. Психически здоровые индивидуумы – это люди зрелые, с высокой степенью самоактуализации, имеющие реальные жизненные достижения и развившие свои личностные возможности [3]. По его мнению, показателями психического здоровья являются полнота, богатство развития личности, ее потенций и стремление к гуманистическим ценностям – наличие и развитие таких качеств как принятие других, автономность, спонтанность, интенциональность, альтруизм, креативность и др. Близкие идеи развиваются в «метапсихологии» (Д. Андреева), логотерапии (В. Франкл), социальной логотерапии (С.И. Григорьев и др.)

Психическое здоровье детерминируется особенностями баланса, гармонии жизненных сил человека (в показателях индивидуальной и социальной субъектности) и своеобразия жизненного пространства. Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор и др. По этому поводу В. Франкл писал, что если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир [4].

Психологическая антропология как психологическое учение о человеке изучает образы реальности, которые известны под терминами «душа», «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный дух». Обозначение этой реальности – субъективность. Психика – это более гибкое понятие, фиксирующее способ взаимодействия живых существ с миром. Психика является общим свойством человека и животных. Субъективность выражает сущность внутреннего мира и родовую специфику человека, отличает его способ жизни от всякого другого [5].

В советской психологии (А.Н. Леонтьев) развивает положение о том, что личностные смыслы – это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают "смысловое поле" для становления и проявления субъектности [6]. Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности – в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.

Развивая это положение, Е.Р. Калитеевская и В.И. Ильичева пишут о том, что психическое здоровье – это мера способности человека трансцендентировать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире [6].

Религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека – телесной, душевной, духовной – является основание для построения образов субъективной реальности, представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности [7].

Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оживление, одушевление, персонализацию, индивидуализацию, универсализацию. Принцип развития – это динамическое преобразование систем связей и отношений в процессе социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособление человека от общества). В антропологическом подходе человек представлен целостно и основу его психологического здоровья составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе (ориентировочные возрастные нормы психического здоровья). Индивидуальная норма, по замечанию Г.А. Цукерман и В.И. Слободчикова, есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития [8].

При содержательном раскрытии категории психологического здоровья можно использовать определение «человечность», данное А. Маслоу. «Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных для большинства условиях, и являются предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя своих собственных сил и способностей» [9].

Соответственно, психологическое здоровье – это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т.е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человеческого индивида [5].

На основе саморазвития, совершенствования самобытия и возникает человечность индивида – существенная характеристика психологического здоровья. Она выражается в жизнестойкости, основанной на любви к жизни и воле к ее совершенству во всех областях. «Жизнь и дух, - писал К. Юнг, - представляют собой две силы или необходимости, между которыми находиться человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» [10]. Субъектность, как одно из качеств психического здоровья, определяет путь нормального развития как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности – отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.

 

Литература:

1.     Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб., Евразия.- 1999.- С.255

2.     Васильева О.С. Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки.- М.: Академия,2001.- С.32-36

3.     Маслоу А. Психология бытия.- М.: Рефл-Бук, 1997.- С.54

4.     Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- С.28

5.     Шувалов А.В. Гуманитарно – антропологические основы теории психологического здоровья// Вопросы психологии.-2004.- №6.- С.18-33

6.     Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/ Под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 1997.- С.40-45; 67-91

7.     Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека.- М.: Школьная пресса, 2000.- С.165-168

8.     Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди// Семья и школа.- 1990.- №2.- С.33-36.

9.     Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Евразия, 1997.- С.122

10. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, 1993.- С.292

 

 

Регистрационная форма участника

V международной научно – практической конференции

«Новейшие научные достижения – 2009»

 

Название направления: Психология и социология

Фамилия: Зеленцова

Имя: Татьяна

Отчество: Викторовна

Ученая степень, звание: магистр  психологии

Организация: Инновационный евразийский университет

Страна, город: Казахстан, г. Павлодар

Должность: преподаватель кафедры «Психология» ИнЕУ

Служебный адрес: ул. М. Горького 102/4, кафедра «Психология» каб. 401

Телефон/факс: 45-22-11

Название доклада: Источники подходов к проблеме психологического здоровья

Количество заказываемых сборников материалов конференции: 1 экземпляр