Губарь Елена
Владимировна
Луганский
областной колледж культуры и искусств
УПРАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИМ
САМОЧУВСТВИЕМ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
Важную роль в выработке творческого
самочувствия педагога перед предстоящим общением с детьми
играет его стремление заранее найти
внешние формы выражения своего
эмоционального отношения
к учебному материалу: соответствующие жесты, мимику, интонацию.
Обдумывание внешних форм
выражения своего отношения к учебному
материалу опирается на психологическую подготовку к
уроку. Размышляя над тем, как лучше и ярче воплотить в уроке свои мысли,
чувства, педагог проникается атмосферой предстоящей деятельности, настраивается на нее, ощущает ее контуры, ищет средства передачи своего эмоционального отношения
к деятельности, причем не только
формообразующие (интонация, мимика и т. п.), но, что
особенно важно, и содержательные. В содержательной информации необходимо выделить эмоциональное ядро, а не
ограничиваться только обдумыванием
логики и доказательств.
Вызов и поддержание творческого самочувствия в общении закрепляются найденными педагогом внешними формами
выражения своего эмоционального состояния.
Закрепление формы выражения своего
эмоционального состояния (она
всегда корректируется непосредственной ситуацией воплощения) позволяет педагогу оперативно и эффективно действовать в меняющейся деятельности общения и, что особенно
важно, быстро и плодотворно
настраиваться на урок, ибо эти формы, энергично воспроизводимые педагогом, вызывают в его творчестве «воспоминания» о живом процессе их поиска.
Сложнейшим звеном процесса управления
творческим самочувствием является момент настройки до общения с группой. Вся ранее проведенная работа по
организации творческого состояния дает здесь себя знать. В этот момент необходимо собраться
и направленно вызвать в себе творческое состояние. Активатором такого состояния
является сам педагог: он стимулирует себя к предстоящей работе через осознание ее
целей и важности; намечает для себя новые цели и зависимости, чтобы ощутить новизну,
привлекательность для себя предстоящей деятельности даже в незнакомом учебно-воспитательном
материале, осознать творческий характер предстоящей работы.
Управлять собой в общении с детьми крайне
необходимо. Плохое,
нетворческое настроение учителя на уроке немедленно сказывается на творческом самочувствии класса в целом,
понижает эффективность совместной
деятельности.
Действие, внимание, органика, свобода мышц,
воображение, общение, задачи, видение,
подтекст, сверхзадача, сквозное действие — вот основные понятия системы великого театрального педагога К. С.
Станиславского, которые полезно знать и педагогу. Следует знать и одну из заповедей режиссуры, по К. С.
Станиславскому, — «превращение всякой производственной
вынужденности в затею творческую». Этот прием спасает от раздражительности, негативных эмоций учителя в
своей деятельности. Учителю полезно
знать, например, что урок «надо
начинать с наиболее зажигательных сцен» (таков завет Е. Вахтангова), для того чтобы «завязался роман»
между актером и режиссером, а в нашем случае - между учителем и
учеником. Наряду с чувством пространства чувство времени - главное профессиональное качество режиссера,
важное и для педагога. «Лучшее движение минимально» - девиз театральной
режиссуры, высказанный Крэгом, без последующих
объяснений дает ключ к экономному и несуетливому поведению учителя в
классе. Следует уметь гибко выйти из любой неординарной ситуации, на любом
уроке нужно быть готовым к импровизации.
Особенно важно научиться управлять собой
педагогу, ведущему групповые занятия. Предметы музыкально-теоретического цикла в школах эстетического воспитания не только формируют базовую теоретическую
подготовку, но, что более важно, выполняют одну из основных задач музыкального обучения
- воспитывают
интерес к музыке, потребность в музыкальных занятиях.
Ранний возраст детей требует от педагога
особого терпения в воспитании и обучении. Педагог должен владеть собой, быть примером в умении
проявлять выдержку, тактичность, объективность. Никогда не впадать в гнев,
когда человек теряет контроль над собой. Еще римский поэт Гораций заметил:
«Запальчивый гнев есть кратковременное безумие». Нужно вести себя обдуманно,
повелевать своими чувствами, не поддаваться необузданным эмоциям. И помнить
слова Джонатана Свифта: «Отдаваться гневу – часто всё равно мстить самому себе
за вину другого». Всегда нужно быть жизнерадостным, не допускать отрицательных
переживаний, связанных со злобой, пессимистическим настроением и т. п., надо в
максимальной мере уметь мобилизовать своё сознание, свой интеллект, понять и
устранить причины этих состояний.
Необходимо создавать
доброжелательную обстановку на уроке, поощрять самые скромные успехи ученика; иметь тесный контакт с
родителями, четко формулировать рекомендации
к домашним занятиям.
Ещё В.
А.Сухомлинский отмечал, что наиболее естественным средством познания мира для
детей является игра. Процесс игры вызывает у ребенка ощущение радости,
вносит элемент активности
в восприятие музыки. Каждая игра должна быть доступна и интересна детям. На каждом уроке непременно должно
отводиться время для музыкальных игр. Задания в процессе игры должны постепенно усложняться.
Таким образом, на основе игровой
деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований, он
начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, возникает
осмысленная ориентация в собственных переживаниях и их обобщение, формируются
основы теоретического сознания и мышления. Одновременно мобилизуя эмоции ребенка, его внимание, его
интеллект, игра, в тоже
время, служит превосходной двигательной разрядкой.
В работе с группой особенно следует помнить,
что важнейшим
фактором успешной учебы детей является эмоциональная атмосфера урока.
Педагог должен с уважением относиться к затраченному ребенком усилию и даже в
неудачах найти что-то хорошее, чтобы ученик не терял веру в свои духовные силы, чтобы не
пропадало желание
учиться, чтобы возникала потребность слушать музыку, получая наслаждение от нее.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Вейс. Ступеньки в музыку. М.: Музыка,1981
2.
Выготский Л. С. Собрание сочинений.,
т. 4.
3.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
4.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики, М.: Педагогика, 1980.
5.
Лейтес Н. С. К проблеме сензетивных периодов психического развития человека.
- В кн.: Принципы развития в
психологии. М.: 1979.
6.
Макаренко А. С. Собрание сочинений., тт.1-4, М.:1986.
7.
Станиславский К. С. Собрание сочинений., т. 3., М.:1955.
8.
Сухомлинский В. А. Собрание сочинений.,
в 3-х томах, М.: 1979.
9.
Учителю о педагогической технике. Сборник статей., М.: Педагогика,1987.
10.
Ушинский К. Д. Собрание сочинений., т. 11, М., Л.: 1952
11.
Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т 4, М.: 1967
Важнейшим фактором успешной учебы детей
является эмоциональная атмосфера урока. В работе отмечена важность умения педагога
управлять своим творческим самочувствием при общении с детьми.
Ключевые слова: творческое самочувствие, психологическое состояние,
основные заповеди театральной режиссуры, предметы музыкально-теоретического
цикла в школах эстетического воспитания.