Пернебаева Г.Б., Садыкова М.Б.
Южно-Казахстанский государственный
университет им.М.Ауезова, Казахстан
Педагогические условия по
формированию духовно-нравственной культуры подростков средствами казахской
народной педагогики в совместной работы
школы и семьи
Каждый человек, независимо от профессии и социально – экономического
положения, принадлежит волей неволей, включается в педагогическую деятельность. Даже
влияние на коллег имеет воспитательное значение. Поэтому каждый должен быть
готов к тому, чтобы не допускать воспитательных ошибок. Ошибки детей – это результат воспитания
родителей, учителей и окружающих их взрослых. Если мы сознательно не примем того,
что в ошибках детей виновны окружающие его воспитатели, то нельзя ждать
положительных результатов в воспитании человеческих ценностей.
В настоящее время,
анализируя научно-теоретическую литературу, касающуюся духовно-нравственного
воспитания; материалы по проведению опытов среди родителей и учителей, мы
пришли к выводу, что в воспитании духовно-нравственных качеств у подростков
решающую роль играют учителя-воспитатели.
Поэтому, чтобы
воспитание было целеустремлённым и содержательным, нужно создать в первую
очередь в школе благоприятную педагогическую атмосферу.
Мы убедились в этом в
ходе проведённого эксперимента. А благоприятная педагогическая атмосфера – это
педагогическое условие, которое влияет на привлечение учащихся к хорошим
мыслям, положительным чертам характера и полезным действиям. Педагогические
условия духовно-нравственного воспитания учащихся охватывают духовное богатство
и социальное положение.
Это можно назвать
благоприятными условиями для развития у каждого учащегося его способностей,
влияющими на его умственное развитие в школе и семье. Если создаваемые ему
условия приятные, то и влияние на учащегося полезное и если неприятные, то
может возникнуть опасность в воспитании.
Поэтому школа должна в
ходе процесса воспитания духовно-нравственных качеств, чтобы увеличить влияние
родителей, обозначить такие условия: мотивационно-целевые, научно-методические.
Социальные, индивидуальные, интеллектуально-эмоциональные,
познавательно-творческие, информационные.
Для этого, во-первых,
педагог должен поставить перед собой ясную цель в духовно-нравственном
воспитании учащихся. Опираясь на
многовековой опыт педагогики как науки, воспитание духовно-нравственных качеств
ребенка-это очень сложный и трудный воспитательный процесс.
Причиной тому, в
настоящее время духовно-нравственных качества не ценятся, в обществе стали
быстро развиваться жестокость, насилие, бесстыдство; стало казаться, что
обладатели этих черт характера живут лучшие, чес люди совестливые. Но они
глубине души признают и то, что мир держится добром и добрыми людьми.
Человеческая интуиция–
это сложный процесс, связанный с его характером и эмоциональным познанием.
Человечные качества связаны и с другими видами общественного познания. Он
особенно связан с правоведением.
Воспитание человечности
является стимулом хорошего поведения учащихся. Следовательно, в настоящее время
появляются разные педагогические теории и условия в укреплении
духовно-нравственного воспитания.
Второе условие
духовно-нравственного воспитания как целостная педагогическая, должна
воплощаться в жизнь в соответствии с
нормами и возрастными особенностями взаимоотношении. Так как, в познании
человека, человека, совесть, чувство, сила воли, привычки, развитие ценящихся
обществом черт характера личности является плодом целостной педагогической
традиции.
Третье условие
духовно-нравственного воспитания: Эмоциональные чувства, переживания, истинные
взаимно человеческие отношения и их взаимосвязь друг с другом и все
человеческие чувства, связанные воедино. Духовно-нравственные нормы развиваются
связанные с тем, как ребенок чувственно воспринимает и с его субъективным
желанием.
А человеческое чувство
являются началом системы, влияющим на развитие духовно-нравственного развития.
Значит, духовно-нравственные качества будут зависимы от условии человечности и его содержании и значении.
Знание педагога
субъективных человечных черт, показывающих человечный мир – четвертое условие.
