Есназарова М.И., Матаева С.Р.

Южно-Казахстанский Государственный Университет им. М.О.Ауезова,

ПИК, Казахстан

Использование методов этнопедагогики в кружковых занятиях. Эстетическая направленность

            Темы работы кружков могут быть самые различные. Но непременным требованием к тематике кружка является ее общественная значимость. Полезное дело объединяет детей. Это одна из сторон, наиболее отличающих внеклассную работу от учебных занятий.

           Если учащиеся заинтересуются темой, предложенной учителем, то совместно намечается содержание работы, каждый пункт которого выполняется отдельным учеником или группой учащихся. Подбирается литература, составляется список книг, статей или фильмов, которые можно просмотреть.

           После изучения литературы ставится задача – выявить локальное состояние данного предмета, его развитие в районе или городе. Организуется экскурсия по осмотру и знакомству с памятниками культуры или объектами, связанными с изучением данного предмета. По возможности, можно предложить ребятам оборудовать «мини – музей», «музейон», рассказывающий о истории развития, величайших достижений выбранной области деятельности, совместно обсудить дальнейшее развитие этого направления. Любая сфера человеческой деятельности и познания имеет свою историю, своих героев, планы на будущее и неограниченные возможности для совершенствования духовного и физического труда. Внеклассная работа используется, как шанс сделать школьную жизнь более полной и многообразной.

          Любая теория должна подтверждаться практикой частного, идентичного случая. Например, выбрать тему: «Казахский орнамент». Это тема достаточно глубока и обширна для восприятия ребенка, поэтому имеет более ограниченную направленность мини-темы: «Орнаменталистика в казахских обрядах», которая расследует особенности обрядов местного региона и охватывает определенный временной промежуток человеческой жизни – с момента рождения и до двух или трехлетнего возраста. Обычно дети сельских районов имеют больше возможностей наблюдать воочию национальные обряды. На истории их появления, на том, какие предметы домашнего обихода употребляются при исполнении обряда; на том, какую смысловую нагрузку несут орнаменты и чем они интересны внимание детей будет акцентировано.

           Изучение народного орнамента являет собой один из наиболее ярких и интересных разделов искусства, позволяющих молодому поколению напрямую коснуться главных принципов народной педагогики. Это новое направление в науке воспитания, имеющее очень глубокие корни, постоянно присутствовавшее в жизни общества. Однако, как научная дисциплина, народная педагогика стала развиваться совсем недавно. Народное воспитание включает в себя вековой опыт обучения человека, передаваемый из поколения в поколение; это обобщенные постулаты человеческой мудрости; лучшие труды ученых различных народов, фольклор, всегда несущий в себе воспитательные моменты; обычаи и традиции народа, которые преподают свои уроки не в стенах классов, а в самой жизни.

           Учебными пособиями в народной методике воспитания становятся пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы, легенды и мифы различных народов, Библия и Коран, славянский «Домострой» и «Назидание потомкам Петра Первого», система воспитания Аристотеля и ярчайшие примеры жизни национальных героев. Все, что формирует у ребенка нравственные и эстетические идеалы, совершенство ума и духа, к которому стремилось человечество за всю историю своего развития; чувство национального долга и гордости, уважение культуры и языка своего народа.

          Когда маленький человек начинает осознавать свою национальную самобытность, благодаря труду учителя, то можно определить вступление в новую фазу воспитания, такую как этнопедагогика. Данная наука имеет неограниченные возможности воспитания ребенка, необъятное поле деятельности для преподавателя, использующего ее во внеклассной работе.

