Аманжолова Динара Алтаевна

Республика Казахстан, г.Алматы

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЛИЯНИЯ ИСЛАМА НА КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

 

       В условиях глобализации  в мире идет глубокая дифференциация общества, марганилизация его социальных слоев и возрастание религии в обществе и ислама, в частности. И мусульманский мир представляет собой многообразие моделей государственного устройства. Среди этого многообразия обычно выделяют наиболее характерные для исламского мира, в зависимости от решения проблемы отношений государства и ислама. Прежде всего, это по своей сути теократические государства. Примерами могут служить Иран, где у власти находится духовенство, власть которой определяется шиитской концепцией «вилаят-е-факих»; Саудовская Аравия, в которой власть сосредоточена в руках суннитского духовенства, официальной идеологией государства является ваххабизм. В таких государствах ислам является официальной идеологией, а Коран является, по сути, Конституцией государства, законодательство составляет шариат. В этих странах население однородное – мусульмане практически составляют все население.

    К исламским по своей идеологической основе государствам можно отнести Ливию, Пакистан, Судан, Афганистан, Ирак, Йемен и другие, в которых идеология государства, хотя построена  на Коране и шариате, но, тем менее, имеются свои особенности устройства государства.

    Выделяются умеренные исламские государства, где ислам, являясь идеологией большинства, тем не менее, в них присутствует политика синтеза исламских и секулярных форм общественной жизни. К ним можно отнести Египет, Марокко, Сирию, Алжир, Иорданию и другие.

    Особое место в исламском мире занимает турецкая модель. Несмотря на то, что со времен Ататюрка кемалистская Турция является светским государством, духовно- культурную и политическую жизнь определяет ислам. Особенно это проявляется в последние годы, когда в Турции у власти находится исламская партия – ПСР – Партия справедливости и развития.

    Поликонфессиональными и светскими по своей сути являются исламские государства Юго- Восточной Азии и Тропической Африки. Например, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Сенегал и другие, находящиеся на периферии «мусульманского мира».

    Если брать страны Центральной Азии, то они все являются светскими государствами с преобладанием секулярных социально-политических форм. В принципе эти государства в силу своих историко-культурных оснований относятся к мусульманскому миру. Их можно определить как светские мусульманские государства, подразумевая доминирования в них мусульманского населения.  В то же время они были вовлечены в исторический процесс строительства «коммунистического строительства». Страны Центральной Азии в своей истории пережили семидесятилетний период «советского социализма» с его атеистической идеологией. Такой исторический период включает в себя смену трех поколений, поэтому в сознании людей укоренилось атеистическое отношение к миру. Если к этому добавить живучесть в сознании части населения доисламских культурных традиций, то становится понятным осторожное отношение государства к исламу, особенно к тем его идеологическим формам, которые не традиционны для тюркоязычных народов. Все приводит к тому, что сами эти государства на считают себя исламскими государствами, но признают свое отношение к мусульманскому миру в историко- культурном аспекте.

     Действительно, тюркские государства Центральной Азии: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан сами позиционируют себя как государства,  относящиеся к исламскому миру. Но богатая история и культура доисламского периода и, особенно, мировоззренческое влияние советской атеистической идеологии наложило отпечаток на исламский характер этих государств. Каждое из них имеет свои особенности и специфику в решении вопросов отношения государства и ислама.

      Среди них выделяется Таджикистан, практически с однородным мусульманским населением и сильными исламскими традициями. Пройдя через кровопролитную гражданскую войну, Таджикистан пришел к синтезу светскости и религиозных форм в сфере государства и политики. В Таджикистане, который является по Конституции светским государством, идущим по пути формирования гражданского общества, в политической жизни государства участвует Партия исламского возрождения, котрая не просто является оппозиционной партией, но, прежде всего, она представляет мусульманский электорат.

     Узбекистан, также по своему национальному составу является государством с доминирующим  мусульманским населением. Здесь также исторически глубоки и крепки исламские традиции. Религиозное сознание узбеков в большей степени исламизировано, этническая и религиозная идентификация практически совпадают у всего населения с исламом, исламскими традициями и обычаями.

     Кыргызстан также позиционирует себя государством, относящимся к мусульманскому миру, но мусульманское население не является доминирующим. Слабость позиций ислама обусловлена и доминированием во властных структурах  идеологии , когда светская власть видит в исламе противника, а потому государственная политика выстраивается как политика контроля.

   Из всего сказанного можно сделать вывод, что  странам Центральной Азии больше присуща модель «кооперационная», ориентирующаяся на «религиозную свободу», «нейтралитет» и «толерантность». Это объясняется следующими моментами: а) в этих государствах между секулярным государством и исламом сохраняется определенная дистанция, определенный мировоззренческий нейтралитет; б) отношения между государством и мусульманскими организациями регулируются действующим законодательством; в) светское законодательство не препятствует реализации религиозной свободы, гарантирует свободу убеждений, свободу выражения религиозных чувств и, свободу религиозных объединений. 

    А Республика Казахстан по Конституции является светским государством. Светскость государства, прежде всего, предполагает, что общественные и государственная сфера независимы от идеологического санкционирования и давления, от прямого влияния религиозных объединений и тех организаций, деятельность которых направлена на распространения идеологии.

   Казахстанское государство строит свою политику в отношении религии на безусловном признании ее культурообразующего начала и на предоставлении традиционным религиям возможности свободного развития. Так, Казахстан одним из первых выступил с инициативой о проведении форума лидеров различных религий.  Уже проведено у нас  3 съезда лидеров мировых и традиционных религий.

    Республика Казахстан, как светское государство, признавая мусульманские религиозные институты как важный институт гражданского общества, уважая внутренние установления мусульманских религиозных объединений и предоставляя возможность действовать на основе собственных религиозных канонов, признавая их право на организацию и управление в соответствии с религиозными правилами, не финансирует их не вмешивается в их деятельность, но способствует реализации конституционных прав граждан на свободу совести. Основополагающими принципами национальной политики многоконфессионального и полиэтнического Казахстана являются общественное согласие и политическая стабильность, духовно-культурное единство народов и межконфессиональное согласие.

 

 

 

 

Литература

 

1.     Звягельская И. Секулярная модель и проблема идентичности в контексте строительства национальных государств в Центральной Азии\\ Секляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет? Материалы международного «круглого стола». г.Алматы, 30 ноября 2007 года. (Отв. Ред. Б.К.Султанов.- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008.- 296с. С.92-107.

2.       Кадыр Маликов. Светское государство и исламский политический процесс в Кыргызстане: «Мусульманский ресурс» как фактор государственного строительства. Там же.