Ляхович Л.В.
Белорусский государственный университет культуры и
искусств, г. Минск
Европейский абсолютизм: проблемное поле историографии
Проблема абсолютизма занимает
одно из центральных мест в изучении социально-экономических, политических,
культурологических и иных аспектов
европейской истории Нового времени. Данное обстоятельство совершенно не
случайно – появление европейского абсолютизма датируется границей XV – XVI века, а его
уход с исторической арены – началом XX века (в частности,
уничтожением монархий в России, Германии и Австро-Венгрии). Таким образом,
абсолютистское государство, возникнув вместе с периодом Новой истории, будучи теснейшим образом
связанным со всем ходом исторического процесса, прекращает свое существование
вместе с эпохой Нового времени.
Определение абсолютизма, несмотря на
некоторые уточнения, традиционно в справочной, учебной и научной литературе.
Как один из примеров можно привести следующую трактовку этого понятия. Так,
абсолютизм характеризуется как политический режим централизованных монархий
Нового времени, в соответствии с которым власть должна быть полностью
сосредоточена в руках верховного правителя. При этом отмечается, что само
понятие «неограниченности» условно, т.к. недостаточное количество
квалифицированных чиновников, растянутость коммуникаций, амбиции аристократии и
церкви и многие другие факторы делают невозможным установление тотального
контроля и централизации. Абсолютизм сменил в Европе сословно-представительную
монархию, а в Азии развился из других государственных форм. При этом монарх
рассматривается как единственный
источник закона, власть его не ограничивается ни обычаем, ни каким-либо
органом власти; монарх распоряжается казной, устанавливает налоги, имеет в
своем распоряжении профессиональную армию и разветвленный аппарат чиновников с
жестко регламентированными функциями, что ведет к унификации управления.
Абсолютистское государство активно вмешивалось в экономику, усиливало ее
милитаризацию, защищало национальное производство в соответствии с принципами меркантилизма,
в то время как непререкаемый авторитет высшей власти поддерживался
идеологически [1]. Справедливо отмечается также, что вопрос о социальной базе
абсолютизма остается дискуссионным; при этом нужно отметить различную трактовку
этой проблемы как в российской, так и в
зарубежной историографии.
Так, в дореволюционной российской
историографии возникновение абсолютизма признается целиком закономерным в
период разрушения хозяйственной автономии феодального общества, перехода к
товарно-денежным отношениям и новой организации экономики. Для этого необходимо
объединить страну, устранив остатки феодальной раздробленности и амбиции
крупных феодалов на местах. Поэтому нужна была власть, облеченная большими
полномочиями, независимая от сословного представительства, а опорой этой власти
мог быть только торговый и промышленный класс (т.е., буржуазия). Впоследствии
абсолютистская власть сочетала в своей политической практике интересы как
буржуазии, так и феодалов-землевладельцев, опираясь на поддержку духовенства [2].
Таким образом, основной акцент ставился на интересы укреплявшегося класса
буржуазии, что найдет затем свое развитие в концепции торгового капитала как
двигателя исторического развития в работах одного из крупнейших российских
историков первой трети ХХ в. М.Н Покровского (1868-1932).
После Октябрьской революции, в связи с
известной ситуацией в общественных науках, в советской историографией
возобладала концепция абсолютизма как арбитра в условиях «равновесия» сил буржуазии
и дворянства, в соответствии с марксистской методологией. При этом практически не
делалось различий в трактовке абсолютизма разных стран, абсолютизм
рассматривался как полицейское государство, призванное, с одной стороны,
подавлять народные массы, а с другой – делать буржуазию политически бессильной
и отвлекать ее от революции [3].
Чтобы преодолеть такое несомненное
упрощение, понадобилась дискуссия советских историков – сторонников и
противников «равновесия», проходившая в 60-х-70-х гг. на страницах журналов
«История СССР» и «Вопросы истории». В дискуссии приняли участие такие
известнейшие советские специалисты, как С.М. Троицкий, А.А. Преображенский,
С.А. Покровский, А.Я. Аврех, М.П. Павлова-Сильванская, А.Н. Чистозвонов, А.М.
