370.1                                

Тольтебаева Г.А

Южно-Казахстанский Государственный университет им. М.Ауезова, ПИК,Казахстан

Народное воспитание и преемственность поколений

         В связи с демократическими реформами, гуманизацией общественной жизни и исходя из государственных интересов Республики Казахстан, направленных на сохранение межэтнической стабильности, утверждения казахстанского патриотизма и этнического возрождения народов в современном обществе продолжает возростать роль народной педагогики и ее идей. Решение большинства проблем народной педагогики, т.е. определение и обоснование ее методологических основ, целей и задач, содержания народных традиций, обычаев, возможностей их использования в современной практике воспитания и образования требует совместных усилий ученых, педагогов-практиков, органов образования, общественных организаций.

В этом смысле работа Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «В потоке истории» является важным и многозначимым событием в научной, культурной жизни всех центральноазиатских народов, ибо это культурологическое исследование как по своему содержанию, так и по многим методологическим аспектам раскрывает новую страницу в решении проблем переосмысления и более глубокого освоения нашей истории. Язык, память и культура – важная трилогия народного менталитета – находятв работе важное переосмысление.

Народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю матриальной и духовной культуры  общества. Преемственность дает новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества.

С позиции диалектического материализма преемственность – обязательное условие, основа всякого развития, идущего от одного уровня к другому. Историческая преемственность необходимое условие всего общественного прогресса. Без анализа преемственности нельзя понять диалектику развития, т.е. преемственность – условие непрерывного развития.

Преемственность поколений обеспечивается воспитанием. В таком толковании преемственность в высшей степени обширное всеохватывающее, глобальное явление, ибо речь может идти о конкретной преемственности – в воспитании. Без этой преемственности народное воспитание не может быть представлено вполне как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Нам близко то понимание преемственности, которое дает в своем исследовании Г.Н.Волков: «Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и дуовного прогресса народа. Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предпологает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественнным воспитанием, педагогоческий оптимизм... Преемственность реализуется во времени и пространстве».

В постоянной преемственной связи оказываются с одной стороны, методы воспитания и его процесс, уровень воспитанности индивида и масс, а с другой – воспитатели, воспитанники, домашнее воспитание как часть народного, компоненты воспитания т.д. Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она может проявляться в плане и сугубо личным, в плане личного самосовершенствования, а также и в плане семейных традиций.

Генератором и кристаллизатором педагогической «теории» народа является устное народное творчество. На протяжении многих столетий оно было своеобразным «жизненным учебником», передававшим от старшего поколения к младшему опыт и знания, умения и навыки, житейскую философию, мудрость, этику, взгляды на воспитание и обучение детей.

В.Г. Белинский глубоко интересовался самобытностью педагогической культуры народов. Он ставил вопрос: «В чем состоит самобытность каждого народа?» - и отвечал: «В основном одному  ему принадлежащем образе мыслей и взглядов на предметы, в решении, языке и более всего в обычаях. Эти обычаи состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, причина коих скрывается в верованиях, поверьях и понятиях народа…Все эти обычаи укрепляются … и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомкам от предков. Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта небывалая и несбыточная».

Народное творчество – неиссякаемый источник педагогических идей. Оно обеспечивает осуществление духовной преемственности поколений и служит основной народной теории нравственного воспитания, т.к. воплощает в себе не писанный, но отшлифованный веками моральный кодекс народа. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к воспитанию. Был выработан определенный морально-психологический эталон личности.

Идеи народной педагогики находятся в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими и другими знаниями народа, прослеживаются во всех сферах народной жизни: в трудовой деятельности, бытовой практике, отношениях в обществе, семье, в сфере обрядности, фольклоре, в поведении, морали.

Таким образом, идеи народной педагогики отражают по существу народные знания, составляют их основу и могут быть использованы в практике воспитания.

 

 

Литература:

1.           Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд.2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с.

2.            Джанибеков У. Эхо…По следам легенды о золотой домбре.-Алма-Ата: Өнер, 1991.-304с.