        Этнопедагогика – это педагогический опыт конкретно взятого народа, нации или этногруппы; это наука, изучающая культурные и бытовые особенности воспитания народа; диахронная информация, передаваемая потомкам, несущая генетическую «память нации». Велика и неизменна сила народной педагогики и науки о ней – этнопедагогики. В наши дни этнопедагогика стала открытой системой, что сделало ее наукой национального спасения. На сегодняшний день все аспекты этнопедагогики необходимо включить в современную систему образования. Многие ученые – педагоги считают, что главное в этнопедагогике – это верность памяти и заветам предков, обожествление матери, любовь к детям, как главному сокровищу страны. Воспитать из ребенка человека будущего – это значит воспитать в нем лучшие качества. Только пустые люди не испытывают чувства прекрасного и возвышенного, чувство гордости за свой народ, за общие достижения человека. Маленький человек должен научиться быть патриотом своего народа. Патриот – это человек, служащий родине, а родина – это, прежде всего, народ. Ученик может воспринять все знания мира и накопленный опыт цивилизации, если рядом будет наставник, владеющий методикой поиска и анализа в огромном потоке информации. Для этого педагог должен владеть мастерством и упорством, которое сможет передать ученику. Новаторский подход к.п.н., Матаевой Сауле Романовны, внесенный в разработку кружковой деятельности, должен пригодиться молодым преподавателям и специалистам. Матаева Сауле Романовна утверждает: «Дети, как известно любознательны. Поэтому они, черпая знания в литературе и точных науках, соприкасаясь с архитектурой и театром, музыкой и рисованием, занимаясь вышиванием, кройкой, исполнением казахских и других орнаментов, получают бесценный духовный и материальный капитал, что, в конечном счете, открывает перед ними прекрасную перспективу. Орнаментальное искусство, как и другие жанры, способствует стимулированию активного и гармоничного развития кружковца. Только в стенах школы будущие оформители, художники, дизайнеры, мастера получают начальные азы на пути к совершенству. Школа является «лабораторией чудес». Она воспитывает в ребенке тот удивительный симбиоз, когда разумное и нравственное совпадает и ребенок учится сперва добрым нравам, затем мудрости, «ибо без первых трудно научиться последней». Расширенная методика Матаевой Сауле Романовны полифункциональна и построена так, что обучение детей состоит из четырех этапов:

1)    лекционный материал, адаптированный для восприятия учащихся     4-5классов;

2)    непосредственно техника выполнения казахского орнамента;

3)    словарно-терминологическая работа для развития устной и письменной речи;

4)    вариативность применения умений и навыков, полученных во время обучения в кружке – практическое использование изготовленных предметов.

Подобные занятия лучше всего начинать с практических занятий, которые постепенно приведут к осознанию теоретического материала. Для учителя в процессе обучения важно избежать двух ошибок:

      Во-первых, орнамент нельзя определить через какой- либо один элемент, так как это целая система многих формальных признаков, основной которых является ритм, симметрия, повторяемость мотивов или фрагментов;

     Во-вторых, нельзя чтобы у ребенка орнамент отождествлялся с декоративным искусством в целом, а выработалось представление, что это одна из многообразных форм «традиционного искусства». Естественно, что декоративность в узоре всегда идет совместно с изобразительностью. Ребенок должен понять термин «изобразительность», как разумное, интеллектуальное начало орнамента, имеющее смысл и значение, проявляющееся во множестве разнообразных названий, в конкретном содержании, отражающим представления народа или художника об окружающем мире. Декоративность же – это эмоциональная сторона искусства, эстетическое переживание, воспитывающее ребенка в определенном направлении. Например, умение правильно подбирать цвета, их соответствие друг с другом относится больше к декоративности, эстетике и эмоциям, сочетание геометрических и элементов или цветочных – это уже изобразительность. Все эти знания должны быть преподнесены в доступной для понимания школьника форме. Таким образом, подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что систематическая и планомерно осуществляемая внешкольная работа имеет большое общеобразовательное и воспитательное значение, способствует развитию устной и письменной речи учащихся, повышает речевую активность, развивает языковые чутье, расширяет лингвистический и страноведческий, общественный и политический кругозор, стимулирует у учащихся желание самостоятельно заниматься поисками соответствующих материалов, активизирует умственную деятельность, логическое мышление и творческие способности. В целом, внеклассные занятия – это действенный резерв повышения качества обучения предмету и углубления коммуникативно-речевых умений и навыков, усиления мотивации образования в средней школе.

 

        Литература:

1.     Комарова Т.П. Кружковая работа- одно из средств общего развития учащихся. Начальная школа, №6. 1975г.

2.     Ибраев А. Казахский орнамент. Алматы, 1980г.

3.     Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей на уроках природоведения. М., 1981г.