К.с-х.н. Сокольская О.Б.
Саратовский государственный университет им.Н.И.Вавилова
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ
АРХИТЕКТУРЫ ПО КОМПОЗИЦИОННЫМ ПРИЕМАМ В ПОВОЛЖЬЕ
Объекты садово-паркового
строительства Поволжья при выявлении и обследовании разделились на типы:
·
дворцово-парковые
ансамбли (например, в с. Зубриловке, с. Беково, с. Куракино);
·
барские
усадьбы (например, в с. Царевщине, с. Падах, с. Полчаниновке);
·
общественные
сады (например, в г. Аткарске, г. Саратове, г. Вольске);
·
скверы
(например, в г. Саратове, г. Камышине, г. Царицыне);
·
бульвары
и улицы (например, в г. Саратове: Астраханский тракт и Камышинская улица).
Анализ выше перечисленных объектов
Поволжья, в частности юго-западной части Приволжской возвышенности
определил композиционный прием при
организации парковых пространств, который заключается в следующем:
·
основным,
пространственно организующим элементом являлась композиционная ось, визуально
объединяющая здание, усадьбу с водоемом. Часто главное здание усадьбы
размещалось асимметрично планировочной оси;
·
ось
главной аллеи частично подчеркивалась однопородной посадкой деревьев (как
правило, с одной стороны аллеи хвойные, с другой – лиственные) и большой
клумбой напротив главного фасада;
·
доминирующими
центрами паркового пространства были здание усадьбы и водоем;
·
организация
движения осуществлялась по трем схемам: вдоль оси и параллельно ей, или вокруг водоемов (если это речка,
то проход через мостики), или организовывалась кольцевая дорожно-тропиночная
сеть, пересекающаяся многократно с осью и линейным, серпантинным водоемом;
·
разнообразию
зрительных впечатлений служили разнонаправленные перспективы, сопутствующие
движению вдоль главной оси и подчиняющихся главной перспективе парка;
·
устройство
водоемов предполагало:
а - расположение водоема перпендикулярно главной оси парка, определило
его фронтальное примыкание к парковому пространству. (Рис.1.) В построении пейзажей участвовали: перспективы вдоль
главной композиционной оси, сопутствующие короткие перспективы, панорамы
ближнего вида берегового пространства;
б - расположение водоема вдоль главной композиционной оси парка
обеспечивало примыкание к парковому пространству минимально с трех
(рис.2). В построении пейзажей
участвовали: перспективы вдоль композиционных осей, панорамы ближнего и
дальнего видов; различаются два вида композиции: компактная и
линейно-динамическая. В компактных композициях разделение пространства
происходит при помощи создания микрозон со своими центрами (например, Марфинский
парк в Аткарском районе) (рис.3); в линейно-динамических
композициях для разделения пространства организовывалась система
ложно-замкнутых микрозон (например, в усадьбе Шахматовых в с. Губаревка) (рис.4);
·
для
зрительного усиления глубины пространства применяется прием «ложной
перспективы» (уменьшения пространственного ритма, сужение аллей и т.п.);
·
основными приемами посадок являются: прием компактного
включения групп плодовых деревьев в декоративный парк (при том фокусом пространства
служили плодовые насаждения); прием фрагментарности, т.е. картины плодового
сада, воспринимаются из декоративного парка.
|
|
|||||||
Рис. 1. Расположение водоёма перпендикулярно главной оси
парка определило его фронтальное примыкание к парковому пространству |
||||||||
|
|
|||||||
Рис. 2. Расположение водоема вдоль главной композиционной оси парка
обеспечивало примыкание к парковому пространству
минимально с трех сторон и давало возможность
устройства большого количества видовых точек |
Рис. 3. Компактная композиция
(с.Марфино, Аткарского района, Саратовской
области)
|
|||||||
|
||||||||
Рис. 4. Линейно-динамическая композиция (с.Губаревка,
Татищевского района Саратовской области)
|
||||||||