К.ф.н. Самсонова
М.О.
Всеукраинского
международного университета розвития человека «Украина»
БИБЛЕЙСКИЕ СЮЖЕТЫ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ МИСТЕРИИ В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА «ПЕСНЯ СУДЬБЫ»
Обращение к мистерии в
творчестве символистов было закономерным следствием их поисков общих корней
мировой культуры. Драматургия символизма явилась отражением славянских
языческих, древнеегипетских, античных и шумеро-вавилонских мистерий, а
обращение символистов к традициям средневековья возродило к жизни ветхо- и
новозаветную мистерию. Попытки приблизиться к анализу ветхо- и новозаветной
мистерии в драматургии А. Блока предпринимались литературоведами, начиная с
70-х годов 20 века. Так, исследуя поэтику образов в драматической поэме Блока
«Песня Судьбы» З.Г. Минц (1) и Т.А. Родина (2) в своих работах отмечают
параллель главного героя пьесы Германа с Христом; М.К. Безродный, принимая за
основу предложенную параллель, исследует образ евангельского жениха в притчах
от Матфея, Луки и Иоанна (3); в 90-е годы 20 века И.С. Приходько среди истоков
мифопоэтики «Песни Судьбы» называет евангельские сюжеты об Адаме и покинутом
рае, Аврааме и поиске им обетованной земли, о воскрешении Лазаря и о
возвращении Блудного сына (4).
Данная статья посвящена
исследованию интерпретации библейских сюжетов в пьесе А. Блок «Песня Судьбы»,
которая представляет собой реконструкцию средневековой ветхо- и новозаветной
мистерии: с одной стороны, в пьесе развертывается история крестного пути
Христа, а с другой - история изгнания Адама (Германа) и Евы (Елены) из рая -
дома «на блаженных островах», отделенного от всего остального мира круговой
оградой молодого сада.
Христианство
трансформировало в новозаветных текстах древний миф об умирающем и воскресающем
боге в образе Иисуса Христа. Мистериальный сюжет «страстей Господних»,
характерный для средневековой мистерии, воспроизводит Блок в «Песне Судьбы»,
где крестный путь Христа повторяет Герман. По мифологической традиции в путь
Герман отправляется с холма, на котором стоит его белый дом. Пьеса начинается с
вести об уходе Германа, которую приносит Монах. Для Елены эта весть оказывается
страшным ударом, для Германа - откровением, признанием его избранничества, и
только для матери Германа, «высокой стройной женщины в черных одеждах» ( не потому
ли черных, что она уже знает о судьбе своего сына - М.С.) приход Монаха не явился неожиданностью. Последние
слова ее в пьесе полны отчаяния от разлуки с сыном:» Боже мой! Зачем ты
уходишь, дитя мое? Увижу ли тебя?» (5,114). Не случайно пьеса строится на
мотиве скитания Германа: Христу с рождения сопутствовал образ дороги до самого
его крестного пути. Мистериальный сюжет смерти Христа трансформируется в сцене
выставки во Дворце Культуры, куда Герман приходит перед праздником Пасхи
подобно Христу, вошедшему в Иерусалим накануне этого праздника. Здесь, во
Дворце Культуры, Герману уготована судьбоносная встреча с Фаиной, удар бича
которой подтвердит его избранность. Как известно, Христа казнили дважды: до
распятия его бичевали, но толпе это
наказание показалось недостаточным и начался путь Христа на Голгофу. Избитый и
обессиленный, Христос несколько раз падал по дороге, стража заставила
встретившегося им крестьянина по имени Симон взять крест, который нес Христос и
донести его до места казни. В связи с этим эпизодом следует вспомнить встречу
Германа с Коробейником в конце пьесы ( в первой редакции Коробейник был просто
мужиком, крестьянином -М.С.) - он помогает Герману найти верную дорогу в
заснеженной пустыне: «До ближайшего места я тебя доведу, а потом - сам пойдешь,
куда знаешь» - говорит Герману Коробейник (5, 167). Открытый финал пьесы
наталкивает на мысль о том, что выход Германа на «верную» дорогу связан с его
распятием (после уже свершившегося
бичевания Фаиной), его смертью и последующим воскресением.