Сахаров, И.А. Федосов,и др. Огромный вклад в разработку проблем абсолютизма в
послевоенной советской историографии
внесли Б.Ф. Поршнев, С.Л. Сказкин, А.Д. Люблинская, В.Н. Малов, П.П.
Черкасов и др. Рассмотрение работ названных историков может служить предметом
отдельного историографического анализа. Период советской послевоенной историографии,
несмотря на марксистские рамки, дал позитивные результаты. Во-первых, потеряла
свою силу концепция «равновесия», абсолютизм стал рассматриваться в теснейшей
связи с условиями конкретных государств (особенно рельефно это было показано во
время дискуссии 60-х -70-х гг. на
примере российского абсолютизма); во-вторых, большое внимание стало удаляться
аспектам внутренней политики, при этом как образец рассматривался французский
(классический) вариант абсолютизма. Поэтому совершенно не случайно, уже в
постсоветское время, была дана типология социально-экономического развития
европейских регионов, а также выделены и разновидности абсолютизма, -
французского, прусского, испанского, шведского, российского и др. [4].
В данный момент абсолютизм
рассматривается как результат взаимовлияния множества факторов –
социально-экономических, внутри- и внешнеполитических, культурных,
психологических во всем разнообразии специфики европейских стран. Огромное
внимание уделяется роли субъективного
фактора и в соответствии с этим анализу личностей монархов. Новой является и
проблематика разработки идеологического обоснования власти, ее ритуалов и
социальной презентации [5].
В зарубежной историографии, особенно
французской, проблеме абсолютизма уделяется значительное внимание, т.к. Франция
традиционно считается страной образцового, классического абсолютизма.
Показательно и то, что историки разных поколений школы «Анналов» - Ф. Бродель,
П. Шоню, Э Ле Руа Дадюри и др., делающие акцент на изучении обеспеченности ресурсами, производства, торговли,
демографических изменений, т.е. всего того, что именуется «материальной
жизнью», ни в коей мере не оставляют абсолютизм на периферии своего внимания.
Разумеется, первичными в данном контексте выступают экономические изменения,
но, например, П. Шоню формулирует типологию европейских регионов [6, с 339-340],
что, учитывая время появления работы на французском языке (
Значительным вкладом в изучение
французского абсолютизма является работа Э. Ле Руа Ладюри « История Франции.
Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460-1610»,
являющаяся частью более масштабного рассмотрения французского абсолютизма до
Великой французской революции. Автор, в соответствии с традициями школы «Анналов», уделяет огромное внимание
«материальным « и демографическим факторам, но не только, - в его поле зрения
теоретическое правовое обоснование королевской власти, анализ ее сакральной
символики, а также акцентирование внимания на неписаном договоре монарха со
своими подданными о взаимных обязательствах. Сама же классическая монархия
включена в период между 1450 и 1789 годами, что соответствует «удлиненному во
времени» Старому порядку [7, с. 5-42]. Анализируя социальные, экономические,
религиозные, психологические, культурные и иные факторы, уделяя внимание
личностным характеристикам властной элиты, автор показывает не только механизм
формирования абсолютизма и гибкость государственной власти, но и указывает на
его особенности в сравнении с монархиями других стран. Так, правление Генриха IV названо
«открытым» протоабсолютизмом [7, с. 284], а период 1610-
Однако было бы явным упрощением
игнорировать точку зрения английских
историков. Так, Н. Дэвис в «Истории Европы» отмечает следующее:
«Абсолютизм в особенности нужно рассматривать с осторожностью. Это нечто
меньшее, чем цари и султаны, не имевшие никаких институциональных преград в
своей власти. Но абсолютизм и больше, чем просто дух авторитаризма… Несомненно,
корни абсолютизма следует искать в позднем феодальном периоде, когда
укреплявшиеся монархии боролись с вековыми привилегиями провинций и дворянства,
а также – и католическом мире, где католическая церковь не подчинялась прямому
политическому контролю… Абсолютизм невозможен ни в условиях протестантизма, ни
в условиях православия…В Британии, Пруссии, Польско-Литовском государстве и в
России абсолютизма не было никогда по весьма различным причинам» [8]. Автор
акцентирует внимание на идеологических и политических аспектах абсолютизма, при
этом за «точку отсчета» берется французская абсолютная монархия.
