Философия/5.Философия религии
Романенко-Бурлуцкий Я. Л., Родыгин
И. О.
Донбасская Национальная Академия Строительства и Архитектуры
Актуальность
православной концепции греха
в
современном обществе
В православной этике грех – это моральное
зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью благой воли Бога,
Творца Вселенной. Поскольку христианский Бог-Троица есть чистая истинная любовь
(1Ин:4,8-10), то воля Его по отношению к Своему творению есть настоящее и
непреходящее благо[1,248]. Именно поэтому грех и зло в православной морали
тождественны: всякий грех есть зло, приносящее вред человеку и его окружению.
И, напротив, исполнение воли Божьей, выраженной в Его заповедях и в Священном
Писании, а также следование голосу совести, этому внутреннему божественному судье
нашей души, способно приносить людям благо и способствовать мирному их
сосуществованию, равно как и процветанию самого общества. Поскольку по своей
сущности Бог есть любовь или абсолютное благо, то грех представляет собой то
или иное проявление нелюбви (гнева, ненависти, злобы, презрения и так далее). Чтобы
не совершать грехов, необходимо научиться любить своего Создателя, быть Ему
благодарными, а также возлюбить своих ближних как самих себя, то есть не делать
другим того, чего не желаем самим себе, – это и есть главные заповеди
христианской нравственности (От Мф. 19:19) [1,35]. По учению Святых Отцов
Церкви [2] грехи против любви опасны тем, что губят нашу душу и тело, омрачают
ум, порабощают сердце, подвергают нас
болезням и предают смерти и тлению; грех ужаснее самого Диавола, ибо
именно грех сделал из ангела светоносного духа отверженного.
В православном нравственном богословии
чаще всего выделяют три отдельные группы наиболее опасных для духовной жизни
человека грехов: 1. Грех первородный; 2. Грехи смертные; 3. Грех
непростительный или «хула на Духа Святого». Первородный грех назван так не только потому, что его, по преданию,
впервые совершили Адам и Ева, первые люди на Земле, когда вкусили запретный
плод с «дерева познания добра и зла»; но и потому, что последствия их
грехопадения с тех пор, как считается, сказываются на каждом вновь родившемся
человеке в виде предрасположенностей к болезням, старению и смерти, а также в
виде врожденной склонности к злым поступкам. Смертные грехи – это такие грехи,
которые «смертельно ранят душу» человека, грехи, совершив которые, человеку
будет очень трудно в последствии раскаяться в них и изменить свой образ жизни
на кардинально противоположный, чтобы стать уже не грешником, но праведником. К
«смертным» грехам, как правило, относят следующие семь грехов: а) убийство
человека (в том числе и аборт); б) гордость (тщеславие, самопревозношение); в)
гнев (ненависть, презрение); г) любодеяние (блуд, супружеские измены,
гомосексуализм и другие сексуальные извращения); д) сребролюбие (жадность к
деньгам, страсть к материальным
приобретениям, свойственная «шопоголикам», стремление к роскоши и мотовству);
е) зависть, которая приводит ко всякой подлости и злу в отношении ближних; ж)
плотоугодие и жажда удовольствий (леность, объядение, пьянство, наркотическая
зависимость) [3]. Такие грехи считаются наиболее опасными для духовной жизни
человека, поскольку они способствуют развитию в нем телесного, чувственного,
страстного начала, то есть не помогают душе подчинить инстинкты материального
тела разуму, а, наоборот, дают животному телесному началу выйти из под контроля
сознания и диктовать свою волю. И все же смертные грехи можно победить с
помощью искреннего раскаяния и слезной молитвы, которые помогут человеку
удалиться от греха, искоренить греховную привычку и изменить образ жизни,
искупив последующими добрыми делами совершенное зло. Есть лишь один грех,
который по словам Самого Иисуса Христа, Сына Божьего, не прощается ни в этой
жизни, ни в будущей – это грех неверия или «хула на Духа Святого» (От Мк.
3:28-29) [1,59]. Под непростительным грехом «хулы на Духа Святого» подразумевается вероотступничество и атеизм, то
есть неверие в то, что мир создан Богом-Любовью, и что так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего Единородного на
верную смерть ради искупления грехов человечества, и, прежде всего,
первородного греха, с которым сами люди справиться не в состоянии (От Ин. 3:16)
[1,141]. Впрочем, грех неверия считается непростительным не потому, что
настолько оскорбляет Бога, что Тот не может простить его человеку, а потому,
что сам человек своим неверием отвергает помощь Божью и делает невозможным
прощение поскольку не верит в него, и не просит его.
Известный христианский мыслитель IV века
н. э. Василий Великий в своих «Морально-аскетических письмах» [4]
растолковывает сущность греха достаточно просто, грех – это недостаток добра,
отсутствие блага. Если не хочешь грешить, всячески способствуй добру и благу,
добросовестно исполняй свои обязанности, демонстрируй пути и средства для
достижения совершенства в любви, не обманывай других и не причиняй ни им, ни
себе никакого вреда, всегда ищи, чем и как ты можешь помочь окружающим. Насколько
же актуально подобное учение о грехе в современном обществе.
Список литературы:
1.
Новый Завет / в русском
переводе с параллельными местами и приложениями. – Брюссель: «Жизнь с Богом»,
1979. – 755с.
2.
Булгаков. С. В. Настольная
книга для священно-церковнослужителя. – М., 1993 г. – 944с.
3.
Перечень наиболее
распространенных грехов с объяснением их духовного смысла. – М.: «Новая книга»,
«Ковчег», 1999.
4.
Василий Великий. Письма.
– М.: изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007.
5.
Иоанн Златоуст. О
покаянии // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского.
Том 2, книга 1 // www.ccel.org