Интересно, что сюжет этой
мистерии разыгрывается еще до бичевания Германа на эстраде Дворца Культуры:
Оратор сообщает толпе о государственном заговоре и казни преступника. После
балаганных пощечин Клоуна печальному человеку в черном толпе жаждет крови настоящей
и красная полоса на щеке Германа от удара бича Фаины становится началом
безумия. Фаина (судьба- М.С), «избрав» Германа, знает о том, что его ждет
дальше: «Бедный» - скажет она о нем и «взор ее станет далек и бесконечно
печален» (5,130), но важность происходящего ускользнет от сознания толпы, уже
отвлеченной слухом о предстоящей казни.
В «Песне Судьбы» нашел
отражение и один из сюжетов средневековой ветхозаветной мистерии. Это сюжет об
изгнании Адама и Евы из райского сада. «В книге Бытия изображена блаженная
жизнь Адама и Евы в райском саду, где произрастали в изобилии всевозможные
деревья, животные здесь жили в мире с человеком и друг с другом, а мужчина и
женщина не знали стыда, так как не знали ничего дурного» (6,29). Так
продолжалось до того момента, пока змей не дал отведать Еве запретного плода и
свершилось первое грехопадение человека. Рассказ о грехопадении и последующем
за ним изгнании из рая связан с деревом познания добра и зла, которое «
занимает центральное место на сцене, где разыгрывается великая трагедия, вокруг
него группируются мужчина, женщина и говорящий змей» (6,30).
Д. Фрэзер пересказывает
библейский сюжет об искушении Евы: «В виде проявления своей высшей милости Бог
хотел наградить Адама и Еву великим даром бессмертия, но решил при этом сделать
их вершителями своей судьбы, дав им возможность самостоятельно сделать выбор -
принять либо отвергнуть предложенный дар. Для этой цели он посадил в райском
саду два чудесных дерева... плоды одного... приносили смерть вкусившему от них
(дерево познания добра и зла - М.С.), плоды другого - вечную жизнь» (6,34). «И
произрастил Господь Бог из земли всякое дерево... и дерево жизни посреди рая, и
дерево познания добра и зла... И заповедал Господь Бог... от дерева познания
добра и зла не ешь; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь»
(7, 2:9,16, 17). Далее по тексту Библии следует искушение Евы змеем: «И сказал
змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» Ева
ответила, что только плодов дерева познания добра и зла нельзя есть, или они с
Адамом умрут. «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в
который вы вкусите от них, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие
добро и зло» (7, 3:1,4,5). Исследовав версии, существовавшие в культурах разных
народов, Фрэзер предложил свою интерпретацию первоначальной легенды о
грехопадении: после того как Бог посадил деревья в раю, он послал змея к
мужчине и женщине с вестью о том, чтобы они ели плоды дерева жизни и были
бессмертны, но змей извратил слова послания и сказал Еве, что если они вкусят
плодов дерева жизни тотчас умрут, но если попробуют плодов дерева познания
добра и зла, будут жить вечно. Сделав так, как сказал змей, люди нарушили слово
Бога. «Боясь, что человек, вкусивший от одного дерева и уподобившийся через это
Богу, вкусит также от другого дерева и сравнится с Богом в бессмертии, Бог
прогнал человека из сада» (6,30). Мотив ложной вести становится
сюжетообразующим в пьесе. «На блаженных островах», в уединенном белом доме на
холме, за оградой молодого сада живут Герман с Еленой. Белые крылья,
простирающиеся над домом, свидетельствуют о покровительстве Высшей силы (Бога).
Дорога из неведомого Герману и Елене мира упирается прямо в ворота белого дома.
По этой дороге уйдет в другой мир сначала Герман, затем вслед за ним отправится
Елена. Дважды откроются ворота в саду (ворота Эдемского сада - М.С.), выпуская
обитателей белого дома в неизвестность. Путь Германа начинается с появления в
белом доме Монаха: «Точно ангел с поломанным крылом» (5,105) - скажет о нем
Елена, и с ее репликой возникнет ассоциация с Сатаной в райском саду. Но здесь
Сатана искушает не Еву (Елену), а Адама (Германа) новым миром, новым знанием,
новым чувством (к Фаине), тем самым, подталкивая Германа к предательству светлой
Елены и ее любви.