Однако проблематика абсолютизма далеко
не исчерпывается высказанными тезисами, несомненно, заслуживающими внимания. В
Сказанного выше достаточно, чтобы
понять, насколько сложна и неоднозначна проблематика европейского абсолютизма,
что бы ни подразумевалось под этим
термином. Соответственно, огромные
перспективы открываются перед историками – исследователями Нового
времени; в равной степени важен и актуален и историографический анализ феномена
абсолютизма.
Литература:
1 Марасинова,
Е.И. Абсолютизм / Е.И. Марасинова // Новая российская энциклопедия / гл. ред.
А.Д. Некипелов. Т.2. – М.: «Энциклопедия», «Инфра-М», 2005. – С. 26-27.
2 Дживилеговъ,
А. Абсолютизмъ / А. Дживилеговъ //Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат
/ под. ред. проф. Ю.С. Гамбарова [и др.]. – Т.1. М.: Редакция и экспедиция
«Русского библиографического института Гранат», Б.г. – С. 64-73.
3 Абсолютизм //
БСЭ. – 2-е изд. – М.: 1949. – Т. 1 . – С. 31-33.
4 История Европы
с древнейших времен до наших дней: В 8 т. Т.4. Европа нового времени (XVII – XVIII вв.) / Е.Б.
Черняк, М.А. Барг, В.Н. Малов и др.; Редкол.: М.А. Барг (отв. ред.) – М.: Наука, 1994. – 508 с.
5 Королевский двор в политической культуре
средневековой Европы: Теория. Символы. Церемониал /Отв. ред. Н.А. Хачатурян:
Московский государственный университет; Ин-т всеобщей истории. – М.: Наука,
2004. – 540 c. См. также: Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти
/ Отв. ред. Н.А.Хачатурян; Ин-т всеобщ. Истории РАН; МГУ им. М.В.Ломоносова. –
М.: Наука, 2006. – 484 с.
6 Шоню, П.
Цивилизация классической Европы / Пьер Шоню; Пер. с франц. и послесл. В.
Бабинцева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 608 с.
7 Ле Руа Ладюри,
Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460-1610
/Эмманюэль Ле Руа Ладюри; Пер. с фр. Е.Н. Корендясова и В.А. Павлова. – М.:
Междунар. отношения, 2004. – 416 с.
8 Дэвис, Н.
История Европы / Н. Дэвис; Пер с англ. Т.Б. Менской. – М.: ООО «Издательство
АСТ»,: ООО «Транзиткнига», 2004. – С.425-426.
9 Хеншелл,
Николас. Миф абсолютизма: Перемены и преемственность в развитии
западноевропейской монархии раннего Нового времени / Пер. с англ. А.А.
Паламарчук при участии Л.Л. Царук, Ю.А. Махалова; отв. ред. С.Е. Федоров. –
Спб.: Алатейя, 2003. – С. 240.
Заявка на участие в конференции:
Автор: Ляхович Лариса Владимировна, канд. ист. наук,
доцент кафедры истории Беларуси и музееведения Белорусского государственного
университета культуры и искусств.
Адрес служебный: г. Минск, ул.
Рабкоровская, 17.тел.: 222-83-07
(деканат)
Адрес домашний: г. Минск, ул.
Плеханова, д. 48, кв. 279; тел.: 291-98-53 (дом.); 674-19-40 (моб.)