Шариф В.Н.

Павлодарский государственный педагогический институт,

 г. Павлодар, Республика Казахстан

ИДЕИ ЛИДЕРСТВА В НАУЧНЫХ ВОЗЗРЕНИЯХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА

 

Рассмотрение в истории науки изучаемых социальных явлений является необходимым компонентом сложного процесса выявления основных закономерностей и механизмов функционирования того или иного явления. Как определенное состояние изучаемого объекта генезис позволяет установить его происхождение, становление и развитие. Изучение лидерства с различных философских аспектов способствует установлению приемственности теорий и взглядов на данный вопрос, раскрытию его сущности.

Идеи лидерства, управления государством, выдвижения лидера актуальны и в восточной философии. Так, в сочинениях Конфуция мы находим мысли о лидере. Размышляя о совершенстве современного человека, философ писал: «... Если ныне человек, зная о корысти, думает о долге, при виде опасности – готов пожертвовать жизнью, отдает людям обещанное и не забывает слов, данных в жизни, то такого человека можно назвать совершенным» [1, с.30-31]. На наш взгляд, данная идея составляет нравственную основу поведения лидера, деятельность которого направлена во благо общества и для общества. Говоря о служении людям, мыслитель также отмечал важность знаний и человеколюбия в структуре личности правителя. Он полагал, что правитель только тогда может быть успешен, когда обладает знаниями дела, готов пожертвовать собой ради народа, следует традициям и в то же время обладает чувством собственного достоинства. По этому поводу Конфуций сказал: «Если, достигнув знания, не в состоянии хранить его при помощи человеколюбия, то достигнутое будет утрачено. Если, достигнув знания, опираешься на человеколюбие, но, управляя народом, не сохраняешь чувство собственного достоинства, то народ не будет почтителен. Если, достигнув знания, опираешься на человеколюбие и сохраняешь чувство собственного достоинства при управлении народом, но без соблюдения обрядов, то, значит, ты еще не достиг совершенства» [1, с.60]. Таким образом, Конфуций видел лидера как человека совершенного, в котором преобладало стремление к знаниям, служение людям, человеколюбие, почтительное отношение к традициям, обычаям и ценностям, справедливость и самоуважение.

В учениях Ибн Сины вопрос управления тесно взаимосвязан с религиозными и политическими законами. Как и в философии Платона, Ибн Сина акцентирует внимание на справедливости, как единственном пути процветания лидера и его государства [2, c.22-23].

Разрабатывая основы теоретических наук, Аль-Фараби предлагает свою модель идеального государства с его идеальным правителем, которая была бы применима во все времена и для всех народов. Благополучие в таком государстве напрямую зависит от правителя, являющегося самым лучшим человеком общества. В своих работах Аль-Фараби выделяет три типа государства, каждому из которых соответствует свой уровень развития общества, тип руководителя и соответствующий уровень благополучия: а) невежественное, б) коллективное; в) добродетельное. Государство, по мнению ученого, должно развиваться по восходящей от невежественного к добродетельному, которое является наивысшей формой общественной и политической организации. Согласно автору, правитель в невежественном государстве получает власть путем передачи ее по наследству или покупая ее. Как правило, такой правитель не обладает высоким умом, мудростью, нравственными качествами, не стремится и не желает приобретать новые знания и умения, находит себя в удовлетворении базовых потребностей, стремится увековечить себя и свой род путем передачи правления по наследству. Среди методов управления и приобретения благодетелей можно выделить насилие и принуждение. Отсутствие твердого закона и избегание наказания за совершенные безнравственные поступки, поощрение более богатой части населения, межнациональная борьба, гражданское неравенство обусловлены действиями невежественного правителя [3, c.23-24].

Переходной ступенью развития от невежественного государства к благодетельному является коллективное. Данный тип государства основывается на демократии, где руководитель выбирается исходя из интересов общества. Несмотря на возможность наследования власти, правитель может быть избран только из такого рода, который зарекомендовал себя своим мудрым и демократичным стилем правления. Как правило, в таком государстве народ принимает решение о перевыборе своего лидера.

