Наумкина Валентина Владимировна

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, доцент кафедры государственного права, кюн.

Соотношение понятий социальная норма и социальный регулятор

Право является не единственным регулятором общественных отношений, так как не может охватить все сферы жизнедеятельности общества.  Поэтому не зависимо от уровня и количества правовых норм наряду с правовым регулированием в любом обществе присутствует масса иных социальных регуляторов, имеющих большую значимость для целенаправленного развития общества.  Все социальные регуляторы в научной литературе принято объединять одним понятием «социальная норма». Социальные                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      нормы призваны регулировать наиболее типичные для общества ситуации. Так как в обществе складывается множество различных отношений, социальные нормы характеризуются разнообразием видов. Данное понятие объединяет множество регуляторов, имеющих схожие характеристики, но разное назначение и сферы воздействия. Многообразие социальных норм объясняется многообразием общественных отношений и жизненных обстоятельств. В процессе жизнедеятельности общество вырабатывает стандарты и правила поведения индивида, которые отвечают общественным интересам.

Социальные нормы всегда отвечают целям и интересам общественного развития. Их можно рассматривать с различных позиций, с одной стороны социальные нормы относятся к основным регуляторам поведения человека, с другой стороны они являются критерием оценки поведения в обществе. Социальные нормы также можно рассматривать как показатель уровня развития общественных отношений (так как они отражают потребности общества, уровень культуры, нравственности и т.д.), как источник информации, как средство социализации личности. Наиболее ярко в социальных нормах проявляются два основных направления регулятивное и оценочное. Регулятивное начало проявляется в способности упорядочения общественных отношений, а оценочное в создании общественного мнения, и воспитательном воздействие на членов общества. Регулятивные качества обеспечивают упорядочение общественных отношений, а оценочные способствуют созданию устойчивого развития (так как направлены на формирование отношения индивида к ценностям общества). Гибкость социальных норм позволяет им всегда соответствовать общественным интересам. Поэтому далеко не все социальные нормы стали результатом длительного процесса. Социальная норма может появиться практически одновременно с изменением общественных отношений, так как для общественных отношений характерно целенаправленное непрерывное социальное регулирование. Социальные нормы очень реагируют на все изменения, что позволяет обеспечить непрерывность воздействия на общественные отношения. Появление любой социальной нормы вызвано общественной необходимостью. Новые социальные нормы  появляются на основе существующих в данном обществе принципов (моральных, религиозных и т.д.).  В отличие от социальных норм, социальные принципы практически не изменяются, так как они носят обобщенный характер и отражают «вечные» ценности общества (такие как уважение к старшим, помощь близкому и т.д.). Социальные нормы всегда конкретны, что делает их гибкость необходимостью. В литературе нет однозначного подхода к понятию «социальная норма». Т.Н. Радько под социальными нормами понимает «правило поведения общего характера, регулирующие не конкретный, отдельный случай, а типичные, многократно повторяющие жизненные обстоятельства». При этом Т.Н. Радько  выделяет наиболее значимую характеристику - это наличие у социальных норм моральной, общественной, психологической, а иногда  властной  поддержки [14, С.11]. Социальные нормы основаны на устоях и морально-нравственных установках общества, поэтому поддержка  социальных норм основана на одобрении со стороны общества, без такого одобрения норма не будет иметь признания и применения в обществе. Н.И. Матузов рассматривает социальные нормы как «общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия». Данное понятие включает два основных назначения социальных норм: создание образца для поведения, наличие самого правила поведения. По его мнению «социальная норма выражает не только должное, но и сущее» [9, с.146]. С эти утверждение нельзя не согласиться, так как любая норма является отражением не только требований к поведению, но и уровня развития отношений в целом. Анализ социальных норм позволяет дать характеристику  отношениям в обществе. В.С. Нерсесянц под социальными нормами понимает «повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции» [13, с.200]. Исследователи также связывают социальные нормы с материальным развитием общества [8, с.7], указывают сознательно-волевой характер [17, с.6], рассматривают как отражение потребностей общественной жизни [10, с.2] и т.д. По нашему мнению социальные нормы – это регуляторы общего характера, выработанные в ходе общественного развития, и содержащие конкретные правила поведения. Для социальной нормы  характерны следующие черты:

1.     общий характер предписаний (т.е. социальные нормы распространяются на типичные ситуации),

2.     обязательный характер для участников отношений (выполнение правила поведения, может обеспечиваться порицанием или осуждением со стороны общества, а также принудительной силой государства),

3.     способность регулировать общественное поведение (т.е. воздействовать на общественные отношения с целью их стабилизации и обеспечения целенаправленности), 

4.     наличие одобрения со стороны общества (большинство членов общества поддерживают предписания социальных норм, так как они учитывают интересы большей части населения),

5.     наличие конкретного «предписания» поведения (социальная норма всегда содержит четкое правило, поскольку отсутствие четкости предписания, или различное понимание социальной нормы не может гарантировать стабильное развитие общества),

6.     соответствие уровню развития и потребностям общества.

