Секция – Современные методы преподавания
Корбан Юрий Викторович, Корбан Анна Владимировна
Одесское художественное училище
им. М.Б.Грекова
Специфика подготовки
специалистов художественного профиля
Подготовка
студентов к их будущей профессии в таких учебных заведениях, как художественные
академии, художественно-графические факультеты университетов и художественные
училища отличаются своей спецификой. Здесь, с первых дней подготовки после
поступления на художественную специальность, необходимо знать, что побуждает молодых людей к творчеству, по
каким признакам они выбирают данную специальность, каковы должны быть
ускоренные программы обучения, одаренных от природы студентов, какие факторы побуждают одних лишь
к незначительным творческим успехам, а других – же к живописи до конца жизни. В
настоящее время необходимо еще
учитывать и социальные факторы, которые способствуют или, наоборот, тормозят
развитие творческих способностей молодых людей, поступивших в художественное
учебное заведение, в каких формах в процессе обучения использовать труды
знаменитых художников. Ведь по данным американских психологов наибольшая
творческая активность проявляется до 25 лет. Это тот возраст, когда закладываются
основы дальнейших творческих произведений. В этом возрасте уже проявляется
будущий гений в искусстве. С годами гений растет и развивается, меняется его
стиль. Зрелость компенсирует преимущество молодого возраста. Преподаватель
должен очень внимательно осознавать, когда и как употребить тот или иной прием,
способ или метод развития таланта будущего художника. Ведь недаром даже великие
ученые до конца своей жизни помнят именно тех учителей, которые нашли ту
изюминку творческого подхода, увидели в юном студенте будущего творческого
художника и заложили в нем основы любви к живописи, а в дальнейшем развили и
укрепили эту любовь.
Преподаватель
должен настойчиво и умело развивать процесс творчества, процесс деятельности
студентов-живописцев, показывать объективность и реалистичность этого процесса.
Очень важно показывать, как должен протекать процесс написания картины, каковы
его закономерности, вести обучение по схеме – от ощущений к представлениям, а
затем к мышлению образа картины. Здесь можно использовать известную схему
Уоллеса, которая представляет собой линию из четырех отрезков с направлением
движения слева направо (рис. 1) [ 1].
Подготовка
Созревание Озарение Проверка
А В С Д Е
В точках
А, В, Д осуществляется переключение от одной стадии к другой. При этом в
приведенной схеме основной связью в схеме процесса подготовки будущего
художника является связь следования во времени, т.е. от курса к курсу. Окончание
одной стадии означает начало последующей. Такая схема характеризирует искусство
преподавателя владеть излагаемым материалом, его интуицию, определяет
инструментальную часть, способы и приемы наиболее рациональной подготовки
студентов.
В
процессе подготовки важным моментов является выделение объекта, с которого
пишется картина. Если объект выделен, то тем самым уже во многом, но не полностью,
предопределены пути его изучения. Здесь также особая роль отводится следованию
определенного направления или школе, обобщению выбранной методики преподавания,
выбранной в данной школе в целом. Важно выработать и развивать у студентов
механизм творческого мышления. На начальном этапе подготовки студентам
необходимо давать доступные задания, которые ими будут, полностью выполнятся,
несмотря на различие в уровне школьной подготовки. В процессе выполнения
задания преподаватель наиболее способным студентам к художественному творчеству может указывать на
несоответствие объективной структуре объекта, менее способным – позитивная
подсказка, заключающаяся в необходимости переконструировать свое представление
об объекте. Однако необходимо учитывать и нормативный анализ подготовки, хотя любой процесс творчества есть
в конечном итоге процесс определенной деятельности, т.е. процесс подготовки
студентов в соответствии с учебными планами и программами. В процессе
подготовки студентов на старших курсах является выработка стратегии решения
познавательных задач с учетом индивидуального различия студентов в области
творческой деятельности.
Только
правильная позиция преподавателя по отношению к студенту позволит сформировать
у студента творческий подход к его будущей профессии художника, к активной
работе воображения, направленной на генерирование образов.
Немаловажным является и содержание мотивов творческого успеха художников в
различных исторических и культурных условиях, воспитание понимания того, что
художественные школы не утрачиваются, они передаются и используются следующими поколениями,
которые в процессе использования представляют к ним непрерывные приращения. Прогресс
художественного творчества, в человеческом обществе, по-видимому, мог
совершиться лишь потому, что у первого человека, начавшего рисовать, дети его
тоже научились рисовать, что и позволило совершенствовать рисунок.
Написание художественного произведения это не стихийно-бессознательный процесс, а
процесс глубоко
осмысленный, подчиняющийся определенной и последовательной закономерности. Здесь работает своя внутренняя техника, приемы и способы
организации своего вдохновения,
есть средства для того, чтобы это
вдохновение вызвать и в процессе работы его регулировать.
Художник - это
творец, который видит не только
контуры картины, но и сюжет в целом. В процессе работы над
картиной у художника наиболее ярко
испытывается творческая природа
самого рабочего процесса;
широта возможностей, потому что еще
не отлились те формы
художественного произведения, которые в силу своей логики
будут требовать концентрации усилий до окончания процесса.
Это – не
стихийно бессознательный процесс, а
процесс глубоко осмысленный, подчиняющийся строгой закономерности.
Вдохновение может придти не
сразу, а в процессе работы, в
процессе поиска, в процессе
активизации самого себя. Иногда приходится в нужном направлении активизировать свою активность. Конечно,
в процессе обучения, необходимо развивать творческие способности студентов, хотя и имеется проблема индивидуальных различий. В процессе развития творческих способностей студентов от поступления и до окончания учебного заведения
преподаватель очень внимательно должен относится к таким понятиям, как способность и одаренность. Ведь
индивидуально-психические особенности
каждого студента не могут
быть отнесены к врожденным. Способности развиваются
и создаются в процессе учебы, в процессе
творческой работы над художественным произведением. Способности
отдельных студентов еще не определяют успешности их учебы. Успешность определяет
сочетание способностей осваивать программу
той или иной дисциплины. По мнению
Энгельмейера и Блоха существуют три стадии творческого
процесса: 1) вдохновение,
деятельность воображения, возникновение
идеи; 2) логическая обработка идеи при помощи процессов отвлечения и
обобщения; 3) фактическое выполнение творческого замысла [2, 3].
Литература
1.
"Проблемы научного и технического творчества. Материалы к симпозиуму (Июнь
1967)", М., 1967.
2. Энгельмейер П.К. Теория творчества. – СПб. 1910.
3. Блох М.А. Творчество в науке и технике. –
Пг., 1920.