Хасанов Р.Ф.,
Бирская государственная
социально-педагогическая академия,
БАШКИРСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
(вопросы типологии)
В ситуации подведения итогов
«литературного столетия» перспективной сферой литературоведческого анализа
становится изучение не единичного, а типологически повторяющегося,
характерного, что и определяет самодвижение национальной литературы. Башкирская
историческая романистика конца ХХ столетия, вобравшая многолетний опыт
предшествующей литературы, представляет интерес в плане типологической
характеристики, что позволяет уяснить основные тенденции ее развития,
определить место и роль в современном историко-литературном процессе, выявить
самобытность того или иного автора.
Исходной основой типологической
близости литературных произведений является сходство отображаемых ими жизненных
процессов, что обнаруживается, в первую очередь, на проблемно-тематическом
уровне.
Современные башкирские романы образуют
следующие тематические циклы: а) романы, посвященные древнему (домонгольскому)
периоду жизни башкир («Кюнгак», «В ожидании конца света» Булата Рафикова); б)
романы о жизни башкирского народа в период монгольского нашествия («Кожаная
шкатулка», «Плач домбры», «Мелодия степи» Ахияра Хакимова, «Тафтиляу» Галима
Хисамова); в) романы, повествующие о башкирских восстаниях и
их предводителях («Кровавый пятьдесят пятый» Гайсы Хусаинова, «Карасакал»
Булата Рафикова, «Притяжение свободы» (²Там лежат останки
батыра²)
Нугумана Мусина, «Салават» Яныбая Хамматова); г) романы, посвященные событиям и
лицам начала ХХ века («Нет спасения от бури» А. Хакимова, «От росы пригибается
ковыль» Рамазана Уметбаева, «Кровавая земля» Г.Хисамова, «Кречет мятежный»
Роберта Баимова); д) историко-биографические романы («Сырдарья», «У
истоков Агидели» Яныбая Хамматова).
Оперируя такими категориями, как
«типология вымысла», «типология героя», внутри каждой тематической группы
произведений можно обнаружить определенные типологические связи, сходства,
затрагивающие их жанрово-стилевые, сюжетно-композиционные особенности, систему
образов и т.п.
В первой и отчасти во второй группе
романов мы имеем дело с художественным вымыслом, соотносящимся с
действительностью, но не тождественным и не адекватным ей. Их можно определить
как художественные версии древнего периода жизни башкирских племен. Здесь
проявляется тенденция, характерная в целом исторической романистике, вызванная
объективными факторами и обусловившая ряд ее типологических черт. Суть ее
состоит в том, что чем отдаленнее от автора предмет изображения по времени, тем
заметнее ослабление документальной основы произведений, возрастание роли
вымысла, предположений, догадок, версий, гипотез. Не случайно эти романы
активно используют сюжеты, мотивы и поэтические средства устного народного
творчества – эпических сказаний, кубаиров. Отсюда героизация, идеализация
личностей основных действующих лиц, возвышенная, патетическая интонация,
наличие элементов романтического стиля. Все это позволяет условно
классифицировать эти романы как героико-романтические.
Третья группа произведений построена
на синтезе двух начал: достоверного, документально подтвержденного и
художественно-вымышленного. Частная биография, доведенная до обобщения,
художественного осмысления, воссозданная на широком историческом фоне, придает
повествованиям черты социально-психологического, социально-бытового,
философского, публицистического, военного романов. Типологическая близость
романов проявляется как на уровне проблемно-тематическом, так и структурном.
Сочетание личного и общественного в изображении героя, внимание к «звездным
часам» в его жизни, судьбе, активное использование в композиции субъективного
повествования, приема ретроспекции, различных форм психологизма, наличие в
структуре произведений архетипических сюжетов, опора на поэтику фольклора – все
это является их общим местом. Система образов, авторская концепция личности
исторического деятеля, принципы художественного отображения явлений истории
позволяют определить романы Я.Хамматова, Г.Хусаинова, Б.Рафикова, Н.Мусина как героико-реалистические.
Четвертая группа произведений отличается
от предыдущих тем, что в них предпринята попытка нетрадиционного осмысления
событий и лиц революционного и послереволюционного периодов, что обусловлено особенностями
перестроечного времени. Роман «Кречет мятежный», близкий по тематике к этой
группе произведений по сюжетно-композиционным, жанрово-стилевым особенностям, характеризуется как
исторический роман с ярко выраженным документальным началом, в котором
документ, факт являются структурными элементами сюжета и композиции.
Историко-биографические романы (пятая
группа) примечательны в плане создания национального характера на основе
жизнедеятельности известных в республике деятелей культуры, искусства, литературы
и т.п.
В целом башкирская историческая
романистика развивается в общем русле
многонациональной литературы. Ее своеобразие обусловлено, прежде всего,
национальной тематикой и проблематикой. В плане поэтического содержания она
активно прибегает к традиционным приемам, способам воссоздания исторического
прошлого, характерным историческим
романам писателей других народов.