Педагогические науки/3 Методические основы воспитательного процесса
Богданова А.И.
Сибирский Федеральный
Университет, Россия
Проблема формирования толерантной
культуры
студенческой молодёжи СФУ
Век глобализации и всеобщего взаимопроникновения
делает современный мир очень «тесным» в культурном смысле. Активные
миграционные процессы (в мире в среднем около 3% мигрантов), открытие
государственных границ и появление людей из всевозможных слоев общества и
культур рядом друг с другом на рабочих местах, в образовательных учреждениях
определяет сегодня высокий приоритет проблем межкультурного взаимодействия.
Оценивая миграцию как серьёзный фактор
геополитической стабильности, нельзя не учитывать и серьезности проблем
межкультурного взаимопонимания, что выдвигает на передний план формирование
толерантности как средства социальной безопасности в обществе, снятие
социокультурной напряженности и дальнейшего экономического и интеллектуального
развития гражданского общества. «Толерантность – тот предел, который сообщество,
полагая его в качестве реального своего основания, помещает в центр своего
бытия. Особенность современного общества состоит в том, что толерантность в нем
активно осмысливается и проговаривается, в результате толерантность помещается
в центр внимания сообщества»[5, 97-98]. В
официальном документе РФ - межведомственной программе «Основы формирования
установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в гражданском
обществе»[6] заявлено о необходимости и возможности воспитания культуры
толерантности в обществе через образование, внедряя в социальную практику
стандарты культуры толерантного поведения.
Сложность, многоаспектность и
многофункциональность феномена толерантности отражается в многозначности ее
определений - 1) «терпимость, снисходительность к кому или чему-либо; 2) в
социальном аспекте толерантность лежит в основе культурных измерений
человеческой субъективности, является «барометром», который в той или иной мере
позволяет определить уровень общественной зрелости людей, культуру участников
социального общения, их готовность к общему поиску путей примирения, согласия и
мира. Толерантность требует определенного самоограничения, бывает
принципиальной, базируется на твердых убеждениях о ее необходимости или же
прагматической, целесообразной (ситуационной) практикой отношений» [13, 148-149].
Таким образом, понимание толерантности как неотъемлемого качества психологически
зрелой устойчивой личности ставит необходимой задачу ее активного формирования
и развития.
Формирование толерантной личности зависит и
определяется характером окружающей человека социальной среды, обстановки, в
которой он живет и развивается. Социальным институтом, роль которого в процессе
формирования толерантного общества в России сейчас очень сильно возросла,
является образование, которое в лице школ, колледжей и вузов принимает самое
непосредственное участие в cтановлении личности. Именно в учебных заведениях,
где учащийся является частью коллектива, формируется его толерантная культура
позитивного отношения к присутствию в обществе представителей разных социокультурных
групп. По мнению Г. Олпорта, уровень толерантности индивида отчетливо
коррелирует с уровнем его образования и, как считает ученый, это связано прежде
всего, с тем, «что повышения уровня образования связано со снижением страха и
беспокойства, …что образованность позволяет видеть общество в целом и понимать,
что благоденствие одной группы связано с благоденствием всех остальных» [7,
42]. В связи с этим, А.В. Перцев, рассматривающий феномен толерантности через
призму всемирной истории, подчеркивает, что «…толерантность развивается в
обществе тогда, когда это соответствует представлениям человека о достойной
жизни» [10, 7]. В самом общем виде толерантность может быть определена как
признание того, то существование других, отличных от тебя субъектов есть твоя
собственная необходимость и потребность [9, 167]. Толерантность в этом случае интерпретируется исследователем как акт
свободного выбора человека, предполагающий возможность для его дальнейшей
достойной жизнедеятельности и самоидентификации в обществе.
Формирование толерантной культуры в высшей школе
базируется на понимании того, что студенческий возраст является одним из
определяющих этапов психосоциального становления индивида, его социокультурной
идентификации. С одной стороны, это период выбора своих жизненных ориентиров, а
с другой, наиболее сенситивный период для формирования моделей социального
поведения. «Студент – человек, переживающий два перехода: стадию личностного
самоопределения, то есть завершение формирования своего психологического типа -
интеллекта, способностей, характера и воли, и стадию выбора социального образца
или жизненной модели сознания и поведения. Студент – взрослеющий человек,
определяющийся профессионально и потенциально включающийся в общественное
разделение труда конкретной культурно-исторической эпохи. Эти факторы
определяют специфику менталитета студента и отличают его от других» [4, 180].
Поэтому важно именно в этом возрасте в рамках университетского образования
создавать условия для формирования в сознании студентов установок ценностного
толерантного отношения к другим людям и к жизни вообще как позитивных образцов
и моделей социального сознания. По мнению Б.С. Гершунского, образование и
общество взаимозависимы и взаимовлияемы: «…любые, сколько-нибудь глобальные
проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом,
неизбежно сказываются на состоянии системы образования. И вместе с тем, именно
система образования, откликаясь на эти общественные и цивилизационные проблемы,
будучи чувствительной к ним, способна и обязана оказывать свое существенное
влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, поддерживать их или,
напротив, тормозить их, находить свои специфические возможности решения
назревающих социальных проблем, упреждать нежелательное развитие событий»[3, 13].
