Звонок Н.С., канд.
филос.н.
Восточноукраинский национальный университет им.В.Даля,
г. Луганск, Украина
Глубинный символизм слова в Библии
Библия для полутора
миллиардов христиан является особой формой божественного Откровения, в которой
начертаны как пути спасения, так и конкретные указания для повседневной жизни.
Это текст, который не существует без читающего и понимающего, поэтому
толкования на тексты Священного Писания для христиан имеют особое значение. И
если к толкованию текстов протестанты относятся свободно, для православных
огромное значение имеет традиция. К
сожалению, современная наука не уделяет проблеме символизма Библии особого
внимания, хотя она является одной из
наиболее интересных философских проблем.
К Библии как
Священному Писанию христианства с особым вниманием относятся богословы Средневековья. Так христианский богослов Дионисий Ареопагит пишет, что «вообще не следует ни думать, ни
говорить о преестественном и таинственном божестве ничего, кроме того, что божественно открыто нам в слове Божием» [3;с.13].
Далее Дионисий утверждает символичность библейских текстов: «Совершенно ведь не
подобает сметь сказать или подумать что-либо о сверхсущественной и сокровенной
божественности помимо того, что
боговидно явленно нам священными Речениями. Ведь неведение ее превышающей
слово, ум и сущность сверхсущественности должны посвящать ей те, кто
устремляется к горнему - насколько
сияние богоначальных Речений открывает себя, и кто ради высших осияний
облекает свое стремление к божественному
целомудрием и благочестием.» [3;c.13]. Символическое
прочтение Библии началось задолго до
Дионисия, в творчестве Оригена. Именно Ориген составил комментарий ко всем
книгам Ветхого и Нового заветов. Продолжая традиции Климента Александрийского,
он, в отличие от Киприана и Тертуллиана, был сторонником не буквального, но
символического прочтения Библии. Ориген
разработал учение о трех смыслах
Библии: буквальном – «телесном», моральном – «душевном», и философском –
«духовном». Сам Ориген отдавал предпочтение философскому истолкованию Библии [4;c.389].
В числе
толкователей Священного Писания был Иоанн, прозванный Златоустом. Именно им
были написаны беседы на книгу Бытия, на Псалмы, на книгу пророка Исаии, на
Евангелия от Иоанна и от Матфея, на Деяния апостолов, а также беседы на все
послания апостола Павла [5;c.206]. Иоанном
Златоустом широко использовался прием типологических толкований. Так он
показывал, что события Ветхого и Нового заветов связаны типологически:
например, распятие Христа и принесение в жертву Исаака. Как овен был принесен в
жертву вместо Исаака, так и словесный Агнец был принесен в жертву за весь мир, в
обоих случаях – единственный и возлюбленный сын. Особенность приема Иоанна
Златоуста в том, что объяснялся глубокий символический смысл события, а не
буквальное его изображение. В отношении буквального и глубинного смысла при
чтении Библии, в особенности Ветхого завета, Златоуст советовал придерживаться
«золотой середины»: одно понимать так, как сказано, а другое двояко, удерживать
чувственное и принимать мыслимое, как, например, слова: волки и агнцы будут
пастись вместе, или, как он объяснял, в агнце египетском представляется образ
страдания. Иоанн Златоуст был толкователем не буквы Библии, но самого его духа,
раскрывая глубинный символический смысл
Священного Писания христианства.
Особый
подход к прочтению Священного Писания мы видим у Симеона Нового Богослова. С
его точки зрения, понимание библейских
текстов должно быть не отвлеченным, но быть результатом пророческого
вдохновения, прокладывающего путь к еще более глубокой вере: «Исследуйте
Писания. Исследуйте, но не любопытствуйте о многом. Исследуйте Писания, но не
устраивайте споров по поводу внешнего [содержания] Писаний. Исследуйте Писания,
чтобы научиться относительно веры, надежды и любви»[1;с.74].Так же он критикует
светских ученых, которые берутся
толковать Библейские тексты, не имея в душе божественной благодати: «Ибо
Божественное, а также то, что относится к Божественному, передается на письме и
прочитывается всеми, но открывается оно только тем, кто горячо кается и кто
через искреннее покаяние прекрасным образом очищается…Им открываются глубины
Духа, и от них изливается слово Божественной мудрости и знания… Для прочих же
все это остается неизвестным и сокрытым, и никоим образом не открывается Тем,
Кто отверзает ум верных для уразумения Писаний»[1; с.90].
С точки
зрения современного исследователя Арабаджи Д., в методе толкования текстов
Писания Симеон Новый Богослов прибегает как к аллегорическому смыслу, так и к
смыслу символическому. Однако оба метода не равны для Симеона – духовный смысл
библейских текстов для него наиболее желаемый. В толкованиях Симеона можно
найти не только влияние на него александрийской традиции, но и прямые
заимствования из толкований ее представителей. Так, например, Ноев Ковчег –
символ Богоматери, а Ной – прообраз Христа. Престарелый Исаак, который не смог
узнать своего сына Иакова – символ духовной слепоты. Египет символизирует оковы
страстей. Земля обетованная и сосуд с манной – прообразы Девы Марии. Моисей в
облаке на вершине горы Синай – символ духовного восхождения к Богу. Три кущи,
которые хотел построить Петр, символизируют тело, душу и дух. Блудница,
пришедшая ко Христу с миром, символизирует отшельника, который должен любить
Иисуса и омывать ноги его слезами покаяния[2;с.196].
Библию
христианские богословы трактовали не извне, а изнутри, они пытались находить
смысл событий во взаимосвязи с другими фактами и событиями, но это не
прагматический смысл и не причинно-следственная связь. События находят
объяснение в другой плоскости – не во времени, а в вечности, где все находится
в духовной связи. Все события, личности и народы на духовных вершинах бытия
оказываются тесно связанными, и в этой символической глубинной связи – смысл истории и предназначения личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Алфеев Илларион,
иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. Изд.3-е. -
М:Изд-во О.Абышко,2008.-448 с.
2.Арабаджи
Д.Очерки христианского символизма. - Одесса: Друк,2008.-548 с.
3.Ареопагит
Дионисий. О божественных именах. О мистическом богословии.- СПб.: Глаголъ,1994.-194с.
4. Чанышев
А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии -М. :Высш.школа,1991.-512 с.
5. Флоровский
Г., прот. Восточные отцы IV века.- Минск: Харвест,2006.-303 с.