Основное назначение социальных норм – это упорядочение общественных отношений. Очень точно назначение социальных норм охарактеризовал Л. Дюги, по его мнению «социальная норма не может создать настоящих прав ни в пользу индивида, ни в пользу общества, она только создает всякому индивиду известное положение в обществе, тесно ограничение положением других и принуждает его к известному активному или пассивному образу действий» [6, с.8].

Таким образом, социальные нормы призваны создавать поведенческие рамки для членов общества, которые не позволяют перейти к хаотичным отношениям. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения индивида. Данные рамки поведения являются выражением требований общества к поведению человека. Действие неправовых социальных регуляторов не зависит от воли государства, они появляются и исчезают в зависимости от потребностей общества. Способность оказывать регулирующее воздействие зависит от наличия общественной потребности в таком воздействии. Следовательно, социальные  регуляторы не только регулируют общественные отношения, но и являются отражением общественно-социального развития.

Социальные нормы очень разнообразны по характеру предписаний, сфере действия и т.д. В научной литературе нет единого подхода к классификации видов социальных норм. К их числу, как правило, относят: правовые нормы, нормы морали, нормы традиций, нормы обычаев и ритуалы, нормы общественных организаций, религиозные нормы, политические нормы и иные регуляторы. Такой перечень социальных норм поддерживают далеко не все авторы. Так С.И. Вильнянский критикует авторов, которые включают обычаи в число социальных норм [2, с.14-15], так как полагает, что обычай не является социальной нормой. На наш взгляд  к  социальным нормам не относятся традиции и мораль. Традиции и мораль необходимо рассматривать не как нормы, а как основу или своеобразный фундамент для формирования и функционирования социальных норм. В научной литературе можно выделить несколько подходов к понятию «традиция», которое рассматривается как: 1) социальная норма, обладающая трансцендентным  регулятивным воздействием на общественные отношения и поведение людей [15, с.19]; 2) как специфическая форма отражения и закрепления общественных отношений в сознании и поведении людей [8, с.19]; 3) как проявление повторяемости общественных отношений на одном уровне сложности и как повторяемость общественных отношений на различных уровнях сложности [11, с.7]. И.В. Суханов сопоставляя обычаи и традиции приходит к выводу, что диапазон выбора поступка человеком в рамках традиции неизмеримо шире, чем в рамках обычая. Обычай формирует простые привычки, которые имеют характер автоматизма. Традиции формируют сложные привычки, которыми является направленность поведения. И.В. Суханов под простой привычкой понимает пассивную форму приспособления к социальной среде, а под сложной – активную форму приспособления к требованиям жизни, которая ориентирует поведения человека [16, с.18]. В.Д. Плахов приходит к выводу, что «всякий обычай есть в то же время и традиция, но не всякая традиция есть обычай», и обращает внимание на то, что обычаи неспособны изменяться, структурно перестраиваться, обогащаться новыми элементами так же быстро, как некоторые традиции [11, с.29]. А.Б. Гофман и В.П. Левкович, рассматривая соотношение понятий обычай и традиция приходят к выводу, что обычай представляет лишь наиболее неуклонное и стереотипное выражение традиционных предписаний. Традиционность является главным атрибутом обычая. Обычай можно рассматривать как застывшую традицию, а традицию – как непрерывно воспроизводящий и передающий от поколения к поколению обычай [5, с.11]. Авторы единодушно сходится в том, что традиции характеризуются повторяемостью, устойчивостью. Эти черты являются характерными и для социальных норм. Наличие повторяемости и устойчивости не является основанием для включения традиций в число социальных норм. 

По нашему мнению понятие традиция можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком понимании под традицией следует понимать тенденции (или закономерности) в социальной сфере. В узком понимании традиция – это совокупность принципов взаимоотношений в обществе, которые являются основой для формирования социальных норм. Традиции носят обобщенный характер, нормы же всегда конкретны. Поэтому на основе традиции может появиться большое количество социальных норм, которые будет детализировать должное поведение.  Традиции в отличие от социальных норм более консервативны и устойчивы. Одна традиция может стать основой для появления нескольких «поколений» социальных норм.

