Если
разум не указывает тебе твоего места в мире и твоего назначения, то знай, что
виновато в этом не дурное устройство мира, не твой разум, а ложное направление,
которое ты дал ему.
Среди множества человеческих качеств,
характеризующих его как разносторонне развитую личность, определяющая роль
принадлежит разуму – уникальнейшему инструменту, который природа и история дали
человеку для осуществления им своего широкого предназначения, своих социальных
функций.
Известно, что человек качественно отличается от
всех живых существ, обитающих в нашем мире, своим разумом – как награды и дара природы. Некоторым дар разума
дается лишь в виде предпосылок, потенций, возможностей, трансформирующихся в
действительность при определенных условиях, причем степени этих трансформаций у
отдельных индивидов определяются существенно различающимися качественными
характеристиками. У других людей разум напоминает несформировавшихся в силу тех
или иных причин орган сложного живого организма, который в силу физиологической
недоразвитости своей, он неполноценен в осуществлении предназначенных ему
функций.
Каждый, кто смог свой разум довести до высокой
степени совершенства, именуемой мудростью, знает суть законов природных и
общественных, ясно определяет свое место
в мире, понимает свою общественную принадлежность, умеет правильно определить
свое назначение, смысл и цели своего бытия, способен подчинить свою жизнь
и деятельность достижению больших личных
и социальных целей.
Бесспорны рассуждения о том, что человек
одаренный природой с огоньком таланта или задатками гения способен на неизмеримо
больше, чем тот, кто не обладает этим даром. Но главное заключается в том, что
одаренность личности проявляется только в труде, в его результатах, и сложно
установить какой доле таланта и какой доли трудолюбия она обязана своими выдающимися
достижениями.
Конечно, у некоторых особые способности
обнаруживаются очень рано еще в дошкольные и школьные годы и, как правило, они
проявляются в особых качествах, хорошей памяти и быстрой сообразительности. Будучи
отличниками, в школе, они способны быстро запоминать и немедленно выдавать
поступающую к ним от учителей или учебников информацию. К сожалению, практика
подтверждает, что немало случаев, когда из таких отличников получаются не очень
приспособленные к жизни люди. Виной тому бывают их неординарные способности.
Легкость в учении, быстрое, но часто поверхностное усвоение учебного материала не прививают им привычки к
систематическому труду, к углубленной работе по освоению знаний, а ведут
к появлению свободного времени, заполняемого немудреными увлечениями с
безотрадным результатом. Выходят они на дорогу жизни, не приученные и не
приспособленные к серьезному труду, ищущие непыльной, престижной и денежной
работы с ожиданиями плотских наслаждений.
Многим из нас известны имена выдающихся деятелей
науки, искусства, политики, особо ничем не выделявшихся среди своих самых обыкновенных
сверстников в школьные или даже в студенческие годы и поэтому не подозревавших
о своей исключительности. Среди них такие, как М.В. Ломоносов – сын архангельского
крестьянина, Николай Коперник – сын пекаря, Уильям Шекспир – сын мясника и др.
Эти факты свидетельствуют о том, что человек, особенно вступающий в жизнь,
часто не знает самого себя, своих творческих возможностей, обнаружить которые
можно только единственным путем – попытаться претворить их в действительность,
то есть попробовать приложить к добровольно избранному делу все свои силы. И
успех придет. Даже беглый анализ великих дел ума и рук, человеческих однозначно
и неопровержимо подтверждает, что все они обязаны своим появлением огромному
труду, исключительной настойчивости, целеустремленности, воле их создателей
– часто людей, вышедших из низов народных, условия жизни которых отнюдь не были
благоприятными для осуществления больших дел.
Но и немало выдающихся деятелей, получивших
признание в науке, литературе, искусстве и вышедшие из привилегированной среды,
которые, располагая всеми возможностями прожить жизни свои в роскоши и праздности,
не воспользовались ими, а предпочли иные жизненные дороги, дороги
самообразования, большого творческого труда и верного служения интересам народов.
Человеческий ум следует различать по его широте,
организованности, глубине, ясности, практичности, пытливости и продуктивности.
Это важные черты разума, и отсутствие некоторых из них делает его в определенной
степени неполноценным.
По-настоящему большой и мудрый ум не может быть
узким даже в наше время, когда объем знаний, накопленных человечеством,
настолько грандиозен, что память отдельного индивида, как бы ни была она
велика, не в состоянии вместить даже их малую толику. Кажется, что единственным
уделом для человека, ищущего свое место в жизни, обречь себя на узкую специализацию,
на предельно исчерпывающее накопление знаний и опыта в какой-либо ограниченной сфере
науки или практики. Однако такое умозаключение было бы поверхностным,
принципиально неверным.
Любая личность, сознательно замкнувшая свой ум в
рамках одной какой-либо специальности, одной научной дисциплины, не будет
по-настоящему знать и ее, как бы ни были обширны ее познания в избранной
области. Ибо понять сущность чего-либо частного невозможно без изучения природы
целого, в которое оно входит и в какой-то степени выражает эту природу.