Добродетельное государство у Аль-Фараби – это образец счастья, мира и согласия, который народ создает самостоятельно. Правитель такого государства должен обладать только положительными качествами. Он скромен в еде и напитках, умен, прозорлив; он стремится познать окружающий мир; любит правду и ее поборников; обладает гордым характером и дорожит честью; придерживается справедливости и ненавидит тиранию; проявляет решительность, не знает страха и малодушия. Более того, такой правитель всегда стремится к счастью для своего народа. Его собственное благополучие достигается только посредством благополучия его страны и общества [3, c.24-25].

В своем трактате «Благодатное знание» Юсуф Баласагуни описывает нормы идеального общества, нормы поведения людей различных сословий, правила взаимодействия между правящими и ведомыми. Основным принципом великого правителя, по мнению Юсуфа Баласагуни, является принцип опоры на закон в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью. Он пишет: «Величье и власть достохвальны стократ, Когда они правду и право вершат. Власть бека достойна великих похвал, Но лучше – закон, что во благо он дал» [4, c.62]. Определяя наиболее важные для лидера качества он выделяет мудрость, разум, добро, человечность, ум, щедрость, осмотрительность и сдержанность. Воспитание данных качеств, по его мнению, возможно только через образование и науку. Наряду с положительными качествами правителя философ также выделяет и отрицательные, нуждающиеся в перевоспитании: лживость, склонность к насилию, корысть, горячность, гневливость, лиходейство, аморальность, склонность к алкоголю [4, c.16].

В основу деятельности правителя принцип справедливости и благополучия закладывал и Аль-Газали. «Первой обязанностью султана, по Аль-Газали, является укрепление собственной веры (джихад), а обязанности по отношению к подданным заключаются в осуществлении религиозной традиции, истории сасанидского государства и халифата». Он показывал, как несправедливая власть вела к тирании, а тирания – к несправедливой власти [3, c.27].

          В произведении «Слова назидания», на наш взгляд, Абай под словом «человек», «гражданин», «азамат» в высоком смысле подразумевал лидера. В тридцать седьмом слове Абай говорил о человеке, умеющем направить народ на путь блага и процветания: «Кто отравил Сократа, сжег Жанну д‘Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истиный» [5, с.78]. Под истиным путем просветитель понимал путь просвещения и добра, который открывается лидеру и которому должен следовать каждый. «Азамат» – человек, видящий этот путь, следующий ему в своей жизни и деятельности и ведущий по нему народ. Его предназначение заключается в служении человечеству посредством просвещения, наставничества, реализации своих потенциалов во благо окружающих. Его знания, слова, поступки и отношения наполнены тревогой о мире, заботой о близких и товарищах, желанием совершать добрые дела. Как говорил Абай, лидер – это не тот, кто «дорожит тем, что он сын отца, а тот, кто гордится, что он сын человека», тем самым почеркивая нравственную и гуманистическую направленность личности лидера [5, с.78]. 

Таким образом, на Востоке складываются свои представления о лидерстве: 1) одним из важных приоритетов лидера страны является приоретет закона; 2) лидерский процесс носит общегуманистический характер; 3) выделение внутренней и внешней политики, различающихся между собой методами и средствами осуществления; 4) преобладание этико-моралистического, дидактического видения лидерства; 5) деятельность лидера направлена на благо общества и страны.

Литература:

1. Афоризмы и притчи/ Конфуций. – М.: Эксмо, 2010. – 320с.

2. Ибн Сина. Избранные философские произведения - М., 1989, с.22-23.

3. Соломаха С.Г. Политическое лидерство как социально-философская проблема. 09.00.02. – философия человека и общества. Дисс.кан.филос.наук. – Алматы, 1995.

4. Баласагунский Ю. Благодатное знание. - М., 1983, c.62.

5. Абай Слова назидания. – Алматы: «Онер», 2006, с.78.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе

Учреждение Павлодарский государственный педагогический институт, Республика Казахстан

Ф.И.О. Шариф Виктория Николаевна

Должность магистрант специальности «Педагогика и психология»

Адрес 130000 Республика Казахстан, г.Павлодар, ул.Толстого 82 кв.129

Контактный телефон 8 777 066 25 22

Название доклада Идеи лидерства в научных воззрениях мыслителей Востока

Секция Педагогические науки

Конференция Дни науки, Чехия

Дата проведения 27 марта – 05 апреля 2011 года.