Иноземцева
К.В.,студентка
КазНПУ
им.Абая,
Рябова Е.В.,ст.преподаватель
КазНПУ
им.Абая
Развитие творческого мышления
как цель педагогической деятельности
Сегодня обществу нужны инициативные люди и
самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность
и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь
высокой восприимчивостью, социально-профессиональной любознательностью,
готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений,
решая проблемы своей профессиональной и личностной самореализации. Поэтому в
условиях конкуренции на рынке труда, важно, чтобы будущий специалист мог
преодолеть с меньшими усилиями любые возникающие затруднения. Исходя из этого,
можно сказать, что цель педагогической деятельности – развитие творческой
индивидуальности обучающихся. Под индивидуальностью понимается неповторимое
своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей.
Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в
специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях
деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего,
внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности
намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.
Когда говорят о творчестве, то имеют в
виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи,
отходить от традиционных схем мышления. Вообще, творчество характеризуется
нестандартным подходом к деятельности. И в процессе этой деятельности возникает
что-то новое, не существовавшее ранее, прежде всего, для самого творца. Формы
творчества бесконечно разнообразны, а сущность ее одна – созидание. Талант,
вдохновение, мастерство – важнейшие факторы творческой деятельности. Творческое
начало стало необходимым компонентом почти каждой профессии и специальности.
В Большой Советской Энциклопедии творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. К сожалению, часто мы – взрослые - требуем от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.
Развитие творческих возможностей важно на
всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование развития
творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли
Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной
деятельности ребенка. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и
психологи, такие как, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.В.Занков,
В.В.Давыдов, Р.С.Немов, Е.И.Рогов, они углубили теорию развития творческого
мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали
условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем
предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в
нестандартной ситуации, поэтому вопрос о развитии творческих способностей
учащихся в теории и практике обучения сегодня особенно актуален.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо
от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления
учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задания,
рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и
читать графические изображения ее, умению
формулировать вопрос к содержанию текста, картины, задавать
дополнительный вопрос к отвечающему ученику, подбирать слова сходные или
противоположные по смыслу; продолжать рассказ; составить памятку; придумать
сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных
слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение;
составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе
собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить
рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д.. Усвоение учащимися необходимого
словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего
плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а
затем переносится во внешний план. При этом, творческий характер мышления
проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость,
глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности),
подвижность.
Из школьной практики известно,
что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко
ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще
немецкий педагог Дистервег писал, что больше пользы приносит
рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение
десяти различных предметов с одной стороны. Разумеется, увидеть что-то по-
новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача.
Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих
способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у
ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска. Не
надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и
предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ
индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и
неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их
выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть
индивидуальность.
Уровень развития творческих
способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя
разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, необходимо
систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость
мышления, учить их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы,
находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.
Одним из приемов развития творческого мышления на наш взгляд,
может служить опора на творчество учащихся, в частности, на их стихотворство.
К. И. Чуковский говорил: «В начале жизни мы все — стихотворцы, и лишь потом
постепенно начинаем говорить прозой». А ведь действительно! Вспомните себя или
своих детей в возрасте от 2 до 10 лет. Тут и стихи-перевертыши, и нескладушки,
и даже «серьезные» стихи. Тот же Чуковский приводит следующие наблюдения:
«Самой структурой своего лепета младенцы предрасположены и, так сказать,
принуждены к стихотворству. Уже слово «мама» по симметричному расположению
звуков есть как бы прообраз рифмы». И если мы хотим видеть своих детей
всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с
ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их
развития.
На
разных этапах урока можно
использовать рифмовочные строки, которые очень привлекательны для младших школьников, в качестве опор для беседы, для активизации
внимания и познавательной деятельности
или как дополнительный материал на уроках русского языка. Детям предлагается
первые две стихотворные строчки, которые нужно продолжить. Например:
«Мы веселые ребята
И не любим мы скучать…»
Ученики
придумывают продолжение стихотворения как индивидуально, так и в группе.
Вот, что у них получилось (это задание было предложено ученика 2 класса):
Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать.
Вместе мы
играем в прятки
***
Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать
Мы играли,
веселились и какао
Мы напились.
***
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать
Где-то,
где-то бродит скука
Но не будем
мы скучать.
***
Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать
Поиграем, порезвимся
А потом
пойдём гулять.
***
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать
Любим весело
резвиться
И пятёрки
получать!
***
Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать
Любим прыгать
и играть
Обожаем
сочинять!
***
Мы весёлые ребята
И не любим мы скучать
Мы всегда
играем в прятки,
Любим
прыгать, танцевать!
«Солнце светит веселей,
Позову к
себе друзей»
***
Солнце светит веселей
Позову к себе друзей
Всё иду, иду
быстрей
По дороге
веселей!
***
Солнце светит веселей,
Позову к себе друзей!
Мы пойдём
гулять на луг,
Догоняй, мой
славный друг!
В прятки,
салки мы сыграем,
Так балду мы
погоняем.
Будем бегать,
веселиться,
Сильно-сильно
порезвимся!
***
Солнце светит веселей,
Позову к себе друзей,
Будем
плавать, рисовать
Вместе весело
играть!
***
Солнце светит веселей,
Позову к себе друзей,
И играют все
друзья,
На площадке
ты и я!
Также для создания творческой атмосферы и
развития воображения предлагаем использовать упражнение «Четыре слова».
Участвовать в выполнении этого задания можно как по одному, так и в парах,
тройках, небольшими группами. На доске
записываются четыре слова. Логически они должны быть как можно меньше связаны
между собой и представлять имена существительные нарицательные в единственном
числе. Игра заключается в том, что за определенное время (15-20 мин) необходимо
придумать предложение или стихотворение, объединяющее данные слова.
Например: солнце,
тетрадь, кофе, стол.
Солнце вышло из-за тучки
Я взяла тетрадь и ручку,
Чашка кофе на столе-
Все что нужно
было мне.
Или, например, слова: мир, ручей, перо, ленточка.
Мы мир
напишем пером,
И ленточка мысли польется ручьем.
Мы ленточкой знаний весь мир обойдем,
Ручьи мы очистим гусиным пером.
Вчера была
разрезана ленточка по случаю
празднования мирового события-
очищения очередного ручья. Событие было
зафиксировано пером.
В теории и практике обучения вопросу
развития творческих способностей обучающихся пока не уделено должного внимания,
но понятно одно, что развитие творческого мышления должно строится с учетом
уровня развития внимания, памяти, воображения. Именно в младшем школьном
возрасте заключена психологическая основа для творческой деятельности, для
формирования интересов, склонностей, потребностей, лежащих в основе творчества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления
ребенка. //Московский психологический
журнал. №9
2.Гребцова Н.И. Развитие мышления учащихся.
//Начальная школа. - 1994. - №11.
3.Немов Р.С. Психология. - М.,1999. - Кн.1. Общие
основы психологии.