Традиции очень прочно отражаются в сознании и воспринимаются индивидом как императивные правила, поэтому иногда традиции могут выступать в качестве самостоятельного социального регулятора. Регулятивная сила традиции ярко проявляется в нестандартных ситуациях, так как социальная норма в данном случае отсутствует, участники общественных отношений будут руководствоваться не конкретным правилом, а существующими традициями. Похожей категорией является «мораль». В понятие «мораль» авторы также вкладывают различный смысл, и употребляют в следующих значениях: 1) синоним нравственности [9, с.148-149; 12, с.11]; 2) совокупность нравственных норм и принципов [18, с.3]; 3) форма общественного сознания [1, с,15]; 3) форма социального контроля, имеющая специфическое содержание, форму, способы и методы осуществления требований общественной дисциплине [4, с.35]; 4) форма общественного сознания, представляющая мировоззренческие идей [7, с.80]. 

Мы считаем, что мораль – это совокупность нравственных ценностей общества. Моральные нормы выступает в качестве принципов, как для формирования традиций, так и для  формирования социальных норм. Мораль формируют общественное мнение. Традиции и мораль имеет общие с социальными нормами признаки: 1) стабильность и устойчивость; 2) способность регулировать общественные отношения; 3) наличие одобрения со стороны общества. При этом традиции и мораль не содержат конкретных предписаний, а устанавливают только «поведенческие рамки», которые выступают основой для появления и действия социальных норм. При отсутствии социальной нормы человек руководствуется моральными принципами. Таким образом, можно отметить, что хотя традиции и мораль не являются нормами, они относятся к числу социальных регуляторов.  

Понятие «социальный регулятор» шире понятия  «социальная норма». Социальные регуляторы включают как социальные нормы, так и принципы, ценности общества, способные оказывать воздействие на общественное развитие. Мораль и традиции являются регулятором, так как создают систему принципов и общие границы поведения. В научных работах часто встречается понятие «групповая» или «общественная» мораль [3, с.78]. Через эти понятия авторы раскрывают оценочный характер морали. К социальным регуляторам также относится религия. Социальные нормы содержат конкретные предписания для участников отношений. Моральные устои могут служить основой и для правового регулирования.  Новые социальные нормы появляются на основе традиций и морали. Таким образом, можно выделить двойственный характер традиций и морали. С одной стороны, они не являются социальными нормами, с другой стороны могут воздействовать на общественные отношения. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что традиция и мораль относятся к числу социальных регуляторов.

Литература

1.           Алексеев Л.И. Единство правовых и моральных норм в социалистическом обществе. – М.: «Юридическая литература», 1968.

2.           Вильнянский С.И. Правовые и иные социальные нормы в период развернутого строительства коммунизма. // Правоведенье. -1962. №4.

3.           Глинкин С. К вопросу о происхождении права. – Киев-Харьков, 1898. С.78.

4.           Головкин Р.Б. морально-правовое регулирование частной жизни в современной России: Монография./ Под общ. ред. докт. юр. наук., проф. В.М. Баранова. – Владимир: ВЮИ Минюста России, 2004.

5.           Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции. // Советская этнография. 1973. №1.

6.           Дюги Л. Общество, личность и государство. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. – СПб., 1905.

7.           Коновалова А.С. Обычное право в российской правовой жизни: Дис… канд. юрид. наук. – М., 2005.

8.           Кулажников М.Н. Советское право, традиции и обычаи в их связи и развитии: Автореф. дис…  докт. юр. наук. - Киев, 1972.

9.           Матузов Н.И. Право в системе социальных норм: лекция. // Государство и право. -1996. №2.

10.       Недбайло П.Е. Применение советских социалистических правовых норм: Автореф. дис… докт. юр. наук. – М., 1956.  

11.       Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. Дис. … канд. фил. наук. – Л., 1970.  

12.       Плеханов А.А. Обычное право как социокультурный фактор общественного развития. Автореф. дис. …канд. фил. наук. – Саранск, 2006.

13.       Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов/ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004.  

14.       Радько Т.Н. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Лекция. – М.: Академия права и управления, 2005.  

15.       Станисловайтис Р.И. Обычаи и традиции в механизме социального действия права: Автореф. дис… докт. юр. наук. – М., 1989  

16.       Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. – Горький, 1973.   

17.       Токарев Б.Я. Советское право и обычаи в их связи и развитии: Автореф. дис… канд. юр. наук. – Саратов, 1970.  

18.       Шахматов В.П. Понятие и источники семейного права. – Красноярск, 1978.