“Экономические науки”/ 6.Маркетинг и менеджмент

Вегера И.В.

Теоретические основы формирования профессиональной культуры специалиста

сферы гостеприимства

 

На современном этапе развития гостиничного дела актуальное значение приобретает готовность специалиста сферы гостеприимства к работе в новых условиях, поскольку научно-технический прогресс, и высокие технологии, существенно изменили среду обитания гостиничной индустрии. При этом в качестве особенностей современного специалиста многие исследователи выделяют преобладание организационных, деятельностных качеств.

Для исследования проблем формирования профессиональной культуры специалиста сферы гостеприимства как основы готовности к гостиничной деятельности сложились определенные предпосылки, среди которых теории: личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Кан-калик, А.В. Мудрик); профессиональной подготовки на основе взаимосвязи общего и профессионального образования (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев и др.); системного анализа (Л. фон Берталанфи, Дж. Клир, В.Н.Садовский); формирования профессиональной культуры личности (О. А. Абдуллина, В. П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В. Краевский, И. Я. Лернер, В.А. Сластенин) и т.д.

Закономерно встает вопрос о необходимости совершенствования и дальнейшего развития теории и практики формирования профессиональной культуры специалиста сферы гостеприимства.

Цель данной статьи – обоснование системы формирования профессиональной культуры специалиста сферы гостеприимства, обеспечивающей готовность к управленческой деятельности в сфере туризма.

Анализ теории и практики подготовки специалистов в сфере туризма показывает, что для исследования сущности понятия «профессиональная культура» используются различные подходы и методы, среди которых: эволюционный, выступающий частью исторического и рассматривающий культуру с позиций эволюции; структурный, ориентированный на исследование культуры с позиций взаимосвязей его элементов; функциональный, нацеленный на исследование функций профессиональной культуры; компаративный, рассматривающий профессиональную культуру через призму диалога с другими культурами, сравнения их по какому-либо основанию или признаку; типологический, где сравнение культур направленно на обобщение характеристик профессиональной культуры; диалектический, рассматривающий профессиональную культуру как развивающееся, внутренне противоречивое, многостороннее явление; системный, рассматривающий профессиональную культуру как единое целое, где все элементы взаимосвязаны и создают эмерджентные свойства, отсутствующие у отдельных компонентов; антропологический, рассматривающий профессиональную культуру как совокупность конкретных ценностей, связей, опредмеченных форм деятельности; семиотический, рассматривающий культуру как форму общения людей посредством языка; герменевтический, предполагающий интерпретацию (объяснение и понимание) культуры через тексты, анализ (философский, психологический, религиозный), способов истолкования; биографический, изучающий культуры как характеристику личности, опираясь на фактические события, поступки, суждения, свершенные человеком в разные периоды жизни и в различных ситуациях; гендерный, характеризующий культуру как совокупность социальных, психологических и иных небиологических качеств, которые считаются в данном обществе нормальными для женщин (женский) и мужчин (мужской). Следует отметить, что многообразие концептуальных подходов к изучению профессиональной культуры порождает многообразие методов изучения, что побудило в качестве приоритетного использовать, в частности, культурологический и системный.

Культурологический подход предполагает описание комплекса ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств и механизмов, обеспечивающих коллективный характер форм жизнедеятельности людей, который можно назвать «культурой общества», а в функциональном ракурсе рассматривать как систему социальных норм человеческой жизненной практики. При этом под социальными нормами в туристической сфере понимаются разделяемые в более или менее массовом порядке императивные, разрешительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления туристско-краеведческой деятельности или взаимодействия между людьми. Следует отметить, что содержание социальных норм определяется доминирующими в сообществе нравственными, этическими, мировоззренческими и другими принципами, включая широкий комплекс социально-регулятивных установок: мораль и нравственность обыденного поведения; законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на те или иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие устойчивые социальные и культурные стереотипы в автоматическом режиме; образцы поступков и решений, которые воспроизводятся с общей ориентацией на исходные эталоны; различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы поведения; система ценностных установок и ориентации, присущих туристскому сообществу и вне которых упорядоченная социальная жизнь в любом сообществе практически невозможна.

Следовательно, культурологический подход рассматривает ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие всякую социальную практику и особенности взаимодействия и взаимопонимания между людьми в туристской сфере. В этом смысле культурологический подход анализирует экстраутилитарные регулятивные начала в человеческой жизнедеятельности, под которыми понимаются такие элементы мотивации деятельности, не позволяющие личности использовать любой способ достижения цели, требуя выбора наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в сообществе.

С учетом сказанного, статус культурологического подхода в профессиональном туристском образовании следует определить: во-первых, как специфический метод и уровень обобщения в рамках наук туристского профиля; во-вторых, как самостоятельная область социального научного познания, исследовательский предмет которой обрисован выше.

Рассматривая место культурологического подхода в формировании профессиональной культуры специалиста сферы гостеприимства, можно констатировать, что большинство решаемых с его помощью задач направлено на выявление и описание фактов, их атрибуцию и классификацию с последующим выстраиванием их в хронологической причинно-следственной последовательности.

Углубляя и уточняя место культурологического подхода в исследовании, можно сделать вывод, что проблемы профессионально-личностного развития специалиста сферы гостеприимства, опираются на конкретные методологические принципы, среди которых: единство исторического и логического; личностного и деятельностного; теоретического и эмпирического; системность и целостность; гуманизм профессионального обучения и другие. При этом одним из ключевых методологических принципов выступает единство исторического и логического, позволяющий рассмотреть предпосылки и условия развития базисных, исторических, социально-культурных, национальных, религиозных и других оснований в определении содержания туристского образования и практической подготовки специалиста для сферы туризма.

В соответствии с принципом системности профессиональная деятельность в сфере туризма рассматривается как целостный процесс, состоящий из различных элементов (профессионально-деятельностные функции, профессионально-ролевые позиции и т.д.).

Но поскольку профессией специалиста сферы гостеприимства можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте, профессиональное туристское образование должно быть ориентировано, прежде всего, на личность специалиста, где превалируют культурологический, системно-целостный, личностно-деятельностный подходы, на выявление и раскрытие тенденций и условий, позволяющих будущему специалисту сделать успешную карьеру в сфере туризма.

В соответствии с приведенным пониманием управленческой деятельности в сфере туризма выделена система базовых понятий: профессиональная культура, управленческая культура, управленческое мышление, управленческие знания и умения, управленческое поведение, управленческое мировоззрение, управленческое мастерство, управленческая компетентность и грамотность, сформированность которых позволяет судить о готовности выпускников к управленческой деятельности в сфере туризма.

Поскольку стержневым элементом профессиональной деятельности менеджера туризма выступает профессиональная культура, отражающая уровень готовности к соответствующей деятельности, то необходимо определить его сущность, структуру и компонентный состав.