Педагогические науки/ 3.Методические основы воспитательного про­цесса

Дуйсенбаев А.К., к.п.н., доцент

Актюбинский государственный педагогический институт, Казахстан

 

Патриотическое воспитание в этнопедагогике тюркских народов

 

В этнопедагогической науке исследование патриотического воспитания с теоретико-методологической точки зрения имеет общественную, социальную, историко-педагогическую важность. Исторические сведения свидетельствуют, что значение и содержание патриотического воспитания меняются в соответствии с общественными требованиями. Основы тюркского патриотического воспитания начинаются с назидательного опыта и педагогического наследия тюркских народов. Как правило, тюркский патриотизм, опираясь на тюркские идеи, составляет воспитательную систему, основанную на общетюркской целостности и имеющую историко-педагогическую важность. В современном  воспитании привитие личности патриотического духа посредством назидательного опыта и педагогического наследия тюркских народов имеет большое значение. Идея тюркского патриотического воспитания берет свое начало в героических поступках вождей тюркского патриотизма: Моде кагана, Тоныкока, Томирис, Алып Ертонги, Алып Манаса (Алпамыса), Едил батыра (Аттилы), Едиге, Кобыланды батыра и др. героев и занимает ведущую роль в пробуждении чувства мужества у потомков и формировании основ  отеческой любви.

Следовательно, в патриотическом воспитании посредством назидательного опыта и педагогического наследия тюркских народов ярко проявляется наличие противоречия между необходимостью преемственного использования воспитательных средств в учебно-воспитательном процессе и отсутствием научно обоснованной концепции и учебно-методических рекомендаций  по  их использованию.  

Тюрки хорошо понимали, что основой патриотического чувства поколений, как признак сохранения нации, ее жизнеспособности и созидательности, развития и продвижения является любовь к отечеству. Значит основа казахского национального патриотического воспитания начинается с тюркского патриотизма. Поэтому назидательно-воспитательные наследия тюрков это не история о сражениях, не какие-нибудь рассказы о деспотизме, не пропаганда, агитирующая к несправедливости, наоборот, воспитательные произведения, призывающие любить нацию и единство народа, почитать патриотизм и любовь к родной земле. Для этого потребовалось обеспечить желание воодушевленных и  решительных сыновей народа, почитающих Родину и родную землю. Потому что заветы предков поручали потомкам навечно сохранить эту бескрайнюю землю отцов.

Опора патриотического воспитания – теория защиты страны в тюркской традиции – проходила через древние легенды и эпосы, поэтические произведения, пословицы и поговорки, традиции, нравы и др. духовные культурные структуры на практицизм и является одним из основных влиятельных факторов  воспитательной идеологии, который нашел поддержку в практике и народном духе, в сознании поколений и национальном менталитете. Тотем волка у гуннов – предков древних тюрков – это не поклонение к неприятному зверю, а начало степной свободы и воли в мире, превратился в символический знак войнского духа и воли, чести и вдохновения, в мотиве легенды устанавливает генетическое родство с волком и превращает его в девиз патриотизма на протяжении тысячелетий, и образец воспитания «в духе волка» превратился в идеологию сохранения национальной самобытности. Здесь волк – нейтральный природный странствующий зверь, это показывает, что порывистый дух народа этой эпохи превращается из вдохновления и воодушевления от какого-нибудь зверя в «человеческую собственную веру».

         В воспитательных поучениях тюрков определяется система единства народа и преемственности поколений, место тюркского народа в мире, изыскивается ответ на вопрос «каким путем надо жить» для сохранения жизнеспособности народа,  и предлагается сохранить непоколебимые традиции мужества с чувством различных обычаев жития, и дается превосходство к тенденциям  национального  воспитания. Назидательные поучения тюрков всегда включает в себя уважения обычаев предков, умения ценить прошлое, взять за основу традициозность. Сильное духом, плодовитое поколение должно согласиться с условиями жизни, непрерывно сохраненные в течение тысячелетии, а противостоящие тюркскому духовному миру всегда были строго наказаны. Значит, формулу принятия, сохранения «правила» степи и  оставления после себя должны были признать и выполнить каждый гражданин огузо-кипчакского народа.

Итак, мы можем сказать, что исторический этногенез, язык, культура тюркских народов едины. Взяв за основу вышесказанное, мы предлагаем такое определение: «Этнопедагогика тюркских народов, основываясь на назидание и воспитание целостных тюркских народов, ставив выше тюркскую философию, тюркскую культуру, тюркскую психологию, тюркскую историю, тюркскую этнографию и интересы тюркской доброты привыше всего не должна лишаться концепции «Я». Поэтому важно воспитывать потомство тюрков держать высоко патриотическое чувство».

 Учитывая многонациональный характер нашей Республики Казахстан, национально-психологическую особенность состава студентов, их спросы, можно внедрить в учебный план таких элективных курсов, как «Этнопедагогика башкирского народа», «Этнопедагогика татарского народа», «Этнопедагогика ногайского народа», «Этнопедагогика турецкого народа» и др. 

Согласно результатам исследования можно предложить следующие рекомендации:

- в ХХІ веке каждый потомок тюркских народов, в том числе и казахский народ, будет обогащен тюркскими традициями; для их пропаганды необходимо организовать назидательные консультации для  семей  тюркских народов  в  общественных местах;

- нужно ознакомить будущих специалистов с целью и задачами этнопедагогики тюркских народов и предоставить возможность получить сведения  о научно-теоретических основах этнопедагогики;

- вооружить студентов необходимыми навыками эффективной организации педагогического процесса в школе и методами работы с родителями  с  учетом  особенностей этнопедагогики тюркских народов;

- необходимо приступить к подготовке в вузах специалистов со знанием тюркских языков;

- необходимо развивать этнокультурные традиции с целью восстановления тюркского патриотизма и единства в эпоху глобализации, являющейся   общемировой  проблемой.

В заключении, воспитание личности посредством тюркских и общечеловеческих ценностей, преемственных от поколения к поколению,  формирует у личности чувство долга, чести, достоинства и дает возможность воспитания патриота-гражданина, который сможет сохранить  независимость, солидарность и единство нашего  государства.

 

Литература:

1                           Аманжолов  К.Р. Түркі халықтарының тарихы. – Алматы, 1993. – 2-т. –257 б.

2                          Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма: дисс. канд. философ. наук.:09.00.01. – Ростов-на-Дону, 1983. – 222 с.

3                        Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов. – М.: «Аспект Пресс», 1997. – 448 с.

4                          Тихомиров Г.А. «Социально-философское исследование феномена патриотизма»:автореф. … канд. филос. наук: 09.00.11 Чебоксары, 2008. – 22 с.