Васильев Д.А.
соискатель ученой степени кандидата искусствоведения БГАМ (Белорусской
Государственной Академии музыки)
Применение
компьютерных программ
в сравнительном анализе
исполнительских интерпретаций
музыкальных
произведений
Широкое распространение компьютерной
техники и появление многочисленных компьютерных программ, рассчитанных, в том
числе для работы со звуком, подталкивают
к поиску новых сфер применения соответствующих технологий.
Одной из таких сфер может
быть музыкально-исследовательская практика, в которой все большее место
занимают работы посвященные анализу исполнительских интерпретаций. Основным же
методом подобных исследований является сравнительный анализ, в процессе которого
выявляются индивидуальные особенности трактовок музыкальных произведений.
Однако проведение
сравнительного анализа невозможно без звуковоспроизводящей аппаратуры
(магнитофона, CD- проигрывателя и т.п.). Но использование такой аппаратуры, в уже упомянутых
целях, вызывает множество затруднений чисто технического порядка.
Между тем, т.н. звуковые
редакторы, например, такие как Cool Edit, Wave lab или в нашем случае – Sound Forge, специально рассчитаны для работы с
музыкальным материалом. К тому же заложенные в этих программа возможности
делают их весьма удобным средством именно для сравнительного анализа.
В частности, укажем на
ряд преимуществ, которые предоставляют такие программы.
Во-первых – это
возможность работы с двумя, тремя и более звуковыми файлами одновременно, что
крайне удобно именно для сравнительного анализа. При этом разнообразие функций
управление позволяют быстро находить необходимый фрагмент, и моментально
сопоставлять его с таким же на других файлах.
Во-вторых – многочисленные
дополнительные функции управления позволяют непосредственно оперировать музыкальным
материалом. Например, функция - Loop Playback (зациклить воспроизведение) дает
возможность проигрывать «по кругу» выделенный фрагмент. С помощью этой функции
удобно не только многократно прослушать отдельный эпизод, но и точно измерить
посредством метронома (механического или электронного) его метроритмическую
величину.
В третьих – выведенное на
панель управление Selection Left (время звучания) отражает время позвучавшего
музыкального эпизода до тысячной доли секунды. Причем, можно измерить время
звучания музыкального фрагмента, находящегося в любом месте звукового файла.
Выявленные таким образом временные характеристики отдельных музыкальных фраз
предложений, периодов и, в целом, частей музыкального произведения, позволяют
сопоставить их с такими же характеристиками, выявленными в других
интерпретациях. При этом сравнение полученных данных может быть основанием для
объективно достоверных выводов.
В четвертых – получение
визуального изображения, в виде графика, позволяет наглядно продемонстрировать
особенности изучаемого материала.
Таким образом, можно
констатировать, что компьютерные программы действительно могут использоваться как
эффективное вспомогательное средство для проведения сравнительного анализа
исполнительских интерпретаций. Применение этих программ, с нашей точки зрения,
не только вполне оправданно, но и необходимо, поскольку отражает основную
тенденцию развития науки в XXI веке – информатизация всех ее сфер и областей.
Литература
1. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных
произведений (на основе анализа выдающихся пианистов XX века): Учебное пособие
по курсу «История фортепианного искусства» / Гос.
муз. – пед. ин-т им. Гнесиных. – М., 1974. – 92 с., нот, ил.
2. Левин А.Ш. Самоучитель компьютерной
графики и звука. – СПб.: Питер, 2003, –575 с., ил.
3. Сахалтуева О., Назайкинский
Е. О взаимодействии выразительных средств в музыкальном исполнении (На примере
анализа пьесы Р.Шумана «Грезы») / Музыкальное искусство и наука. Сб. статей.
Ред. сост. Е.В.Назайкинский. Вып. 1. – М.: Музыка,
1970. – С.59-94.
3.