Монах в пьесе Блока
является посланником: он несет весть о неизбежном уходе из рая как для Германа,
так и для Елены. Этот уход безусловно, связан с испытанием и Фаиной.
Познакомить Германа с Фаиной Монах поручает Другу (многие из исследователей
отмечает связь этого образа с Дьяволом - см. работы Т.А. Родиной (2), И.С.
Приходько (4) и др. - М.С.):
«Монах (с улыбкой). И ты,
юноша, не слыхал о Фаине?
Герман. Не слыхал.
Монах. Мир тебе, Герман.
Скоро услышишь... (Другу - лукаво.) вы мне поможете, удивительный человек?..»
(5,109).
Подобно ветхозаветному
Богу, Монах просит Друга «передать весть» Герману о прекрасной Фаине, которая в
пьесе, следуя библейскому сюжету, выполняет роль «дерева смерти»; как змей в
интерпретации Фрэзера, Друг доносит до Германа «ложную» весть (то есть
извращенную Другом, но истинную по сути - М.С.) о Фаине: «Друг. Очень мне не
нравится этот монах... Лукавый и сентиментальный, как все монахи... Вы знаете,
кто такая Фаина, которой он вас морочил? - Просто-напросто каскадная певица с
очень сомнительной репутацией» (5,111).
Герман отправляется на
поиски Фаины, следом за ним уходит Елена. Монах собирает ее в дорогу, предрекая
ей много испытаний и слез и вешая ей на шею крестик - знак того, что Высшие
силы будут охранять ее во время трудного пути, и, словно сожалея о том, что
Герман и Елена поддались искушению Фаиной, тихо напевает: «Жизнь
бесконечная...», что снова возвращает к мысли об интерпретации Блоком в пьесе
мотива ложной вести, связанного с деревом жизни.
В лице Адама и Евы
человек был призван возделывать и хранить райский сад и пребывал в общении с
Богом. Мотив возделывания сада раскрывается в «Песне Судьбы» в реплике Елены -
ее последней попытке удержать Германа от ухода из белого дома на холме в
неведомый мир: «Помнишь, ты сам сажал лилию прошлой весной?.. Мы носили навоз и
землю и совсем испачкались. Потом ты зарыл толстую луковицу в черную землю и
уложил вокруг дерн. Веселые, сильные, счастливые... Без тебя лилия не взойдет»
(5,113). После изгнания Евы и Адама из рая Бог: «... поставил на востоке у сада
Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву
жизни» (7,3:24). В «Песне Судьбы» функции херувима выполняет Монах: после того,
как он провожает в путь Елену, он «осторожно запирает ставни и замыкает дверь.
Потом садится на ступеньку и смотрит вслед Елене. На крылечке горит свеча»
(5,158).
Наследуя традиции
средневековой культуры, драматургия символизма, в том числе и театр Блока,
реконструирует сюжеты христианских мистерий. Трансформация мистериальных
сюжетов в драматических произведениях Блока позволяет расширить круг значений
символических образов, построенных на ассоциациях и мифологемах.
1. Минц З.Г. Блок и Гоголь // Блоковский
сб. 2. - Тарту., 1972.
2. Родина Т.А. Блок и русский театр
начала 20 века. - М., 1972.
3. Безродный М.К. К характеристике
авторской мифологии Блока // Уч. Записки ТГУ. - Тарту., 1988.
4. Приходько И.С. Мифопоэтика «Песни
Судьбы» Александра Блока// Изв. АН Сер. Лит. и яз. – 1993. - № 6.
5. Блок А.А. Собр. соч. В 9 Т. - М-Л .,
1961-1963.- Т.4,
6. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете.
-М., 1985.
7. Библия Книги Священного Писания
Ветхого и Нового Завета. Канонические в русском переводе с параллельными
местами. Издание Новая Жизнь Кэмпус Крусэйд фор Крайст Интернэшнл., 1993.