«Концепция модернизации российского образования до 2010 года» – это концепция
модернизации современного российского общества, в котором приоритетное значение
приобретает формирование толерантной личности, способной к успешной
социализации в этом обществе: «homo tolerans», человека толерантного, как
отражение потребности формирования в обществе нового типа личности, для которой
толерантность может стать ценностью в процессе образования и самообразования
[2]. Основным качеством такой личности выступает толерантность как
социально-психологическая устойчивость к многообразию мира, к этническим,
культурным, социальным и мировоззренческим различиям [11, 4-13], как особый
позитивный способ принятия различий, который исключает развитие конфронтациий и
ксенофобий [12].
«Толерантность – это особый принцип
существования того Мира, который человек строит на основе понимания и принятия
множественности и многообразия бытия и признания неизбежности сосуществования
различий» [8, 37]. По сути, толерантность – это норма современной цивилизации,
определяющая как ценность «право человека быть иным» [1].
Толерантность начинается с того, что возникает
осознанная, как внешняя так и внутренняя, необходимость признания многообразия
человеческих индивидуальностей и различий между ними как объективной
реальности, а затем необходимость и желание учиться жить в этом многообразии.
Можно утверждать, что в этом заключается одна из задач построения СФУ как
крупного культурного центра, в котором обучаются 48 000 студентов из России и
стран дальнего и ближнего зарубежья, и который представляет собой модель современного
многообразного поликультурного общества. На сегодняшний день в СФУ проходит
обучение 273 иностранных студента из Германии, Великобритании, Турции, Китая,
Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении и других
стран и со временем их количество будет также возрастать. «Учебная миграция»
становится важным фактором развития региона поскольку способствует притоку
образованных специалистов (Красноярскому краю в ближайшие годы потребуется до
10-20% мигрантов), а для того, чтобы сделать учебную миграцию привлекательной
для молодежи необходимо достижение в обществе толерантной культуры. СФУ может
стать культурным центром притяжения студенческой молодежи посредством
разработки целого ряда образовательно-воспитательных программ и проектов
формирования толерантной культуры, преодолению межнациональных барьеров и
адаптации студентов к многонациональной, поликультурной среде региона, которая
представлена 138 этносами. В программу «Толерантность» войдут специальные
тренинги; смешанные группы из проживающих в общежитии студентов будут
вовлекаться в совместную общественно-значимую деятельность. Именно это позволит
не навязывать ценность принятия другого, а выращивать ее в сознании студентов.
Из научных исследований современных российских
учёных становится очевидным тот факт, что Красноярский край имеет определённую
альтернативу: или превратиться в малонаселённую местность с вахтовым способом обслуживания
добывающей и сырьевой экономики (что будет сопровождаться цивилизационным
«поражением» России в Северной Азии), или развиваться в так называемое «большое
общество», представляющее собой сложную и подвижную систему различных культур и
субкультур, где с помощью экономических, политических и социальных договорённостей
каждая локальная культура, не теряя своего культурного своеобразия, может
способствовать процветанию системы в целом.
В условиях, когда возрастает
дезориентированность в условиях многокультурного мира, многоценностной
культурно-нравственной парадигмы, скорости появления не осваиваемых сознанием
средств техники и коммуникации, сформированная позиция толерантности может
выступать как средство социальной безопасности в обществе, упрочения его
стабильности. Единственным примиряющим фактором для людей, исповедующих
различные ценности в силу происхождения становятся культура и наука поскольку
они транслируют наиболее общие нравственные ценности, очищенные от оболочек
нации, крови, религии.
Литература:
1. Асмолов
А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» [Электронный
ресурс].- Режим доступа:www.tolerance.ru, 2005.
2.
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер // Автореф. дисс.
доктора психол. наук. /Санкт-Петерб. гос. ун-т. - Спб., 2007.- 45с.
3.
Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М.:
Совершенство, 1998 . – 607с.
4.
Епина М.Б. Формирование педагогической толерантности студентов- будущих
педагогов в образовательном процессе вуза.// Педагогические проблемы
личностно-ориентированного образования /Отв. Ред. С.И. Осипова.-М.:МАКС Пресс,
2006. – C.139-192.
5.
Котелевский Д.В. Толерантность как изнанка со-общества// Социальная гетерология
и проблема толерантности.- Екатеринбург, 2003.
6.
Межведомственная программа «Основы
формирования установок толерантного сознания
и профилактика экстремизма в гражданском обществе» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.innovations.ru.
7.
Олпорт Г. Природа предубеждения// Век толерантности .- М., 2003. №5.
8.
Осипова С.И. Педагогические проблемы личностно-ориентированного образования /Отв.
Ред. С.И. Осипова. – М.: МАКС Пресс, 2006.- 343с.
9.
Перцев А.В. Жизненная стратегия
толерантности: проблема становления в России и на Западе / А.В. Перцев. -
Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та: 2002.-253с.
10.
Перцев А.В. Философско-исторические основания педагогики толерантности //Толерантность и образование: современные
проблемы формирования толерантного сознания: Коллективная монография /Отв.
Редактор А.В. Перцев. – Вып.16.- Екатеринбург: Полиграфист,2006.-192с.
11.
Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный
императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности
личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: МГУ им. М.В.
Ломоносова,2003.
12.
Уолцер М. О терпимости. – М.,2000.
13.
Этнологический словарь: Этнос. Нация. Общество / Редкол.: Козлов В.И. [и др.] –
Вып.1. - М., 1996.