Всё это помогает глубоко понять духовно-нравственные воспитание. Освоение
внешних и внутренних противоречии влияет на развитие личности c человечными
чертами характера. Духовно-нравственное воспитание в педагогической традиции
играет важную роль в решении проблем вопросов и противоречий в жизни ребенка.
Результат
духовно-нравственного воспитания пятое условие. Он формируется в общественно-ценных
качествах личности и взаимоотношениях. Духовно-нравственное воспитание – это
хорошие манеры, нормы и хорошего поведения. Это формирует культуру
взаимоотношении в коллективе.
В шестых, когда идёт речь о духовно-нравственном
воспитании, уделяется внимание на силу воли ребенка, существование системы
самоконтроля. Он является стимулом того, что ребенок в своей активной жизни, в
трудные минуты жизни верен своим взглядам на жизнь, единству слова и дела.
В седьмых, в
духовно-нравственном воспитании хорошей помошью является самостоятельное действие и
самовоспитание.
Духовно-нравственные
воспитание в школе, коллективе, семье формирует у ребенка любовь к Родине,
интерес к труду и отношение к др. вещам. его результат видится в его личности,
требовательности к самому себе, внимании его к человеку.
Ещё одним основным условием в духовно-нравственном
воспитании является проведение учебно-воспитательной работы в тестной связи с
жизнью. Педагогика готовит ребёнка не только к жизни, по и правильному восприятию
новых вещей, борьбе с устаревшим, самоповышению знаний.
А
целостные и интеллектуально-эмоциональные условия осущест-вляются в целях развития духовных и физических
возможностей ребёнка. Потому что, в коллективной среде педагогическое традиция,
связанная с поведением ребенка занимает особое место в духовном воспитании. Это
учит ребенка, как нужно вести себя в общественной среде. Нормы коллективного общения: сдержанность, контроль,
требователь-ность и тому подобные рассматриваются внутри этого условия.
В
развитии у ребенка творческих способностей одно из главных условии
духовно-нравственного воспитания. Он помогает оценить результаты работы,
выполненные с усердием, разбудить внутренние чувства и стремиться к
поставленной цели.
Также,
в духовно-нравственном воспитании важным педагогическим условием является
формирование познавательной способности. В духовно-нравственном воспитании в
первую очередь нужно приучать ребенка только добру, милосредию, отзывчивости,
только тогда только добру, милосредию, отзывчивности, только тогда труд
родителей и педагогов даёт свои плоды.
Надо наотрез отказаться от
правила, что «хорошо воспитанному человеку трудно жить с его принципами и
поэтому его надо немного приучить и плохому». Потому что, в жизни и так много
встречается уроков зла. Это тоже входит в одно из педагогических условий.
Чётко выяснив цель воспитания родителей и педагогов тоже
является педагогическим условием.
Прежде чем воплощать в
жизнь правила и положения общества, правильнее в первую очередь деле и творческой работе, а не на словах показать,
что такое дисциплина и каким должен быть дисциплинированное человека. Только
после этого можно требовать от учащихся дисциплины. За духовно-нравственное
воспитание отвечают не только педагогии, вместе с ними за результаты воспитания
большой вклад вносят и родители.
Люди, не имеющие
специального образования, родители, желающие хоть немного познать об этой науке
– это тоже одно из педагогических условии. Эти условия помогают в
духовно-нравственном воспитании познать отличительные черты характера
ребенка, желания его внутреннего мира, опознать его желания и запросы и пути их
удовлетворения. В этом случае учёные-педагогии требуют не превышать нормы
удовлетворения желании и запросов учащихся.
Итак, мы – уточнили все
педагогические условия, которые являются основой духовно-нравственное
воспитания учащихся сельских школ. Но, по нашему
мнению, закономерности и принципы воспитания не могут быть результативными,
если они остаются только в теории и не применяются на практике.
Духовно-нравственное воспитание подростков проявляется и формируется в дружбе,
доброте, понимании другого, когда делятся горем и радостью других, в терпении к
мнению и характеру других людей. Духовно-нравственное воспитание мы должны
рассматривать двусторонне. Это – внешний вид учащихся, и его внутренний мир.