Очевидно, что узкий специалист неизбежно
односторонен, и чем больше времени он тратит на обогащение своих знаний по
избранной специальности, тем меньше у него остается возможностей для
самосовершенствования в области общекультурной, нравственно-политической и тем
деформированнее развивается личность. Следовательно, нацелить себя только на
абсолютное овладение знаниями в пределах своей специализации – значит обречь
свой ум на одностороннее, ущербное, недостойное человека развитие. Всех же
знаний постичь невозможно, нахватать их из каждой науки понемногу – значит
сформировать ум поверхностный, дилетантский, несерьезный.
Современные условия, когда развитие
научно-технического прогресса и лавина информации возрастает непомерно,
человеку, определяющему свой жизненный путь, без выбора узкой специализации,
соответствующей его индивидуальным склонностям, никак не обойтись. Только она
может вывести его на высоту профессионального мастерства и большой личной и
социальной отдачи, конечно, если он потратит на нее большую часть своих
интеллектуальных и физических сил. Лишь от человека, сумевшего сконцентрировать
свою энергию на овладении в совершенстве какой-либо узкой специальностью можно
ждать высоких трудовых результатов, так
как без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить
ничего значительного.
Узкая
специализация, однако, не исчерпывает полностью до глубокой старости,
расширяющие умственные способности личности, если последняя продолжает учиться
всю жизнь. Резервы этих способностей будут возрастать по мере постоянного умственного
самосовершенствования. Жизнь подтверждает, что особенность духовного мира
человека, а именно его способность расширяться, становиться вместительнее по
мере заполнения все большим количеством знаний.
Не вызывает сомнения и то, что чем обширнее
умственный кругозор человека, тем шире круг неразрешенных вопросов и неясных
проблем, тем острее его недовольство имеющимися знаниями, всегда
недостаточными, чтобы познать все неопознанное, исследовать все неисследованное.
Это благородное недовольство. Оно спасает мысль человеческую от застоя,
пассивности, лености, заставляет личность стремиться, все знать, отвечать на
все вопросы, ее волнующие. Напротив, каждый замкнувший себя на профессиональном
самообразовании, сознательно или
невольно отстранившийся от самосовершенствования и самоуправления в
широком смысле слова обрекает себя на
неполноценность, на ограниченность своих деяний.
Цели и задачи по самосовершенствованию и
самоуправлению, которые ставит перед собой человек, не могут сообразовываться с
его индивидуальными способностями. В гениальных людях прошлого и настоящего
поражает разносторонность их познаний в разнородных областях науки и практики.
Например, Аристотель, которого Энгельс называл самой универсальной головой
среди древнегреческих философов, оставил человечеству трактаты по философии и
логике, физике, зоологии, оптике, политике, истории, искусству и риторике.
Лишь только тогда всесторонне образованный,
обширный по своему содержанию ум может успешно осуществлять свою познавательную
и творческую функцию, когда его широта сочетается с глубиной проникновения в
суть вещей в закономерные связи между ними. Поэтому важная задача личности,
нацеленной на самостоятельное формирование интеллектуальных способностей, правильно
оценить свои познавательные возможности и определить границы
самосовершенствования. Это позволит уберечь свой разум от поверхности и
верхоглядства, придав ему умение различать за каждым случайным, переходящим, доступным чувственному восприятию
относительно постоянное, повторяющееся,
существенное, скрытое в глубине предметов и процессов.
Бесспорно, что глубина ума неразрывно связана с
системностью его содержания. К.Д.Ушинский придавал этой черте интеллектуальных
способностей особо важное, первостепенное значение, определяя ум человеческий
как хорошо организованную систему знаний. И небезосновательно. Встречаются
эрудиты, у которых голова набита нужными и ненужными знаниями, нахватанными из
различных источников, не приведенные в систему, они, по существу, бесполезны,
негодны для употребления при оценке их носителем определенных жизненных
ситуаций, при решении им практических и научных задач.
Глубина, разносторонность, критичность и ясность
ума отдельной личности накрепко связаны, в конечном счете, с его
продуктивностью, то есть способностью принимать правильные решения по поводу
всех возникающих перед ним проблем, сугубо научных, производственно- экономических,
политических, бытовых. В конечном счете, сила и мощь разума определяется
результатами его деятельности, будь то вновь открытый закон, научная теория или
верное решение какого-либо вопроса, имеющего важное практическое значение.
У каждого из нас возникает естественный вопрос,
как и какими путями человек, может поднять свой ум до высоты, с которой ему
открываются многие законы жизни, его собственная сущность и те главные ориентиры,
определяемого для него историей человеческого прогресса? На этот вопрос каждый сам должен искать
ответ.
Но, тем не менее, еще раз отметим, что важнейшая
и высшая форма самосовершенствования и самоуправления – это труд. Труд –
главный источник саморазвития человеческого разума, поднимающий личность на
ступень самостоятельного духовного или практического творчества. Но к высокой
системной трудовой деятельности и самоуправлению могут прибегать только люди,
хорошо понимающие свою ответственность перед собой, окружением и обществом.