Быкасова Л.В.
Таганрогский государственный
педагогический институт
Учет акмеологических условий в
формировании
рефлексивной
компетенции учителя
Стремление России вступить
в Европейский Союз и его политические структуры инициировало «вхождение» в Европу в области образования (Болонский
процесс). Это приведет к естественному
международному сближению как в экономике, так и в политике; будет способствовать обеспечению конвертируемости российских дипломов
за рубежом; расширит возможности академической
мобильности для наших студентов и преподавателей;
позволит приобщиться к лучшим научным школам
мира. Включенность российского образования в общеевропейские структуры
будет способствовать повышению его собственной эффективности, укреплению позиций
России на мировом рынке образовательных
услуг.
Одной
из ключевых позиций в создании Зоны европейского высшего образования
является введение двухступенчатого обучения (Сорбоннская
декларация от
Предметом
рассмотрения нашей статьи является особенность подготовки немецких учителей, а
именно формирование рефлективной компетенции в процессе обучения в вузе и
последипломном образовании. Рефлексия имеет множество дефиниций. В
психолого-педагогической литературе при рассмотрении
процесса формирования и развития профессионализма используется
понятие компетентность, которое
связано с определенным видом профессиональной
деятельности и означает «осведомленность,
авторитетность в какой-либо области».
Термин «компетентность» употребляется обычно применительно к лицам определенного
социально-профессионального статуса и характеризует меру
соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности
выполняемых ими задач и решаемых проблем.
В
Рефлексивная компетентность
– это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее
эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию
рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и
саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной
деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности. Это
определение указывает на прямую связь рефлексивной компетентности с
достижениями высших результатов в личностном и профессиональном
развитии, т.е. на ее акмеологический характер.
Наиболее эффективное развитие
рефлексивной компетентности достигается при
использовании рефлексивных методик обучения и создании акмеологических условий, а именно: наличие
одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым
профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при
организации коллективной деятельности, организация рефлексивной среды. Кроме этого, требуется личностная включенность участников
рефлексивных практикумов в процесс мышления
и деятельности, что существенно повышает
эффективность обучения. В результате достигается развитие навыков постановки и решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение личностного опыта – того, что способствует достижению высоких результатов в деятельности. Акмеологическое значение рефлексивной компетентности состоит в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяет формировать собственные ценности и принципы, определять стратегию собственного развития, побуждает
к постоянному саморазвитию и творческому отношению
к профессиональной деятельности.
Рефлексивная компетентность – акмеологический феномен, способствующий достижению наивысших результатов в
деятельности, и может быть квалифицирована как метакомпетентность.
Образование немецких студентов
представляет собой теорию образования, в которой речь идет о ключевых проблемах
нашего времени и их выражении в искусстве. Высшая
художественная школа предлагает студентам широкий выбор техник: от
традиционных до новых технологий и медиа; широкое научное
предложение: право защиты кандидатских и докторских диссертаций. В большинстве
вузов художественного профиля история искусств, дидактика, музейная педагогика,
художественная практика представляют одно «учебное поле». В высших
художественных школах проводятся вводные, проектно-ориентированные
мероприятия интегрированного характера, на которых профессора рассматривают
художественно-научные и предметно-дидактические вопросы. В предметах, изучаемых
студентами по выбору, логически связаны теория и практика (фото, фильм, видео,
дизайн, архитектура). В университете г. Дортмунда создан Институт искусства и
дидактики, который занимается не только интеграцией предметов, но и
координирует все этапы работы на семинарах и проектах. Высшая
художественно-научная школа университета г. Фленсбурга,
разрабатывающая семинары по художественному образованию и дидактике, более
детально подходит к вопросу интеграции предметов. Примером может служить
университет г. Франкфурт-на-Майне (Институт художественной педагогики), в
котором интеграция предметов в учебный процесс регулируется самими студентами.
Процесс интеграции касается также деятельности преподавателей, поэтому в высшей
педагогической школе г. Хейдельберга к данному
явлению относятся очень серьезно. Преподаватели разрабатывают содержание
обучения с учетом своеобразия, структуры и хода учебного процесса. Активно
проходит обмен образовательными концепциями (университет Лейпцига, Институт
художественной педагогики). Заслуживает внимания, на наш взгляд, деятельность
университета в г. Кассель, где обучение происходит на
трех уровнях:
1/ эстетическая практика
в ателье, мастерских, дидактика;
2/ художественный
опыт/научная или методическая рефлексия;
3/ обучение у свободных
художников на художественных площадках. При этом обучение проходит совместно
для свободных художников и учителей «искусства».
Наибольшее внимание в
образовании будущих художественных педагогов Германии определяется с учетом их
индивидуальных пожеланий. Основное количество студентов ориентировано на
получение квалификации учитель для начальной, основной, реальной,
профессиональной, интегрированной школ и гимназий, для работы в институтах
повышения квалификации учителей «искусства», для работы в качестве экспертов
при художественных академиях, художественных педагогов в молодежных
художественных школах.
Проблема
последипломного образования и постоянного повышения квалификации немецких учителей
«искусства», проходящая на региональном и межрегиональном уровне, приобретает в
настоящее время новый смысл. В Германии существует государственная система
непрерывного образования учительских кадров. В этой системе существует общее, что является
типичным для всех федеральных земель, и отличное, что характеризует каждую
землю как самостоятельную единицу. Система непрерывного образования учителей
важна по нескольким причинам: Германия – высоко развитая страна, стремящаяся сохранить
ведущие позиции в экономике, науке и образовании. В связи с этим возникает
настоятельная необходимость в постоянном повышении квалификации преподавателей,
готовящих специалистов для всех отраслей знаний. Отметим общие черты в системе
повышения квалификации немецких учителей «искусства». 1. Система повышения
квалификации является гибкой, предоставляющей учителям максимум удобств в
организации их рабочего и свободного времени: это различные варианты подготовки
по выбору, повышение квалификации по типу неполного рабочего дня и другие. 2. Повышение квалификации – систематическое и
проходит, как правило, в централизованном порядке. На
региональном уровне повышение квалификации происходит в художественных академиях
федеральных земель на специальных кафедрах или в институте повышения
квалификации учителей «искусства» (Fortbildungsveranstaltungen:
Lehrerfortbildungsinstitute, Akademien usw.). 3. Учителя «искусства» имеют возможность
посещать курсы повышения квалификации с отрывом от производства, которые
проводятся профессиональными художниками под патронажем высшей школы.
Цель
работы институтов повышения квалификации – содействие развитию условий для
формирования системы непрерывного художественно-педагогического образования. Их
деятельность направлена на создание единого художественно-образовательного
пространства Германии на основе разработки концепции непрерывного
общекультурного и художественно-профессионального развития педагога,
государственной стратегии и программы перспективного развития
художественно-педагогического образования в стране. В своей деятельности институты
повышения квалификации объединяют научно-исследовательские, учебно-методические,
организационно-педагогические, координационно-управленческие и издательские
функции.
Для немецкой педагогики
характерна традиция: неразрывность науки и образования, что позволяет постоянно
расширять рефлексивную компетенцию будущих учителей.