Но, между внешним видом и
внутренним миром есть такие основные зависимости. Внутренних мир любого ребенка
можно узнать только через его внешний вид и его действия. Во множестве случаев,
мы даём оценку, смотря на его внешний вид, поэтому он бывает, недоволен этой
оценкой, которая не оценила его внутренних мир. Поэтому, мы должны помочь в
первую очередь, использовать в своей деятельности свои ценные человеческих
качества, разглядеть их человеческих качества, понять его.
Внешний и внутренний вид
подростка создают единую систему. Эта система постоянно находиться в стадии
развития, она всегда в движении и содержание внутренний мира уточняет цель его
жизни. Сила, которая призывает его жить духовно-нравственное качествами – это
свобода и независимость. В ощущении
этой свободы и независимости важную роль играет вера. Здесь нужно учесть эти
взаимоотношения и действия:
- он потеряет интерес к учебе, если его постоянно
критикуют,
- если поощрять его действия, верить в его силы. Он
будет стараться оправдать это доверие, будет хорошо учиться,
- если поддержать его идею, дать правильное
направление, он будет самостоятельно искать пути решения, чтобы повысить свой
авторитет,
- если он будет в тесной связи с окружающей средой, то
он будет честен с дружили, будет стараться понять их,
- если он всегда находится в безопасности, он будет
доверять другим,
- если чувствует любовь и заботу взрослых, то он
научиться.
Находить любовь среди
окружающих, совершать добрые поступки. Росту ребенка влияет общественное
положение, особенное его воспитание. То есть, в ходе развития он формируется
как личность. Например, в педагогических исследованиях понятие личность
объясняется, как «Его общественное значение объясняется собранными
общественными качествами и чертами, которые он приобрёл за прожитое время». То есть он объясняется
присущим только ему мировоззрением, активностью, правильным взаимоотношением с
другими и многими другими качествами.
Какими должны быть
критерий и нормы понятия «человек» изучаются в научной литературе. Скажем, Абай
в своём 11 слове говорил: «Только тогда его можно назвать человеком, когда он с
любовью будет жаждать знание и науку», тем самым, подчеркивая, что его
человечность в его душевном богатстве. По его словам, вечность измеряется его
умом, горячим сердцем и его мощью. В общем, у истоков формирования личных черт
характера, стоит детство, а в подростковом и юношеском периоде идёт их активное
развитие и завершается этот процесс в пору совершеннолетия [1].
Здесь развитие личности
рассматривается как с простого на сложный, как снизу вверх, как движение с
качественной старой позиции на новую, как рождение нового взамен строго, как
традиция хорошего. Почвой для хорошего развития являются противоречия. Значит,
развитие ребенка – сложный процесс. На это влияют 3 основные фактора: гены, среда, воспитание.
В жизни очень часто
используется такие термины как «воспитание улицы», «воспитание среды» и др.
Значит, проблемы, возникшие от социального положения, ставят цель удовлетворить сегодняшние запросы. А человек – это
частичка той природы и он не может жить вдали от общества, всё пространство,
включая окружающие его вещи: мир, …влияют на его формирование. С этой точки
зрения, сегодняшнему сельскому педагогу, в первую очередь ставится требование,
чтобы его духовно-нравственное качества как человека были высокие. Конечно, это
очень сложный процесс. Он в обязательном порядке состоит из таких частей:
- общественно – высокие системные качества педагога,
значит гражданские качества, патриотизм и др. человеческие качества их
духовно-нравственное качество, анализирующее их духовный мир и духовное
направление.
- их психологическое качество, т.е. степень
психологического развития.
- интеллектуальное развитие и качество мыслить.
Каждый педагог в воспитании подростка должен внушать
ему принципы духовно-нравственного воспитания.
Таким образом,
он должен рассказать своим ученикам о мире на научном языке, научить их
самостоятельно и творчески мыслить, помочь им в их научно-исследовательской
деятельности и приучить их творчеству.
Литература
1.Абай
Құнанбаев Шығармалар толық жинағы.-
А.:Гылым,1989.-280б.
2.Ильина Т. А. Нравственное воспитание.-
М.Просвещение, 1994.-496
с.
3. Аплетаев М.Н.
Система воспитания личности
в процессе обучения: Монография /Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ,
1998.